Лишний центнер рекорду не помеха! Как стартовал новый сезон в гонках на выносливость
Первый этап нового сезона в чемпионате мира FIA WEC принимал британский Сильверстоун. Поредевший за лето пелотон выявлял сильнейшего в четырехчасовом марафоне — такой усеченный по сравнению с привычными шестью часами формат стал одной из новинок, которые преподнесло первенство болельщикам. Вот только болельщиков этих было не слишком много для уровня чемпионата мира — менее 50 тысяч за выходные. Для сравнения: гонки японского марафонского первенства Super GT на трассе Фудзи собирают за два дня почти сто тысяч человек. Правда, свой вклад в низкий уровень посещаемости могла внести непогода: то и дело принимался идти дождик. И все же главный негативный элемент в нынешнем чемпионате FIA WEC — это ослабление состава участников.
После ухода команды SMP Racing в чемпионате мира остался всего один россиянин, подписанный на полный сезон. За команду Ginetta в LMP1 едет Егор Оруджев, который ранее не раз показывал неплохой темп за рулем прототипа BR1
Самый сильный удар испытал на себе класс GTE-Pro. Никто из частников так и не осилил сбор средств для того, чтобы выставить машины Ford GT или BMW M8. Поэтому заводской зачет включал в себя всего шесть заявок: по два автомобиля от команд Ferrari, Porsche и Aston Martin. Впрочем, именно этот класс преподнес единственную (когда такое в FIA WEC было!) новинку в плане техники. Ее автором стала команда Porsche, которая решила и дальше доводить до ума свои купе в GTE, подготовив совершенно новый автомобиль. От предшественника этот «911-й» можно отличить по выведенным сбоку выхлопным трубам и более развитой аэродинамике задней части кузова.
Итальянцы, которые по правилам тоже могли бы привезти в Сильверстоун новую технику, предпочли сэкономить средства и ограничиться вторым эволюционным «пакетом» для Ferrari 488. Вряд ли это говорит о полной удовлетворенности Скудерии своими машинами. Просто никто толком не знает, что будет с классом GTE в свете скорого появления зачета «гиперкаров», которые будут куда ближе к серийным купе (хотя бы внешне), чем нынешние прототипы. Так или иначе, но самым многочисленным зачетом в Сильверстоуне стал полупрофессиональный GTE-Am: на его долю пришлось 11 заявок из 31.
Главный класс марафонского чемпионата мира, LMP1, в нынешнем своем виде доживает последний сезон. Тем не менее единственная заводская команда Toyota привезла в Англию очередную и теперь уже финальную версию своего прототипа TS050. Невооруженным глазом можно заметить, что от предшественника он отличается аэродинамикой: например, за передними колесами появились вырезы а-ля GTE с намеком на будущий «гиперкар». Судьи в погоне за зрелищностью не поскупились очередными поправками в «баланс сил», из-за чего заводская машина весила на 99 кг (!) больше, чем частный прототип. Кроме того, гибриду от Тойоты разрешалось расходовать лишь 50% от объема топлива, доступного соперникам. Ясно, что в таких абсурдных условиях любой исход гонки в глазах обычного зрителя выглядел бы не в пользу заводской команды. Если японцы выиграют, все с сожалением отметят, что нет особого достижения в очередном разгроме частников. Ну а в случае проигрыша вряд ли кто-то будет изучать технические выкладки: сейчас «железяки» в гонках уже мало кому интересны.
На сей раз никто не смог разбить в результатах по среднему темпу стройные ряды команды Toyota. Быстрейшим стал Майк Конвей, а преимущество Хосе-Марии Лопеса перед Кадзуки Накадзимой предопределило исход сражения за победу
Многие ставят под сомнение успехи команды Toyota, так как большинство из них добыто после ухода из чемпионата мира коллективов Audi и Porsche. При этом часто упускается из вида то, что и без прямого соперничества с заводчанами японцы будто бы соревнуются с их «призраками», как в компьютерной игре, раз за разом обновляя, например, рекорды круга. Вот и на этот раз лишний центнер не помешал TS050 установить новое лучшее время на трассе в Сильверстоуне!
