Андрей Хрисанфов — об автомобиле Rolls-Royce 40/50hp YE series Silver Ghost Limousine by Rippon Brothers

Фото: Шон Дагэн, Hyman Ltd.

На протяжении многих лет компания Rolls-Royce хранила по поводу мощности своих двигателей гордое молчание, — ограничиваясь простой констатацией, что она, мол, «достаточна». А ведь было время, когда мощность роллс-ройсовских моторов указывалась прямо в индексе модели, безо всякого стеснения — и даже со сдержанной гордостью…

Когда на заре автомобилизации налоговые органы принялись обкладывать непрерывно растущих в своей численности автомобилистов данью, они в качестве основы для расчета своих поборов вполне естественно выбрали мощность двигателя этих новомодных «самобеглых колясок» и «безлошадных экипажей»: чем она выше, тем больше денег предполагалось состричь с автовладельца. В разных странах применялись разные шкалы налогообложения; британские налоговики, в частности, употребляли для исчисления платежей метод расчета отдачи двигателя, накрепко привязанный к его рабочему объему, — хотя бы фактическая мощность «на валу» и была выше расчетной: ведь не станешь же, в самом деле, загонять каждую машину на динамометрический стенд, чтобы померить ей мощность. Королевский автоклуб Великобритании разработал и в 1910 году утвердил формулу такого расчета, для которой отправною точкой служил диаметр цилиндров автомобильного двигателя, измеренный, по тамошнему обыкновению, в дюймах. Диаметр этот возводился в квадрат и умножался на число цилиндров мотора, а затем получившееся число следовало еще делить на поправочный коэффициент, который был принят равным двум с половиной. При тогдашней низкой эффективности двигателей внутреннего сгорания расчеты по этой формуле полагались в достаточной мере точными — но так продолжалось недолго: технический прогресс на месте не стоял (ну не умеет он замирать неподвижно, хоть ты тресни!), конструкторы-двигателисты и ученые придумывали все новые ухищрения да усовершенствования, и очень скоро цифры фактической отдачи и расчетной принялись «разъезжаться». Чем дальше, тем больше. Вот тогда-то и появилась мода приводить в индексе той или иной модели автомобиля — независимо от марки — оба этих значения через дробь, чтобы потенциальный покупатель мог сразу видеть, за что он будет вынужден рассчитываться с налоговиками, а что получит на самом деле.

Компания Rolls-Royce, впрочем, использовала такую двойную индексацию еще до того, как ее утвердили ко всеобщему употреблению, — с 1906 года. Декларируемой целью фирмы с самого момента ее основания было производство автомобилей наилучшего и наивысшего качества; таковые выпускались в двух-, трех- и четырехцилиндровом вариантах начиная с 1903 года. Был у компании и определенный опыт в постройке шестицилиндровых машин — таких она изготовила и распродала аж целых 37 штук, причем один экземпляр даже уцелел до наших дней. Велись разработки и по модели с двигателем V8; впрочем, об этом мы уже рассказывали в АР №24 за 2005 год. Но в конце концов было принято решение не плодить более разнообразных моделей, а сосредоточить свои усилия на одной-единственной конструкции, доведя ее до наивозможнейшего на данный момент совершенства.
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи