По грязи в князи, или Латвийское ралли с русским акцентом

По грязи в князи, или Латвийское ралли с русским акцентом
Автоспорт | 16 февраля 2019
Фото: AndrisR.photography | Андрей Клещев | Кристс Андерсонс | Майлис Лауд | Марк Алексеев | Марлеен Мааск | Тимо Анис

Зимний раллийный сезон в Прибалтике скоротечен: если в России он продолжается с декабря по март, то у наших соседей — каких-то три недели! Так что не успели мы с Климом Байковым перевести дух после выступления в Алуксне, как настала пора отправляться на следующий этап чемпионатов Латвии и Эстонии — ралли Сарма. А у нашего верного механика Андрея Чупракова времени отдохнуть вообще не было — из-за поездки в Тольятти, где 16-клапанный мотор Жигулей был оперативно перебран и заново настроен после проблем на первой зимней гонке.

В маленький восьмитысячный городок Гулбене, который принимает раллийные соревнования с далекого 1976 года, мы приехали еще за два дня до начала гонки. Причина весьма уважительная: латвийская команда SRT, сооснователем которой является наш хороший друг, экс-чемпион России по ралли Станислав Грязин, пригласила к себе на предстартовые тесты. Там кировские Жигули оказались в теплой компании с тремя полноприводными Шкодами и Фольксвагенами. Ну а Клим, прокатив на «пятерке» чемпиона Европы среди юниоров Николая Грязина и инженера команды SRT, получил ценные советы и по езде, и по дальнейшему развитию автомобиля — скрытых резервов в тормозах и подвеске у нас еще хватает.

Правда, применить полученный на тестах опыт «здесь и сейчас», увы, оказалось невозможно: минусовая температура накануне гонки сменилась оттепелью, так что стиль езды на раскисшей трассе пришлось кардинально менять. Никаких скольжений и движение только по колее — за ее пределами держака в снежной каше практически не было! Ну а те, кто пренебрегал этим правилом, тут же оказывались за пределами дороги — столько «рассаженных» по брустверам да канавам машин нам давненько видеть не доводилось…

По сравнению с январской гонкой в Алуксне, пелотон в Гулбене оказался еще более длинным: учитывая экипажи, стартующие в ралли-спринтовом и историческом зачетах, на старт вышла почти сотня машин! Да и по «качеству» участников ралли Сарма, которое в прошлом сезоне было признано лучшим этапом латвийского первенства, оказалось сильнее. Одно только появление Николая Грязина чего стоит: москвич приехал в Гулбене, чтобы получше подготовиться к дебюту в чемпионате мира, намеченному на ралли Швеция. Усилили состав многократный чемпион Эстонии Георг Гросс, выкативший на старт грозный хэтчбек Ford Fiesta WRC последнего поколения, и еще пара его титулованных земляков на прототипах. Да и главные герои ралли Алуксне — юный норвежец Оливер Сольберг (Volkswagen Polo R5) и многоопытный украинец Валерий Горбань (Mini John Cooper Works WRC) — никуда не делись!

Тем не менее реальной битвы за золото не получилось: Николай Грязин со своим штурманом Ярославом Федоровым выиграли шесть из восьми спецучастков, причем на самых сложных допах они «везли» конкурентам больше секунды с километра! И только разворот россиян на СУ5, обернувшийся потерей трех минут из-за забитого снегом радиатора, не позволил им выиграть гонку. Впрочем, Николай с Ярославом не особо-то и расстроились: они ехали в Гулбене не за «чашками», а за накатом, который пригодился экипажу SRT в эти дни на трассе ралли Швеция, которую тоже не пожалела оттепель.

Ну а на Сарме российских болельщиков порадовали не только Грязин с Федоровым. Отменную езду продемонстрировали и Денис Ростилов с Георгием Трошкиным: уральско-московский дуэт, выступающий на Mitsubishi, отпраздновал первую победу в Прибалтике в «серийном» полноприводном классе LRC2 и закончил гонку четвертым в абсолюте. Ну а благодаря казанцам Радику Шаймиеву и Максиму Цветкову (Ford Fiesta R5) первая шестерка общего зачета гонки и вовсе оказалась наполовину российской!

Ну а что же наши Жигули? Стартуя в шестом десятке, удовольствия от езды по грязной и разбитой трассе мы, естественно, не получали. Не до жиру — быть бы живу: в узких местах колея на втором проезде по допам была такой, что Жигули «полировали» дорогу защитой картера двигателя! И хотя «пятерке» досталось изрядно, она отработала гонку на пять с плюсом, а все потерянные по ходу ралли секунды оказались целиком и полностью на совести экипажа.