Частники усилиями организаторов чемпионата на сей раз оказались поближе к заводчанам, но снова упустили возможность оказаться с ними хотя бы в одном круге. Команда Ginetta, теперь выступающая своими силами, без поддержки китайских инвесторов, не смогла похвастать высоким темпом своего прототипа, который явно делался с прицелом на быстрый Ле-Ман и плохо себя чувствовал на довольно извилистой английской трассе. Более того, машине явно не хватало наката, о чем говорили сами гонщики, да и коллектив допускал ошибки. Сначала у одного из купе отвалилось колесо, а другое никак не могло набрать приличный ритм. Досадную ошибку допустил Оливер Джарвис, приглашенный на британский этап подменить получившего травму Криса Дайсона: опытный англичанин устроил аварию при обгоне Ferrari из класса GTE-Pro. В итоге лучший из прототипов Ginetta оказался на финише в пяти кругах позади лидера…
Все возможное из сырого шасси Ginetta выжал Бен Хенли. И хотя он переоценил свои силы и вылетел с трассы, но все же оказался по темпу быстрее, чем все представители экипажа Rebellion №1, заявленного на весь сезон
Следующая трасса, Фудзи, скорее всего, будет подходить английской машине лучше, но и в Японии риск потерять все из-за неисправности или оплошности команды все еще очень высок. Что касается куда более опытных в LMP1 частников из швейцарского коллектива Rebellion, то и они блеснули только раз: в тренировке одному экипажу удалось занять первое место. На этом геройства закончились, так как в первой половине марафона статус-кво заводчанами из Тойоты был восстановлен. В итоге третье место досталось «временному» экипажу коллектива Rebellion, который был собран во многом благодаря имеющему бюджет Натаниэлю Бертону. Основной же состав потерял много времени из-за ошибки Нормана Нато, когда тот под дождем не рассчитал маневр при подъезде к гаражу, сбил механиков и врезался в заправочное оборудование. К счастью, из-за инцидента никто серьезно не пострадал, но гонка была испорчена. Вдобавок этот же прототип Oreca R13 под финиш пришлось ремонтировать: дал сбой блок управления двигателем…
Даже раскраска машин Rebellion намекает на то, что на весь сезон на два купе денег у швейцарцев нет. Уже в Японии через месяц они поедут только одним экипажем
В классе LMP2, в очередном междусобойчике клиентов компании Oreca, на сей раз верх взял экипаж команды-новичка, Cool Racing. На самом деле за этой вывеской скрывается коллектив GPC Motorsport, который ранее готовил технику для чемпионата Франции по ралли, а с 2014-го переключился на «кольцо», пройдя путь от «митджетов» через LMP3 и GT4 в LMP2. С финансами у команды явно все в порядке, так как на всех этих ступенях она оставляла свои функционирующие отделения, а в FIA WEC ее цвета приглашен защищать один из сильнейших «платиновых» гонщиков Николя Ляпьер. Именно благодаря его усилиям, а также определенному везению при выездах на трассу автомобилей безопасности экипаж Cool Racing смог выиграть дебютную гонку. Позади него финишировала команда Signatech Alpine, за которую ранее Ляпьер и выступал. Теперь на его месте перспективный Тома Лоран, которому еще предстоит накопить опыт по настройке машины.
За Cool Racing выступал дуэт Ляпьер — Борга (№42), который за счет высокого темпа заслуженно добыл победу. А вот третий участник экипажа, Коиньи, травмировался по ходу этапа ELMS днем ранее и не смог сесть за руль
Сбагрив кому-то старый прототип Dallara, команда Racing Team Netherlands пересела на шасси Oreca и тут же показала свой реальный темп, который ранее был заметен лишь титаническими усилиями звезд калибра Ника де Вриса. Сейчас даже далекий от лучшей спортивной формы Фритц ван Эрд разбазаривал добытое напарниками преимущество не так быстро. Впрочем, голландец же за все платит, поэтому его соотечественники Гидо ван дер Гарде и Йоб ван Уйтерт, обеспечившие высокий результат, вряд ли держат на него зло.
