Шок в Ле-Мане: фиаско Тойоты на последних минутах и неожиданная победа Porsche
На 13-километровом кольце Сартэ отгремели баталии самого известного суточного марафона планеты — Ле-Мана. На удивление, практически вся гонка прошла посуху — дождь сопровождал лишь первый час марафона, и именно из-за него старт дали под сейфети-каром. Кстати, стартовым флагом — роль которого в Ле-Мане традиционно выполняет французский стяг — гонку запустил не кто иной, как Брэд Питт!
Автомобиль безопасности водил участников по трассе без малого час — пока асфальт не просох практически полностью. А после того, как сейфети-кар покинул трассу, в борьбе за лидерство сошлись два экипажа — тойотовцы Стефан Сарразен, Майк Конвей и Камуи Кобаяши, и представители Porsche Тимо Бернхардт, Брендон Хартли и Марк Уэббер. Гонщики Porsche под номером «1» вроде бы имели некоторый перевес, но ночью их машина начала перегреваться — и на ремонт ушло семь кругов.
И уж совсем непривычно было видеть болиды Audi на долгих ремонтах. Экипаж Фесслер-Лоттерер-Трелюе потерял всякую возможность вмешаться в борьбу за подиум уже на втором часу, когда пришлось менять турбину. Продолжились проблемы и в дальнейшем: обе Audi подолгу стояли в боксах, где им что-то ремонтировали в передней части — или электромотор, или батарейный блок.
Ночью лидерство с небольшим перевесом перешло в руки тойотовского экипажа под номером «6». Ну а их партнеры на «пятой» машине — Энтони Дэвидсон, Себастьен Буэми и Казуки Накадзима — также вовсю рубились за призовую позицию с пилотами Porsche под номером «2» (Ромен Дюма, Нил Яни, Марк Либ). Когда утром Дэвидсон смог опередить Яни, и стал отрываться от него, стало понятно — победа Тойоты в марафоне более, чем возможна! Одной из главных причин было даже не столько преимущество «японцев» в скорости, сколько то, что Тойоты могли постоянно проезжать по 14 кругов между пит-стопами против 13 у Porsche.
Последний отрезок в лидирующем тойотовском экипаже предстояло проехать Казуки Накадзиме. Отрыв от Porsche 919 Hybrid Нила Яни был весьма заметным, и когда его Toyota, не торопясь, пересекла старт-финишную линию, чтобы уйти на последний круг, могло показаться, что японец сбросился, чтобы поприветствовать свой коллектив. Но машина под номером «5» безжизненно застыла у командного мостика – оказывается, на болиде резко пропала тяга... В итоге Накадзима все-таки проехал последний круг, но это заняло столько времени, что он не уложился в предписанные 15 минут — и в итоге не был классифицирован в гонке! А победа самым внезапным образом упала в руки гонщиков Porsche — Нила Яни, Ромена Дюма и Марка Либа.
Слабым утешением для тойотовцев стало «серебро» Стефана Сарразена, Майка Конвея и Камуи Кобаяси. «Бронза» досталась гонщикам Audi Лукасу ди Грасси, Лойку Дювалю и Оливеру Джарвису: а ведь еще за пять минут до финиша они и не надеялись на призы, завершая марафон с отставанием в 12 кругов от лидера!
В младшем классе LMP2, в котором за рулем прототипов сражаются «частники», а не заводские команды, с поул-позиции стартовал экипаж российской команды G-Drive Racing: заводской гонщик Audi Рене Раст, наш Роман Русинов и экс-пилот Формулы-1 Уилл Стивенс.
Гонку они начали на дождевой резине. Лишней перестраховкой это никак не назвать — с небес в момент старта вовсю поливало. Но на их позиции решение сказалось не лучшим образом: сейфети-кар водил пелотон так долго, что трасса высохла — и экипажу G-Drive Racing пришлось заезжать на пит-стоп для установки «промежуточных» покрышек.
Те из конкурентов, кто с самого начала обул промежуточные шины, оказались в выигрыше. А вскоре после того, как Рене Расту сменяли промежуточные шины на слики, последовал прокол. Из-за этого вся гонка превратилась для нашего экипажа в попытку наверстать упущенное. Гонщики были быстры, но их борьбе явно не способствовали штрафы. Дважды машина под номером «26» оказывалась на пит-лейне, чтобы отбыть наказание: один раз за не заглушенный во время заправки мотор, второй — за превышение скорости в «слоу-зоне».
К утру Русинов с коллегами уступали лидеру около круга и пытались наверстать упущенное. В свою последнюю смену Русинов пытался дотянуть до финиша без лишней дозаправки, чтобы сэкономить время — но в итоге москвич был все-таки вынужден заехать на пит-лейн. В итоге пилоты G-Drive Racing привели прототип Oreca 05 Nissan к финишу на втором месте. Достойный результат, но Русинов был ему не очень-то рад: ведь в этот раз у экипажа были все составляющие для победы...
А первыми финишную черту пересекли гонщики команды Signatech — Николя Лапьер, Стефан Ришельми, Густаво Менезес. Они выступали на ярко-синем прототипе легендарной французской марки Alpine. Который, впрочем, является... просто переименованной машиной Oreca 05.
Самой большой неожиданностью это гонки в классе LMP2, безусловно, является «бронза» еще одного российского экипажа — Виталия Петрова, Виктора Шайтара и Кирилла Ладыгина, защищающих цвета «конюшни» SMP Racing. Прототип BR01 заметно уступал по времени круга болидам Oreca и Ligier — но наши ребята не попадали ни в какие неприятности, и закончили гонку в четырех кругах вслед за победителями.
В классе GTE-Pro все ожидаемо закончилось триумфом Форда: гонщики на «карбоновом» купе Ford GT заняли два из трех мест на подиуме. Дирк Мюллер, Джои Хенд и Себастьен Бурдэ одержали победу, а их коллеги Скотт Диксон, Райан Бриско и Ричард Вестбрук заняли третье место. Впрочем, полного доминирования все-таки не случилось: лидерство более чем убедительно оспаривал экипаж команды Risi Competizioni на Ferrari 488 GTE — Джанкарло Физикелла, Тони Виландер и Маттео Малучелли, в итоге занявшие второе место. Ну а сразу после победы Форда представители Ferrari, Porsche и Chevrolet подали протест на их машины, которые по ходу гонки перекрыли показатели, предписанные их «окном характеристик».
Сравнивать скорость гонщиков из любительской категории Pro-Am с их профессиональными коллегами в этом году было совсем некорректно. По правилам в этом классе положено использовать автомобили прошлогоднего образца, а после перехода на новый технический регламент разница между автомобилями 2016 и 2015 года стала слишком большой. Победители в классе GTE Am — американцы Уильям Суидлер, Таунсенд Белл и Джеффри Сигал — привели свой Ferrari 458 к финишу на 26-м месте «абсолюта», с отставанием в девять кругов от победителей в GTE Pro.
24-часовой марафон в Ле-Мане — безусловно, главный старт сезона в гонках спорткаров. Но в чемпионате FIA WEC, частью которого является французская гонка, впереди еще шесть этапов. Ближайший из них состоится через месяц на Нюрбургринге.
«24 часа Ле-Мана » — 2016
Итоговые результаты гонки
Место | Экипаж | Страна | Автомобиль | Класс | Результат |
---|---|---|---|---|---|
1 | Р.Дюма/Н.Яни/М.Либ | Франция/Швейцария/Германия | Porsche 919 Hybrid | LMP1 | 384 круга |
2 | С.Сарразен/М.Конвей/К.Кобаяши | Франция/Великобритания/Япония | Toyota TS050 Hybrid | LMP1 | +3 круга |
3 | Л. ди Грасси/Л.Дюваль/О.Джарвис | Бразилия/Франция/Великобритания | Audi R18 | LMP1 | +12 кругов |
4 | М.Фесслер/А.Лоттерер/Б.Трелюе | Швейцария/Германия/Франция | Audi R18 | LMP1 | +17 кругов |
5 | Г.Менезес/Н.Лапьер/С.Ришельми | США/Франция/Монако | Alpine A460 Nissan | LMP2 | +27 кругов |
6 | Р.Русинов/У.Стивенс/Р.Раст | Россия/Великобритания/Германия | Oreca 05 Nissan | LMP2 | +27 кругов |
7 | В.Петров/В.Шайтар/В.Ладыгин | Россия | BR 01 Nissan | LMP2 | +31 круг |
8 | Н.Левентис/Д.Уоттс/Дж.Кейн | Великобритания | Gibson 015S Nissan | LMP2 | +33 круга |
9 | Дж.Пу/Т.Гомменди/Н.-П. Де Бруийн | Китай/Франция/Нидерланды | Oreca 05 Nissan | LMP2 | +36 кругов |
10 | М.Рохас/Ж.Каналь/Н.Бертон | Мексика/Франция/Франция | Ligier JS P2 Nissan | LMP2 | +36 кругов |
...18 | Дж.Хенд/Д.Мюллер/С.Бурдэ | США/Германия/Канада | Ford GT | LM GTE Pro | +44 круга |
...26 | У.Суидлер/Т.Белл/Дж.Сигал | США | Ferrari 458 | LM GTE Am | +53 круга |