Шаг до мечты: прокол в финале ралли Польша лишил Отта Тянака первой победы в WRC
Эта гонка просто обязана была стать его триумфом. По ходу всего ралли Польша Отт Тянак оставался быстрейшим из участников, уверенно приближаясь к победе — первой как для себя, так и для британско-китайского шинного бренда DMACK. Однако в ход событий вмешались обстоятельства, повлиять на которые эстонец не мог, и за один спецучасток до финиша победа уплыла в руки конкурентов...
Польский этап чемпионата мира по ралли традиционно славится своими скоростными песчано-гравийными спецучастками. Еще перед стартом синоптики обещали участникам дождь, персональные надежды на который возлагал лидер чемпионата Себастьен Ожье, чья последняя победа в этом сезоне пришлась на ралли Швеция. Впрочем, даже и без дождя француз из Фольксвагена полагал, что уж в Польше-то его первая стартовая позиция не будет столь же серьезной помехой, как на прошедшем двумя неделями ранее ралли Сардиния. Тем удивительнее оказалась разница между ожиданиями и реальностью.
Вопреки обещаниям метеорологов, в первые два дня гонки дождь старательно обходил своим вниманием спецучастки, накрапывая лишь от случая к случаю. Вопреки ожиданиям Ожье, скользкого гравия на трассе оказалось значительно больше, и лидер чемпионата довольно быстро смирился с ситуацией, в какой-то момент описав ее словами «хуже, чем на Сардинии». Борьбу же за лидерство повели трое молодых пилотов: Андреас Миккельсен, Хэйден Пэддон и... Отт Тянак.
Не секрет, что колеса DMACK, которые в этом сезоне использует Тянак, выступающий за «шинную» команду Дика Кормака, заметно уступают покрышкам Michelin. Этот факт неоднократно доказывался самим эстонцем, успешно стиравшим резину до корда на жестких этапах вроде Сардинии. В Польше с ее более мягкими условиями на первый план вышли другие качества покрышек, представленных компанией еще на португальском этапе. Располагая более быстрыми, чем у соперников, шинами, и восьмой стартовой позицией, Тянак после небольшой чехарды на первых секциях вырвался вперед. Схожесть польских спецучастков с родными эстонскими дорогами и полное отсутствие помарок в пилотировании вывели 28-летнего гонщика на первое место еще до завершения пятницы.
Во второй день эстонец и вовсе выглядел недосягаемым. Выиграв за рулем своей Фиесты WRC восемь спецучастков, Тянак довел преимущество над преследующим его Миккельсеном до 21,3 секунды. Казалось, что победа — дело уже практически решенное: до финиша четыре спецучастка, соперник из Фольксвагена больше озабочен защитой второй позиции от претензий сразу двух пилотов марки Hyundai, а созданный за прошедшие два дня отрыв позволяет на такой быстрой гонке чуть сбросить темп. Однако в дело наконец-то вмешалась погода.
Словно бы вспомнив об уверенных предсказаниях метеослужб, в воскресенье стихия все же присоединилась к компании участников ралли Польша, внеся хаос в доселе спокойное развитие гонки. Проливной дождь быстро размочил дороги, заставив большинство выступающих ныне «старожилов» чемпионата мира признать, что худших условий на спецучастках им еще не встречалось. Главной жертвой дождя стал Тянак: на предпоследнем допе, располагая преимуществом в 18,6 секунды, эстонец «нашел» в колее огромный уступ, встречу с которым шины уже не выдержали. На финиш гонщик DMACK WRT прибыл с изорванным в лохмотья передним правым колесом и 35-секундным отставанием от Миккельсена…
После этого норвежцу из Фольксвагена оставалось лишь аккуратно довести машину до финиша — что он и сделал, завоевав вторую в своей карьере победу на этапах чемпионата мира. Разочарованный Тянак завершил гонку вторым и на финише с трудом сдерживал слезы! Однако соперники по достоинству оценили выступление коллеги: заключительный день ралли Польша, пожалуй, надолго запомнится импровизированным чествованием эстонского гонщика, которое инициировал… Себастьен Ожье!
В шаге от второго места завершил ралли Хэйден Пэддон: практически с самого старта обосновавшись на третьей строчке «абсолюта», пилот команды Hyundai сумел удержать позицию, а на финише едва не опередил Тянака – соперников разделили всего 2,3 секунды. При этом на «бронзу», помимо Пэддона, претендовали еще, как минимум, три гонщика, наиболее опасным из которых выглядел Тьерри Невилль. Как и двумя неделями ранее в Италии, на польском этапе бельгиец выглядел куда убедительнее своего одноклубника — особенно в дождь. С другой стороны, самому Пэддону во что бы то ни стало нужно было реабилитироваться за две аварии на двух предыдущих этапах, и новозеландец старался действовать аккуратно. В результате до места на подиуме Невиллю не хватило каких-то 0,8 секунды!
В роли остальных претендентов на подиум в этот раз выступили пилоты основной команды Volkswagen, неожиданно провалившие гонку. И если шестое место Ожье еще можно было как-то списать на стартовую позицию и не лучшие условия на спецучастках, то Яри-Матти Латвала «потерялся» в первый же день, лишь изредка демонстрируя признаки былой скорости. Несмотря на все усилия, ни тому, ни другому не удалось нагнать гонщиков Hyundai. Кстати, единственным пилотом заводской команды, сошедшим с дистанции в Польше, стал именно представитель корейско-немецкого коллектива: все на том же злополучном СУ20 испанец Дани Сордо приложил свой i20 WRC о дерево, разворотив заднюю подвеску.
