Супер-ралли, супер-Сольберг и Жигули против Тойот на открытии сезона в Прибалтике

Супер-ралли, супер-Сольберг и Жигули против Тойот на открытии сезона в Прибалтике
Автоспорт | 26 января 2019
Фото: janisasaris.com | rallifotod.eu | Андрей Клещев | Индрек Аллик | команды-участницы | Марк Алексеев | Тимо Анис

Еще со своих первых шагов в автоспорте в начале 90-х я обожаю зимние гонки. Никакой тебе пыли и грязи — только свежий воздух и чистый снег! Как там у классика? «Мороз и солнце; день чудесный». Или на крайний случай ветер со вьюгой — тут уж как повезет. А когда в 2014 году я окончательно переместился с обочин гоночных трасс в штурманское кресло раллийных Жигулей кировчанина Клима Байкова, моя любовь к зимним гонкам только усилилась. Мчать по узкой дороге сквозь ночь в заснеженном лесу, рассекая темноту мощным светом раллийной люстры — ни с чем не сравнимое удовольствие. Не только для меня, но и для моего пилота.

Правда, вместе с глобальным потеплением количество по-настоящему зимних ралли в наших широтах резко сократилось. Плюсовые температуры и затяжные оттепели превратили некоторые соревнования из удовольствия в мучение на раскисших дорогах. Но латвийского ралли Алуксне, на котором мы с Климом открыли сезон-2019 в Прибалтике, погодные катаклизмы не коснулись — наоборот, это была лучшая зимняя гонка за всю пятилетнюю историю наших совместных выступлений! Обильные снегопады с начала зимы, легкая оттепель за день до ознакомления с трассой и морозы перед стартом превратили спецучастки на севере Латвии в мечту любого раллиста: идеально ровные дороги были покрыты толстым слоем льда, а обочины украшали высокие снежные брустверы. Посмотрите это видео — и вы все поймете сами:

Каждый раз, когда мы приезжаем в древний городок Алуксне, нас поражает подход местных организаторов к выбору раллийных дорог: с 2011 года, когда эта гонка появилась на свет, они вводят в строй все новые и новые спецучастки. И хотя мы выступали в этом уголке Латвии уже в третий раз, по прежним стенограммам ехать бы не получилось: из пяти нынешних допов нам был знаком по предыдущим гонкам лишь один! Самый техничный — на границе с южной Эстонией, который мы уже ездили в 2017-м. Можно только порадоваться этому разнообразию: езда по новым дорогам — это куда более интересный вызов для экипажа, нежели утюжка знакомых до боли трасс, как это зачастую бывает на гонках в России.

Петербуржец Александр Михайлов, ранее выступавший на Mitsubishi, дебютировал в Алуксне на полноприводном прототипе Ford Fiesta, построенном командой латыша Мариса Нейкшанса

Межсезонье прошло для наших 180-сильных Жигулей не без приключений. Разминочный старт на домашнем для Клима ралли Вятка обернулся авралом с внеплановой переборкой заднего моста и секвентальной коробки передач — обо всем этом мой пилот подробно написал в своем блоге. В результате на нашей «пятерке» появилась чуть более короткая главная пара 5,38 от именитой шведской компании Sellholm. Кроме того, Жигули, которые принесли нам два титула чемпионов Эстонии в 1600-кубовом классе EMV5, обзавелись топовыми тормозными колодками Carbonе Lorraine — более простой комплект от Ferodo прошлой осенью на немецком ралли Lausitz проявил свою склонность к перегреву.

Штатный эвакуатор на ралли Алуксне — это адская смесь из BMW и ГАЗ-66!

Ну а главным новшеством для нас на ралли Алуксне стали широкие 15-дюймовые шины Pirelli, которые поставляются в том числе для юниорского чемпионата мира. Отказ от привычной узкой 16-дюймовой резины, дающей огромное преимущество на рыхлом снегу, был мерой вынужденной: итальянцы прекратили выпуск так полюбившейся нам «елки», да и другие производители шин тоже в скором времени откажутся от производства колес с шириной протектора 145—155 мм. Так что тут мы с Климом решили сыграть на опережение: раз у узких покрышек перспектив нет, значит, нужно приспосабливаться к езде на широких. Пусть даже у соперников, выступающих на более «злых» шинах, пока будет некоторое преимущество.

