Российское ралли: прототипы наступают, фавориты удивляют, Виталий Петров побеждает!
«Ни гонки без погодных катаклизмов!» — под таким девизом прошел этот зимний сезон в российском ралли. Правда, в отличие от прошлых лет, небесная канцелярия проверяла на прочность организаторов и участников этапов чемпионата и Кубка России не оттепелями, а метелями. Обильными снегопадами накрыло и пермскую Барду, и уральский Стилобит, и ярославские Золотые купола, и обе зимние гонки в Карелии!
Ночной снегопад и изменившаяся после дня ознакомления трасса привели к тому, что все три лидера ралли Стилобит в абсолюте — Денис Ростилов, Григорий Трегубов и Игорь Смирнов — закончили гонку в сугробах практически в одном и том же месте!
В чемпионате России с прошлого года, напомню, разрешено участие прототипов — автомобилей с секвентальными коробками передач и длинноходными подвесками, которые можно строить в кузове одной модели, но с «начинкой» от другой. Подобная техника, как и во многих других странах, призвана прийти на смену сходящим со сцены «серийным» полноприводным Subaru и Mitsubishi. И если в 2018-м возможностями нового регламента успела воспользоваться, по большому счету, лишь команда москвича Сергея Успенского, построившая полноценный прототип на основе седана WRX STI, то в этом сезоне мы увидели на старте сразу пять новых машин в обличье фордовских Фиест!
Фиесту для петербуржца Александра Осипова готовила эстонская команда Kaur Motorsport — и пока машина, как и другие прототипы, явно не избавилась от детских болезней
Большинство из них были построены в Прибалтике и имели двухлитровый двигатель и трансмиссию от Mitsubishi: это решение давно стало привычным для Восточной Европы. Однако питерская команда R8 разработала такую Фиесту самостоятельно, а другой коллектив с берегов Невы, F-motors, пошел дальше всех, купив для Глеба Заволокина Ford испанской подготовки — с 1600-кубовым турбодвигателем Peugeot и полным приводом от Subaru. Такая техника, к слову, имеет… аргентинские корни — именно эта южноамериканская страна положила начало массовому строительству прототипов с продольным расположением мотора.
В отличие от Фиест с турбодвигателями от Mitsubishi, на машине Глеба Заволокина силовой агрегат расположен продольно
Все вышеупомянутые Фиесты имеют 34-миллиметровый рестриктор на впуске двигателя, а вот у машин, построенных в кузове и на агрегатах одного и того же производителя, такой «ошейник» еще на два миллиметра больше в диаметре. Благодаря этому и Subaru WRX STI действующего чемпиона страны Сергея Успенского, и Mitsubishi Lancer Evo IX петербуржца Ильи Лотвинова по своей энерговооруженности почти сравнялись с современными 380-сильными болидами категории WRC! Хотя по другим параметрам они, конечно же, «уорлд-ралли-карам» ощутимо уступают. Но и задачи гоняться за WRC в России не стоит — скорее наши прототипы, бюджет постройки которых можно уложить в 150 тысяч евро, призваны конкурировать с 280-сильной полноприводной техникой международной категории R5, которая почти в два раза дороже.
Лидировавшему в ралли Карелия Илье Лотвинову пришлось «чистить» перед соперниками трассу в сильнейший снегопад — и в итоге петербуржец на финальном допе откатился с первого на третье место
С приходом прототипов полноприводный лагерь чемпионата страны разделился на три части — владельцев новых машин, немногочисленных обладателей болидов категории R5 и гонщиков на обычных Subaru и Mitsubishi, для которых, к слову, сохранен отдельный зачет N4. Кто же оказался впереди после гонок в карельской Лахденпохье и тверском Пено? Если судить по победам на отдельных спецучастках, то преимущество у прототипов: их пилоты выиграли семь допов, спортсмены на «эр-пятых» — пять, а владельцы японской «классики» — четыре. Больше всего быстрейших времен оказалось на счету сибиряка Сергея Попова, который избрал своим оружием новенький хэтчбек Skoda Fabia R5. Гонщик из Хабаровска лидировал и в карельских, и в тверских лесах, однако закончить гонку он ни там ни там не сумел: в первом случае Попову помешал сугроб, а во втором — проблемы с электрикой…
Впрочем, никому из конкурентов Сергея также не удалось провести ровный зимний сезон: призерами в абсолютном зачете на первом этапе чемпионата России стали одни пилоты, а на втором — совсем другие. Карельский подиум оккупировали сплошь владельцы Mitsubishi, а быстрейшим в жуткий снегопад оказался многократный чемпион страны в «моноприводе» Дмитрий Воронов. Петербуржец в этом году взялся за освоение техники с колесной формулой 4х4 и даже на стареньком Evo VII с ходу произвел фурор! Ну а компанию Воронову на пьедестале в Лахденпохье составили пермяк Григорий Трегубов на «серийном» Лансере и еще один пилот с берегов Невы, уже упоминавшийся выше Илья Лотвинов.