Воскресный ливень едва не вывел из гонки двух представителей «французской молодежи» в лице Стефана Лефевра из Abu Dhabi WRT и пилота M-Sport Эрика Камилли. На СУ19 претендент на место пилота в заводской команде Citroen ударил машину о дерево, вырвав «с мясом» заднюю подвеску, однако сумел добраться до сервис-парка. Что же до Камилли, то он также угодил в аварию, «приехав» в дерево буквально в финишном створе. Судя по диалогу, который можно расслышать на видеозаписи инцидента, — из-за того, что штурман, Бенжамен Вейя, слишком рано перевел двигатель в «дорожный» режим. В результате Лефевр классифицировался девятым, а Камилли замкнул зачетную десятку.
Победа в зачете WRC 2 — уже третья в этом сезоне — досталась Теему Сунинену, выступающему за рулем «частного» хэтчбека Skoda Fabia R5. Юный финн, считающийся одним из главных кандидатов на место в заводском коллективе Toyota, вновь оказался удачливее гонщиков фирменной команды Skoda Motorsport. В первый раз лидерство досталось Сунинену после того, как на Фабии Понтуса Тидеманда развалилась (так, во всяком случае, уверяет сам швед) подвеска. Во второй день Теему был вынужден сдаться под натиском другого представителя Млада-Болеслава — Эсапекки Лаппи — и с трудом отбился от атак лидера чемпионата Элфина Эванса. Однако в воскресенье Сунинен под проливным дождем оказался едва ли не единственным в WRC 2, кто сумел обойтись без проколов. В результате Теему опередил Эванса почти на минуту, а Лаппи финишировал третьим, отстав на две с половиной минуты.
Продолжил свою победную серию в молодежной моноприводной серии JWRC Симоне Темпестини. Своего ближайшего соперника — пилота команды «имени Себастьена Лёба» Терри Фольба — итальянский гонщик, выступающий с румынской лицензией, опередил почти на три с половиной минуты.
После визита в Польшу чемпионат мира уходит на продолжительный перерыв, который завершится в конце июля со стартом ралли Финляндия. Там в игру вновь вернется триумфатор ралли Португалия Крис Мик, а упустивший победу в Польше Отт Тянак получит шанс отыграться за это обидное поражение...
PZM Rajd Polski - Rally Poland
Чемпионат мира, 7-й этап
Миколайки (Польша), 30 июня - 3 июля
Общая длина трассы - 1253,29 км, состоялся 21 СУ - 306,10 км
Стартовало 64 экипажа, классифицировано 48
Абсолютный зачет:
Место | Экипаж | Страна | Автомобиль | Время |
---|---|---|---|---|
1 | А.Миккельсен/А.Егер | Норвегия | Volkswagen Polo R WRC | 2:37.34,4 |
2 | О.Тянак/Р.Мыльдер | Эстония | Ford Fiesta RS WRC | +26,2 |
3 | Х.Пэддон/Д.Кеннард | Новая Зеландия | Hyundai i20 WRC | +28,5 |
4 | Т.Невилль/Н.Жильсуль | Бельгия | Hyundai i20 WRC | +29,3 |
5 | Я.Латвала/М.Анттила | Финляндия | Volkswagen Polo R WRC | +33,8 |
6 | С.Ожье/Ж.Инграссиа | Франция | Volkswagen Polo R WRC | +40,3 |
7 | К.Брин/С.Мартин | Ирландия/Великобритания | Citroen DS3 WRC | +2.01,4 |
8 | М.Остберг/О.Флоэне | Норвегия | Ford Fiesta RS WRC | +3.04,6 |
9 | С.Лефевр/Г.Моро | Франция | Citroen DS3 WRC | +5.12,0 |
10 | Э.Камилли/Б.Вейя | Франция | Ford Fiesta RS WRC | +5.23,1 |
Положение в чемпионате мира среди пилотов
Место | Пилот | Страна | Автомобиль | Очки |
---|---|---|---|---|
1 | Себастьен Ожье | Франция | Volkswagen Polo R WRC | 143 |
2 | Андреас Миккельсен | Норвегия | Volkswagen Polo R WRC | 92 |
3 | Хэйден Пэддон | Новая Зеландия | Hyundai i20 WRC | 72 |
4 | Яри-Матти Латвала | Финляндия | Volkswagen Polo R WRC | 68 |
5 | Дани Сордо | Испания | Hyundai i20 WRC | 68 |
6 | Мадс Остберг | Норвегия | Ford Fiesta RS WRC | 62 |
7 | Тьерри Невилль | Бельгия | Hyundai i20 WRC | 61 |
8 | Отт Тянак | Эстония | Ford Fiesta RS WRC | 52 |
9 | Крис Мик | Великобритания | Citroen DS3 WRC | 26 |
10 | Эрик Камилли | Франция | Ford Fiesta RS WRC | 23 |
Положение в чемпионате мира среди команд
Место | Команда | Очки | ||
---|---|---|---|---|
1 | Volkswagen Motorsport | 196 | ||
2 | Hyundai Motorsport | 135 | ||
3 | M-Sport World Rally Team | 100 | ||
4 | Volkswagen Motorsport II | 99 | ||
5 | Hyundai Motorsport N | 78 | ||
6 | DMACK World Rally Team | 58 | ||
7 | Jipocar Czech National Team | 18 | ||
8 | Yazeed Racing | 4 |