Быстрейшим по темпу на Сильверстоуне в LMP2 стал Гидо ван дер Гарде (№29), а вот его молодой напарник Йоб ван Уйтерт на сей раз пропустил вперед обоих представителей экипажа победителей
Обескровленный зачет GTE-Pro как мог держал зрителей в напряжении. Наличие разных стратегий обеспечило постоянный обмен позициями. Влажный домашний асфальт явно пришелся по вкусу купе Aston Martin, которое до последнего держалось за двумя новыми Porsche. А вот в Ferrari выбрали на гонку более мягкий состав шин и были вынуждены менять колеса на каждой дозаправке. Это отнимало время, но на трассе именно красные машины были быстрейшими, постоянно настигая и обгоняя соперников.
Результаты Porsche не должны вводить поклонников марки в эйфорию: по чистой скорости это была самая медленная машина. Средний темп представителей команды Aston Martin был куда выше, но англичане прогадали с тактикой, да и с выездами автомобилей безопасности им везло не так, как немцам
Итальянцы имели все шансы на успех, однако странная история со штрафным проездом за обгон под желтым флагом лишила их даже подиума. В команде, получив извещение о наказании, обжаловали его у судей: они предоставили доказательства того, что замедлившегося соперника неизбежно опередили бы. Однако в тот самый момент, когда дирекция гонки отменила свое решение, Алессандро Пьер-Гвиди уже заезжал для штрафного проезда на пит-лейн!
Быстрейшим в GTE-Pro был Джеймс Каладо, однако ненужный штрафной проезд отбросил экипаж Ferrari за пределы подиума
Подсластила горькую пилюлю итальянцам из AF Corse победа их экипажа в полупрофессиональном зачете. В GTE-Am из LMP2 перешел Франсуа Перродо, прихватив с собой легендарного Эммануэля Коллара. Они вместе с Никласом Нильсеном составили весьма сильное трио, которое не допустило ошибок по ходу гонки, что и позволило взойти на верхнюю ступень подиума в этом классе с турбулентными событиями и, как следствие, абсолютно непредсказуемыми результатами.
Чемпионат FIA WEC
Положение после первого этапа
Общий зачет LMP
Место | Гонщик | Страна | Автомобиль | Очки |
---|---|---|---|---|
1 | Майк Конвей | Великобритания | Toyota TS050 | 26 |
1 | Хосе-Мария Лопес | Аргентина | Toyota TS050 | 26 |
1 | Камуи Кобаяси | Япония | Toyota TS050 | 26 |
2 | Брендон Хартли | Новая Зеландия | Toyota TS050 | 18 |
2 | Кадзуки Накадзима | Япония | Toyota TS050 | 18 |
2 | Себастьен Буэми | Швейцария | Toyota TS050 | 18 |
3 | Бен Хэнли | Великобритания | Ginetta G60LT-P1 AER | 15 |
3 | Егор Оруджев | Россия | Ginetta G60LT-P1 AER | 15 |
3 | Чарли Робертсон | Великобритания | Ginetta G60LT-P1 AER | 15 |
Зачет команд в классе LMP1
Место | Команда | Страна | Очки | |
---|---|---|---|---|
1 | Toyota Gazoo Racing | Япония | 26 | |
2 | Team LNT | Великобритания | 15 | |
3 | Rebellion Racing | Швейцария | 2 |
Личный зачет в классе GTE
Место | Гонщик | Страна | Автомобиль | Очки |
---|---|---|---|---|
1 | Джанмария Бруни | Италия | Porsche 911 RSR | 25 |
1 | Рихард Литц | Австрия | Porsche 911 RSR | 25 |
2 | Кевин Эстре | Франция | Porsche 911 RSR | 18 |
2 | Микаэль Кристенсен | Дания | Porsche 911 RSR | 18 |
3 | Алекс Линн | Великобритания | Aston Martin Vantage | 15 |
3 | Максим Мартен | Бельгия | Aston Martin Vantage | 15 |
Зачет марок в классе GTE
Место | Марка | Страна-заявитель | Очки | |
---|---|---|---|---|
1 | Porsche | Германия | 43 | |
2 | Aston Martin | Великобритания | 25 | |
3 | Ferrari | Италия | 21 |