Первая четверть: суммируем впечатления после двух месяцев ресурсного теста Лады Весты и Лады XRAY
Теперь им меньше осталось пройти — уже три четверти пути… Стартовавшие весной ускоренные ресурсные испытания двух вазовских новинок — Лады Весты и Лады XRAY — идут полным ходом: позади 8000 километров из 32-тысячной дистанции. И пусть серьезного ремонта ни одна из Лад пока не потребовала, список наших вопросов растет как на дрожжах.
Когда во время предыдущих сезонов ускоренных ресурсных испытаний мы забирали из специальной камеры (+37°С, влажность 95%, концентрация соли 3,5%) Ниву, УАЗ или китайский Geely с ржавчиной в тарированных надрезах краски, то сильно не удивлялись: проблемы с их коррозионной нестойкостью давно известны.
А вот на Ладу Весту мы, признаться, возлагали больше надежды. И насечки на крыльях, дверях, капоте и крышке багажника покамест действительно успешно сопротивляются соляному туману. Но надрез вглубь металла на крыше, штампованной из магнитогорской углеродистой конструкционной стали 08Ю-5 (из подобной, к слову, делают трубки для бытовых электронагревателей и холодильников), заржавел после первых шести часов испытаний (всего коррозионный тест разделен на десять циклов и в общей сложности длится 60 часов). А после второго захода бурый налет красовался и в соседней, менее глубокой, насечке до грунта.
Правда, когда-то похожую картину нам поначалу демонстрировал и обрусевший Hyundai Solaris — но на его крыше под лаком и краской мы обнаружили ремонтную шпатлевку, а надрез до металла на соседнем, неповрежденном, участке к концу испытаний так и цвел в гордом одиночестве.
Спокойствия ради мы проверили на «следы бития» все детали Весты, и, хотя толщина лакокрасочного покрытия в целом по кузову и плясала от 95 до 130 мкм (а на крыше от 108 до 119 мкм), последствий ремонтно-шпатлевочных работ не обнаружилось. Так что остается посоветовать владельцам не мешкать с подкраской сколов на крыше (чаще всего они появляются над ветровым стеклом).
Любопытно, что у хэтчбека Лада XRAY все до единой тарированные насечки пытку солью пока что игнорируют. А чем обе Лады схожи, так это шустрым наступлением коррозии на металлические элементы под капотом (болты, гайки крепления верхних опор стоек, металлические скобы корпуса воздушного фильтра и крепежная планка аккумулятора). Окислы атаковали алюминиевые элементы самих двигателей (клапанные крышки, генераторы, опоры) и задние тормозные барабаны. Похожим мог быть и пейзаж снизу: с бурыми пятнами на балках задней подвески, системе выпуска и откровенно заржавевшими приводами колес. Однако Веста отличилась и здесь: один из сколов защитного покрытия лонжерона пришелся точнехонько на точку контактной сварки, и она не преминула порыжеть.
На мощенной булыжником дороге Веста проявила завидную стабильность характера. Даже когда после 6000 километров вдобавок к полуцентнеру балласта в багажнике мы усадили в салон трех водоналивных манекенов по 75 кг каждый, руль по рукам бить не начал, да и панели интерьера не стали более разговорчивыми. И только лампочка в плафоне освещения салона принялась помаргивать на неровностях. Увы, «стабильной» осталась и раскачка кормы на череде волн покрытия — разве что с оговоркой: начали активней трудиться буферы хода сжатия задних амортизаторов.
• Лада XRAY
• Лада Веста
А на пробеге 6200 км Веста испугала нас стуками на неровностях. Но на ходовую часть мы грешили зря: виноватой оказалась система выпуска, долбившая по панели пола! Крепления подвели аж в двух местах сразу: порвавшийся один из передних резиновых держателей (50 рублей) мы заменили, а, приваривая на место отвалившийся кронштейн глушителя, дядя Ваня недобрым словом поминал УАЗ Патриот, выхлопная система которого из-за разрушения кронштейнов всю дорогу так и норовила отпасть.
Проезжаем несколько десятков километров по булыжнику — и снова грохот! Неужто Иван Иваныч схалтурил со сваркой? Нет, на сей раз ослабли нижние болты крепления задних амортизаторов. Благо посадочные места не разбило, так что мы лишь затянули болты покрепче — и пока перемещаемся в тишине.