Широкие 15-дюймовые шины Pirelli WJA недешевы — 330 евро за штуку. Зато их ресурс из-за меньшего удельного давления на поверхность дороги обещает быть куда выше, чем у узких покрышек

Кстати, одноклассников у нас в этом сезоне прибавилось, поскольку мы с Климом решили выступать одновременно сразу в двух чемпионатах — привычном эстонском и новом для нас латвийском. А что? Сейчас у первенств двух соседних стран аж четыре совместных этапа и столько же «обособленных» гонок, не совпадающих, в отличие от прошлого года, по датам. Так почему бы не попробовать замахнуться на призы и там и там? Правда, если в чемпионате Эстонии мы стартуем в привычном 1600-кубовом зачете, то младший национальный класс чемпионата Латвии — это двухлитровый. Понятное дело, что гоняться на Жигулях с мотором 1.6 за Хондами и Renault мощностью хорошо за двести «лошадей» — затея малоперспективная. Но мы не ищем легких путей, ведь чем сильнее твои соперники, тем быстрее растешь и ты сам!

Именно поэтому на ралли в Прибалтику в последнее время зачастили гости из Северной и Западной Европы: конкуренция здесь будь здоров, а трассы большинства гонок по своей «трехмерности» ничем не уступают среднестатистическим финским или шведским. Шутка ли — на старт ралли Алуксне вышли представители десяти стран, в том числе и таких далеких от балтийских берегов, как Великобритания и Испания! А еще в Латвии и Эстонии созданы отличные условия для воспитания юных талантов: на ралли здесь можно стартовать (пусть и с некоторыми оговорками) даже 15-летним спортсменам. Одного своего воспитанника, Калле Рованперу, прибалты уже «командировали» в чемпионат мира, где финн теперь выступает за заводскую команду Skoda Motorsport. А на подходе еще один недюжинный талант — норвежец Оливер Сольберг.

В прошлом сезоне сын чемпиона мира 2003 года Петтера Сольберга стал за рулем хэтчбека Peugeot 208 R2 вторым в «моноприводном» латвийском первенстве, уступив только чемпиону Европы Мартиньшу Сесксу. А в этом сезоне 17-летний Оливер пересел на новенький полноприводный Volkswagen Polo R5 — и с ходу задал соперникам жару в Алуксне. Уступив в начале гонки украинцу Валерию Горбаню (который в прошлом сезоне на своем могучем «кроссовере» Mini John Cooper Works WRC выиграл и эстонское, и латвийское первенство), во второй день Сольберг-младший начал сокращать отрыв и к шестому СУ вышел в лидеры. Противостояние молодости и опыта продолжалось до финальных метров дистанции — перед заключительным допом двух претендентов на золото разделяло меньше семи секунд! И только пробитое Горбанем на последнем спецучастке колесо позволило Сольбергу одержать свою первую «полноприводную» победу с чуть более солидным преимуществом.

Замкнул тройку призеров абсолюта чемпион Польши 2015 года Лукаш Хабай — несмотря на то, что пилот фордовской Фиесты R5 впервые выступал на зимних гонках в Прибалтике, он уверенно отвоевал у быстрых хозяев трассы бронзу. Ну а из россиян стоит отметить уверенное выступление уральца Дениса Ростилова, который на своей Mitsubishi уступил в «серийном» полноприводном классе LRC2 только прошлогоднему чемпиону Латвии Эмилсу Блумсу. Отраден и прогресс дальневосточника Сергея Попова: пилот из Хабаровска, пересевший в этом сезоне с Фиесты на хэтчбек Skoda Fabia R5, также сумел финишировать в Алуксне в первой десятке абсолюта.

Состав участников в нашем 1600-кубовом классе ЕMV5 оказался хоть и немногочисленным, но весьма боевым. Тут тебе и чемпион Эстонии 2014 года в абсолютном зачете Тимму Кырге, ныне выступающий на ВАЗ-2105, и победитель прошлогоднего ралли Алуксне латыш Иво Килпис на такой же «пятерке». А дополнили теплую жигулевскую компанию два пилота на Тойотах: переднеприводный Starlet вывел на старт недавний триумфатор самого популярного в Прибалтике ралли Сааремаа Таури Пихлас, а заднеприводную модификацию той же модели — Кристо Лаадре, пересевший на легковушку из-за руля… гоночного грузовика ГАЗ-51.