Однако в Пено картина поменялась до неузнаваемости: и Воронов, и Трегубов сошли на первом же спецучастке из-за отказов техники, и инициатива перешла в руки владельцев прототипов. Несмотря на потерю минуты из-за пробитого колеса, тверскую гонку в очередной раз выиграл столичный ветеран Сергей Успенский. Вторым финишировал играющий тренер команды R8, ростовчанин Евгений Суховенко, а замкнул тройку призеров Александр Осипов, чья Фиеста завершала ралли на одном переднем приводе. И именно петербуржец теперь лидирует в чемпионате страны: Осипов оказался единственным пилотом из группы фаворитов, финишировавшим на обоих этапах!
Если в абсолютном зачете российского первенства предсказать будущего победителя турнира очень и очень сложно, то в моноприводных классах уже определились явные лидеры. В двухлитровой категории R3 обе гонки уверенно выиграл Александр Зайцев на фордовской Фиесте, который благодаря своей скорости и стабильности выбрался аж на второе место в общем протоколе чемпионата страны. Ну а в 1600-кубовом классе R2 пока никто не смог бросить вызов другому представителю Ленинградской области, Роману Русских: пилот хэтчбека Peugeot 208 оказался вне конкуренции и в Карелии, и в Пено.
Помимо массового строительства прототипов, еще одной приметой нынешнего сезона стало пришествие в ралли пилотов из других гоночных дисциплин. На старте в Карелии появился обладатель Кубка мира по ралли-рейдам Владимир Васильев: пилот седана Mitsubishi Lancer Evo IX закончил гонку шестым в абсолюте. Оба этапа чемпионата страны проехал раллийный дебютант Егор Санин, до этого добившийся успехов в «кольце» и ралли-кроссе. Уроженец Ульяновска быстро освоился за рулем 1600-кубового Peugeot 208 — несмотря на жесткую аварию на тестах перед ралли Пено, Егор дважды стал призером в самом массовом классе R2.
И все же главным «пришельцем сезона», безусловно, стал первый российский пилот в Формуле-1 Виталий Петров — гонщик из Выборга наконец-то осуществил свою давнюю мечту, стартовав в ралли на полноприводной технике. В чемпионате страны пилоту команды SMP Racing, который выступал на «серийном» Mitsubishi, правда, отличиться не удалось: помешали замена пробитого колеса в Лахденпохье и поломка подвески в Пено. Однако на мартовском ралли Яккима, которое завершало зимнюю программу в Кубке России, Петров был просто неудержим: Виталий выиграл в Карелии все шесть спецучастков и одержал первую победу в новой для себя дисциплине! Продолжение следует?
Для некоторых охотников за Кубком России этот зимний сезон выдался очень насыщенным, а для кого-то — наоборот, почти пустым. Дело в том, что четыре из шести его этапов прошли в Уральском и Приволжском федеральных округах, естественным путем выведя на первые позиции спортсменов из восточных относительно столицы регионов. В категории 1600Н после зимнего сезона уверенно лидирует Матвей Безруков на Ладе Калине первого поколения: екатеринбуржец выиграл две гонки и еще в двух финишировал вторым. Еще больший отрыв создал себе в двухлитровом классе представитель Уфы Константин Тарасов: пилот хэтчбека ВАЗ-2192 завоевал три золота и одно серебро. И только в абсолютном зачете Кубка пока нет явного лидера: шесть гонок выиграли шесть разных пилотов!