• Ослабли болты нижниx креплений задних амортизаторов
• Заедают ручки и передних, и задних дверей
XRAY перенес прибавку в весе болезненней. Если Веста под грузом присела почти равномерно (передняя подвеска на 1,5 см, а задняя — на 2 см), то XRAY обрел явный дифферент на корму: передок стал ниже всего на 1 см, а задние пружины ужались на 2,5 см. Но хуже, что задние амортизаторы (они, кстати, меньшего по сравнению с Вестой размера), нагревшись, не столь уверенно парируют удары и чаще замыкаются на отбойники. Ни у Renault Sandero, ни тем более у Дастера такого и в помине не было. Не ждет ли XRAY печальная участь еще одного родственника по платформе В0, седана Nissan Almera, которому по ходу пробега амортизаторы мы меняли четырежды (и впервые — через 9500 км)?
А при пробеге 7200 км втулка переднего стабилизатора начала вылезать со своего посадочного места. Странно: прежде мы такого не наблюдали ни у одного «однотележечного» автомобиля! Но вазовцы, вопреки нашему недоумению, ничуть не удивились: у них на своих испытаниях Иксрея бывало такое же смещение при пробеге от 8 до 20 тысяч километров. И нас тут же успокоили: мол, на обычных дорогах этого случаться не должно, да и на булыжнике втулка со временем елозить прекращает, так что полной расфиксации не происходит. Понаблюдаем.
К стукам бьющего по рукам руля Иксрея добавилось громыхание декоративной крышки двигателя о «козырек» переднего щита кузова (возле трапеции стеклоочистителя). Присматриваем мы под капотом и за патрубком системы охлаждения: он трется о впускной коллектор.
Когда после дождя в моторном отсеке мы обнаружили сырость, то первым делом грешили на расширительный бачок, уже успевший в прямом смысле подмочить себе репутацию, — не потек ли вновь? Но вот уж не ожидали, что виновницами потопа окажутся установленные без прокладок форсунки омывателя ветрового стекла! Вода просочилась под форсунки, пропитала лист шумоизоляции, он набух — и устроил капель в моторном отсеке. Странная экономия на копеечных резинках…
А больше всего XRAY развлекает нас тем, что иной раз на ухабах принимается махать дворниками: самовольно перескакивает подрулевой рычажок.
На скоростной дороге не прочь пошутить и Веста: выдумала включать сигнал предупреждения об открытом капоте! Хорошо, что тревога оказалась ложной: мы отрегулировали упоры капота, и выключатель прекратил сеять панику.
А XRAY продолжает донимать другой, куда более неприятной, лампочкой — check engine. Новый вазовский мотор 1.8 по-прежнему хандрит, работая вблизи оборотов максимальной мощности (примерно 5600 об/мин).
Мы, разумеется, не замедлили сообщить об этой проблеме вазовским двигателистам. И сейчас инженеры в Тольятти активно занимаются калибровкой блока управления двигателем — программа для всех Иксреев, сходящих с конвейера с мотором 1.8, скоро будет изменена!
Кстати, когда в самом начале испытаний мотор впервые затроил на больших оборотах, мы сначала продиагностировали его в нашем техцентре при помощи обычного универсального сканера (он выявил пропуски зажигания и неполадки с топливоподачей). Но вот купи мы обе Лады не сейчас, а через несколько месяцев, «пообщаться» с ними так запросто уже бы не вышло. Вазовцы намерены внести в бортовую электронику Весты и Иксрея такие изменения, что для диагностики придется ехать в дилерский сервис, имеющий компьютерную систему со сканером ДСТ-14Т и специальной программой. Ценой, между прочим, в 300 тысяч рублей! Этот тестер производит компания НТС — но не тайваньская, а ее тезка из Самары. Сейчас идет поголовное оборудование такими сканерами фирменных техцентров и обучение специалистов. Не всегда, видимо, оперативное: когда в апреле мы забирали у дилера наш XRAY, электрик так и не смог активировать режим автоматического включения подсветки комбинации приборов при запуске мотора.