Впрочем, острых моментов у нас было, по большому счету, всего два. На СУ5 слегка промахнулись на «слепом» перекрестке мимо крутого поворота — пришлось после этого сдавать задом. Ну а за километр до финиша последнего допа машину неожиданно выкинуло из колеи на выходе из поворота — и она, всплыв на снежной каше, ткнулась «мордой» в сугроб! Спасибо болельщикам и сошедшему в этом месте раньше экипажу: совместными усилиями они вскоре вернули Жигули на путь истинный — и мы, пропустив только одну машину, с облегчением продолжили путь к финишу. С бонусными пятью очками за победу на финальном Power Stage в 1600-кубовом зачете EMV5, конечно, пришлось мысленно попрощаться. Но, как оказалось, ненадолго: наш единственный оставшийся в строю «одноклассник», эстонец Кристо Лаадре на заднеприводной Тойоте Starlet, потерял на СУ8 целых семь минут!

Где же все остальные? На разваленных дорогах прибалты чувствовали себя явно не в своей тарелке — и стали проигрывать нам с первых же километров. Ну а уже к обеденному перерыву все реальные конкуренты и вовсе самоликвидировались! Эстонец Таури Пихлас уложил свою Тойоту на крышу, латыш Иво Килпис сошел из-за механических проблем, а самый быстрый обладатель Жигулей, чемпион Эстонии 2014 года в абсолюте Тимму Кырге, «обсох» на трассе, не рассчитав запас топлива…

В результате после двух зимних этапов мы с Климом вышли в лидеры зачета EMV5 — и сохраним первую строчку в 1600-кубовом классе как минимум до начала мая, когда стартует следующий этап эстонского первенства, ралли Таллин.

Ралли Сарма
Чемпионат Латвии, 2-й этап
Чемпионат Эстонии, 2-й этап
Гулбене (Латвия), 8—9 февраля
Стартовал 71 экипаж, классифицировано 45
Абсолютный зачет:

Место Экипаж Страна Автомобиль Время
1 О. Сольберг/А. Джонстон Норвегия/Великобритания Volkswagen Polo R5 57.20,92
2 Г. Гросс/Р. Мыльдер Эстония Ford Fiesta WRC +1.24,88
3 Н. Грязин/Я. Федоров Россия Skoda Fabia R5 +1.51,19
4 Д. Ростилов/Г. Трошкин Россия Mitsubishi Lancer Evo IХ +2.29,37
5 Э. Блумс/Д. Эглитис Латвия Mitsubishi Lancer Evo IХ +2.55,69
6 Р. Шаймиев/М. Цветков Россия Ford Fiesta R5 +4.00,47
7 М. Сескс/К. Цауне Латвия Ford Fiesta R2T +4.13,11
8 Р. Балдиньш/М. Кульшс Латвия Mitsubishi Lancer Evo IХ +4.41,22
9 К. Торн/К. Паннас Эстония Ford Fiesta R2T +4.58,08
10 Р. Поом/К. Ярвеоя Эстония Ford Fiesta R2T +5.37,16
       
33 А. Михайлов/Н. Кокинс Россия/Латвия Ford Fiesta NRC +10.41,22
36 К. Байков/А. Клещев Россия ВАЗ-2105 +12.02,98
37 Д. Феофанов/Д. Чумак Россия Mitsubishi Lancer Evo Х +15.00,82
38 Р. Беляев/Н. Гончарова Россия ВАЗ-21107 +15.15,00
41 В. Горбань/С. Ларенс Украина/Эстония Mini John Cooper Works WRC +18.29,74
44 А. Семенов/И. Маров Россия Mitsubishi Lancer Evo Х +29.53,20

Положение в абсолютном зачете чемпионата Эстонии среди пилотов

Место Гонщик Страна Автомобиль Очки
1 Оливер Сольберг Норвегия Volkswagen Polo R5 200
2 Эмилс Блумс Латвия Mitsubishi Lancer Evo IХ 115
3 Денис Ростилов Россия Mitsubishi Lancer Evo IХ 115
4 Валерий Горбань Украина Mini John Cooper Works WRC 104
5 Радик Шаймиев Россия Ford Fiesta R5 100
       
25 Клим Байков Россия ВАЗ-2105 51

 

Положение в зачете EMV5 чемпионата Эстонии среди пилотов

Место Гонщик Страна Автомобиль Очки
1 Клим Байков Россия ВАЗ-2105 48
2 Кристо Лаадре Эстония Toyota Starlet RWD 36
3 Тимму Кырге Эстония ВАЗ-2105 29
4 Таури Пихлас Эстония Toyota Starlet FWD 23

Рекомендованные статьи