Первый день гонки, состоявший из двух ночных проездов по одному десятикилометровому спецучастку, мы с Климом закончили на второй позиции в классе, уступив только экипажу Кырге. А наутро из-под капота Жигулей прозвенел тревожный звоночек: после финиша СУ3 в моторе появился стук, подозрительно напомнивший нам предвестника схода на прошлогоднем ралли Сааремаа. Однако машина при этом не грелась и не дымила, как на островной гонке в октябре 2018-го. Поэтому мы аккуратно закончили секцию и совершили «звонок другу» — нашему мотористу из Тольятти Дмитрию Брагину — с вопросом о том, стоит ли ехать дальше.

Выслушав рассказ Клима, действующий чемпион России по кольцевым гонкам отговорил нас от сдачи контрольной карты: мол, надо продолжать гонку, следя за температурой и давлением масла. И Брагин оказался прав: несмотря на то, что в концовке гонки Клим сильно прибавил (в нескольких местах я, к своему стыду, даже запаздывал с чтением стенограммы), двигатель выдержал до самого финиша. Есть первые очки и в чемпионате Эстонии, где мы стали третьими после Кырге и Пихласа, и в чемпионате Латвии, где мы оказались шестыми после экипажей на двухлитровой технике и дуэта на легком 1600-кубовом «кит-каре» Ford Puma!

О временах в двадцатке лучших абсолюта, как на прошлогоднем ралли Алуксне, нам с Климом пришлось забыть. Надеюсь, что ненадолго!

И все же волнения были не напрасными: визит нашего неутомимого механика Андрея Чупракова в Тольятти сразу после возвращения из Латвии вылился в переборку двигателя. Как оказалось, утром второго дня на машине провернуло венец маховика — и мотор едва не заклинило из-за «ушедших» углов зажигания и чересчур бедной топливной смеси. Хорошо еще, что, почуяв неладное, Клим быстро переключился на запасной датчик положения коленвала, что спасло нас от схода на самой гонке. И хотя объем ремонтно-восстановительных работ по Жигулям все равно получился очень большой, на наших дальнейших планах, уверен, это не отразится: готовимся к латвийскому ралли Сарма, которое стартует уже 9 февраля!

Ралли Алуксне
Чемпионат Латвии, 1-й этап
Чемпионат Эстонии, 1-й этап
Алуксне (Латвия), 18—19 января
Стартовало 65 экипажей, классифицировано 54
Абсолютный зачет:

Место Экипаж Страна Автомобиль Время
1 О. Сольберг/А. Джонстон Норвегия/Великобритания Volkswagen Polo R5 48.57,23
2 В. Горбань/С. Ларенс Украина/Эстония Mini John Cooper Works WRC +16,06
3 Л. Хабай/Д. Дымурски Польша Skoda Fabia R5 +42,79
4 Э. Каур/С. Симм Эстония Ford Fiesta Proto +54,06
5 Т. Касперчик/Д. Сыты Польша Ford Fiesta R5 +2.31,60
6 Э. Блумс/Д. Эглитис Латвия Mitsubishi Lancer Evo IХ +2.55,75
7 Э. Бергманис/Э. Гринс Латвия Mitsubishi Lancer Evo IХ +3.08,65
8 Д. Ростилов/Г. Трошкин Россия Mitsubishi Lancer Evo IХ +3.14,35
9 С. Попов/А. Галькевич Россия Skoda Fabia R5 +3.54,79
10 Э. Валейша/М. Варжа Литва Ford Fiesta R5 +4.16,95
11 М. Сескс/К. Цауне Латвия Ford Fiesta R2T +4.32,62
12 Р. Шаймиев/М. Цветков Россия Ford Fiesta R5 +5.01,52
13 М. Самсонас/Э. Сниткас Литва BMW M3 +5.25,16
14 А. Михайлов/Н. Кокинс Россия/Латвия Ford Fiesta NRC +5.29,74
       
18 Д. Феофанов/Д. Чумак Россия Mitsubishi Lancer Evo Х +6.26,86
27 С. Травников/А. Башмаков Россия Ford Fiesta Proto +7.49,60
42 К. Байков/А. Клещев Россия ВАЗ-2105 +10.43,49
54 В. Леонтьев/И. Леонтьев Россия BMW M3 +28.39,10

Рекомендованные статьи