Пока что мы склоняемся к мысли, что главный смысл этого нововведения в том, чтобы отвадить владельцев Лад от гаражных умельцев (которые вряд ли раскошелятся на треть миллиона за фирменный сканер) и привязать их к официальному сервису. Хорошо это или плохо? Ну, в какой-то мере цивилизованно. И, кстати, в будущем станет полезно при покупке подержанных машин: по хранящийся у дилеров сервисной истории можно будет пробить пробег интересующего экземпляра (чем я, например, пользуюсь при подборе BMW или Audi с пробегом).
И тех, кто отвечает за загрузку фирменных станций Лады, можно понять. Если обладатели новеньких Тойот или Фольксвагенов как минимум в гарантийный период фактически поголовно обслуживаются на официальных сервисах, то к дилерам АвтоВАЗа даже на первое ТО приезжает едва ли половина автомобилей! А до третьего не дотягивает и 15%. Речь, между прочим, идет о миллионе «гарантийных» машин и еще десяти миллионах потенциальных клиентов с экземплярами старше трех лет. Миллиарды рублей мимо кассы!
Мы, каемся, тоже в числе «отказников» и проводим ТО своими силами — но исключительно в силу специфики ускоренных ресурсных испытаний (первое плановое обслуживание ждет наших подопечных вот-вот, при пробеге 12 тысяч километров, что составляет 80% межсервисного интервала). А другие владельцы — еще и потому, что многие официальные вазовские сервисы раньше мало чем отличались от гаражных (ну разве что ценой). Причем треть разношерстной дилерской сети и вовсе не занималась обслуживанием: продал и забыл. Так что АвтоВАЗ в очередной раз пытается навести порядок в своей самой большой в России сети (по последним данным, это 320 площадок против идущих следом 173 у партнера Renault и 166 у Kia). Переименование с фирменным оформлением, сертификация, переаттестация, обучение мастеров в специальных центрах в Москве и Тольятти… Все как у людей, то есть у партнеров по альянсу.
В этом месте крышка над двигателем задевает о кузов
Но вот вопрос на засыпку: что больше привлечет владельца бюджетной малолитражки — красивая вывеска или цена обслуживания? Поэтому по возможности все детали и расходники у дилеров и в фирменных магазинах будут отечественными (импорт удорожает стоимость содержания примерно на 20%). И «подлинными», то есть прошедшими заводские лаборатории и продающимися в коробках с надписью «Lada», — именно такие запчасти для ТО мы и купили у дилеров. Хотя могли бы и сэкономить процентов 10—15, отоварившись, например, в фирменных магазинах «Лада деталь» (только в Москве таких около сорока).
Но, как мы убеждаемся по ходу пробега, проблем с качеством пока что хватает и у одобренных заводом деталей. Причем подвести могут даже именитые поставщики: потерявший гайку, шкив и ремень генератор Valeo нам пришлось менять из-за бракованного вала.
И прохудившийся по шву расширительный бачок (400 рублей) чистой воды брак поставщика, тольяттинской фирмы Экопласт. Плохо, что машин с такими бачками еще без малого 1300, а хорошо, что при обращении владельцев в сервис все бачки заменят бесплатно — по сервисной кампании.
Наш автомобиль — один из 1300, которым на конвейере установили бракованный расширительный бачок
Вылезающая из-под накладки переднего сиденья обивка спинки на нашем Иксрее (как и на его братьях из первых партий) тоже косяк производителя, ульяновской компании Martur.
И фиксатор, отвалившийся при первой же попытке расстыковать резонатор системы впуска и корпус воздушного фильтра, того же поля ягода. Сейчас тольяттинцы на пару с поставщиком выбирают путь решения проблемы: модифицировать конструкцию узла (удалив одну из защелок) или заменить материал на более эластичный.
Благо при демонтаже декоративной крышки двигателя втулки крепления не ломаются, а только отлетают. Вазовцы посетовали, что причина — халтурная приварка деталей друг к другу, и быстренько ввели стопроцентный контроль этих соединений.
Втулки крепления декоративной крышки двигателя слетали из-за некачественной фиксации
Верно мы подметили и проблему с фирменными ковриками, чьи клипсы едва держатся и легко теряются, — сейчас их производитель пытается сделать крепления более надежными, а в августе в продажу пойдут коврики на липучках.