Путь к лидерству в зачете 2000Н Кубка России для Константина Тарасова и Ильи Белоусова был отнюдь не простым — взгляните, как запотели стекла их Калины на ралли Стилобит!
Больше всего очков в зимнем сезоне ожидаемо набрал петербуржец Денис Громов, решивший проехать на своем Mitsubishi все 15 этапов Кубка России. При том что зачет в «первой лиге» отныне ведется по всем гонкам, такая небюджетная стратегия, безусловно, имеет право на существование. Однако не будем забывать, что в финале сезона призерам будет начислено в разы больше очков, чем на всех предыдущих этапах. Так что у конкурентов еще будет шанс догнать и перегнать Громова в абсолюте, да и судьба наград во всех остальных классах явно будет решена лишь на сентябрьском ралли Псков.
В заключение — новости из мира моносерий. Вазовский турнир Lada Rally Cup, который до этого разыгрывался на Калинах, перешел на хэтчбеки Лада Гранта. Однако его участникам вовсе не пришлось срочно закупать новые автомобили: все заинтересованные спортсмены получили набор кузовных деталей для фейслифтинга имеющихся 160-сильных машин. Первый из семи этапов вазовской моносерии состоялся на ралли Яккима и собрал под свои знамена рекордные 12 экипажей. Ну а судя по тому, что участием в Lada Rally Cup заинтересовались такие быстрые пилоты из «старших» классов, как пермяк Григорий Трегубов и петербуржец Павел Козлов, разыгравшие между собой главные призы в Карелии, сезон-2019 в этом турнире обещает быть очень интересным.
Участники Lada Rally Cup заняли большую часть сервисного парка ралли Яккима
Тот же, кто не готов вложить миллион с лишним рублей в приобретение новой спортивной Гранты, сможет в этом году попробовать свои силы в другом сериале — Kramar Rally Cup. Новая гоночная серия от команды Александра Крамаренко будет состоять из пяти летних этапов в Центральном и Северо-Западном федеральных округах и рассчитана на владельцев Жигулей. Причем стартовать в ней могут не только пилоты на атмосферной технике, но и гонщики на машинах с восьмиклапанными турбодвигателями! Как раз такую 180-сильную «пятерку» и обкатывал на минувших зимних гонках тест-пилот команды Kramar Motorsport Сергей Прощенков.
Такие 180-сильные турбо-Жигули, как у Сергея Прощенкова, скоро можно будет взять и в аренду
Пока же у большинства отечественных раллистов перерыв до середины весны. Участники чемпионата России вновь скрестят шпаги в первый майский уик-энд на ростовском ралли Гуково, а пилоты из кубковой серии встретятся в конце апреля на псковском ралли Голубые озера.
Положение в чемпионате России среди пилотов поcле двух этапов (абсолютный зачет)
Место | Пилот | Город | Автомобиль | Очки |
---|---|---|---|---|
1 | Александр Осипов | Санкт-Петербург | Ford Fiesta Proto | 70 |
2 | Александр Зайцев | Лодейное Поле | Ford Fiesta Mk7 | 64 |
3 | Дмитрий Воронов | Санкт-Петербург | Mitsubishi Lancer Evo VII | 60 |
3 | Сергей Успенский | Москва | Subaru WRX STI | 60 |
5 | Роман Русских | Гатчина | Peugeot 208 R2 | 51 |
6 | Евгений Суховенко | Ростов-на-Дону | Ford Fiesta Proto | 48 |
6 | Григорий Трегубов | Пермь | Mitsubishi Lancer Evo IX | 48 |
Положение в Кубке России среди пилотов после шести этапов (абсолютный зачет)
Место | Пилот | Город | Автомобиль | Очки |
---|---|---|---|---|
1 | Денис Громов | Санкт-Петербург | Mitsubishi Lancer Evo IX | 159 |
2 | Александр Рогозин | Ижевск | Mitsubishi Lancer Evo VIII | 138 |
3 | Константин Тарасов | Уфа | ВАЗ-2192 | 108 |
4 | Андрей Мансуров | Пермь | Mitsubishi E8/Subaru Impreza | 96 |
5 | Данил Якушев | Пермь | Subaru Impreza N12 | 94 |
6 | Матвей Безруков | Екатеринбург | ВАЗ-11193 | 92 |