Клипсы крепления ковриков слабо держат из-за недоработки конструкции
Увы, не остались в долгу и поставщики Весты. При выполнении упражнения с чередой разгонов и торможений, когда колеса заметно нагреваются, мы стали наблюдать удирающие в кусты один за другим пластиковые колпаки, закрывающие центральную часть передних легкосплавных дисков. Одному удалось-таки смыться, а у найденных беглецов посадочная часть стала напоминать не круг, а эллипс. Выяснили, что это изделия ижевского завода ОАГ с отклонениями по геометрии и составу материала. У того колпака, что мы купили на замену, диаметр посадочной втулки оказался на миллиметр больше. Пока держится.
Колпаки отлетали от передних колес: они сильнее нагреваются
Да что там колпаки — однажды Веста чуть не потеряла… водителя! При открывании наружная ручка двери чуть сместилась назад по ходу движения автомобиля и залипла в этом положении — дверь не заперлась и в первом же повороте распахнулась. Хорошо, что мы не забываем пристегиваться ремнями безопасности! Особенно осторожными нужно быть владельцам первых Вест: сейчас механизм доработали, а при обращениях дилеры должны производить гарантийный ремонт.
Ну а мы, пока не поменяли ручку, ввели в привычку проверять: дверь действительно закрылась или лишь сделала вид? И продолжаем наматывать километры по разномастным дорогам полигона.
Средний расход топлива* (бензин АИ-95), л/100 км
Расходы. Лада Веста | ||
---|---|---|
Пробег, км | На что потрачено | Сумма, руб. |
860 | Шины Cordiant Road runner PS-1 185/65 R15 | 8600 |
3500 | Колпак колеса | 100 |
6375 | Тормозные колодки TRW | 2420 |
7930 | Подушка крепления системы выпуска | 50 |
Итого | 11170 |
Расходы. Лада XRAY | ||
---|---|---|
Пробег, км | На что потрачено | Сумма, руб. |
0 | Генератор (по гарантии) | — |
240 | Расширительный бачок | 400 |
920 | Шины Cordiant Road runner PS-1 205/55 R16 | 11440 |
5000 | Резонатор системы впуска | 1650 |
Итого | 13490 |
Прошел месяц, одометр Весты все ближе к первой юбилейной отметке 10000 километров, в салоне поселились балластные манекены, а радость от работы подвески не сменилась на гнев. С полной нагрузкой на неровностях булыжной дороги Лада продолжает вести себя устойчиво и прогнозируемо. Главное — не зевать и снижать скорость перед волнами покрытия, иначе задок принимается скакать, а амортизаторы жестковато ударяются об отбойники.
Тормоза меня устраивают без оговорок: отклики педали — сколько нажал, столько и получил. Колодки быстро стерлись? Так цена комплекта не так уж и велика, тормозной диск почти как новый, и замена колодок занимает несколько минут.
Вот климатическую установку я хвалить не буду. Как и у Иксрея, «погоду в доме» наладить трудно: сперва выставляешь регулятор на определенное количество делений — холодно, добавляешь еще одно деление — уже жарко.
Сейчас XRAY ездит в цикле максимальной весовой нагрузки. Подвеска в целом по-прежнему радует приспособленностью к нашим дорогам, но при длительном движении по неровностям появляется обидная склонность к пробоям задних амортизаторов.
С роботизированной коробкой передач я потихоньку начинаю ладить. Например, если нужно ускориться при обгоне, прожимаю педаль в пол — и передача сменяется на пониженную. А без этого коробка будет тупить, до последнего не давая автомобилю должным образом ускориться.
Вот с блоком управления «климатом» мне договориться труднее: из-за слишком крупного шага регулировок сложно отстроить оптимальную температуру, приходится постоянно вносить корректировки.
И еще не нравится расположение порта USB штатной магнитолы: торчащую флешку в самом центре приборной панели постоянно задеваешь рукой. Думаю, разъему от этого приходится несладко. Так что советую использовать как можно более компактные флешки. И легкие: на неровностях головное устройство начинает заикаться, прекращая считывание из-за вибраций. Напоминает времена CD-магнитол с неработающим «антишоком»!