Предисловие к Ле-Ману: кто поспорит за победы в легендарном марафоне?

Предисловие к Ле-Ману: кто поспорит за победы в легендарном марафоне?
Автоспорт | 14 июня 2019
Фото: команды-участницы | организаторы

Нынешний Ле-Ман отличается от предыдущих тем, что он проводится в рамках суперсезона FIA WEC. Марафон 2018 года открывал его, а предстоящий заезд подведет итоги довольно предсказуемого чемпионата мира. С технической точки зрения это означает, что никаких новинок в пелотоне не появилось. Так что в традиционном предисловии к знаменитому 24-часовому испытанию на выносливость придется ограничиться лишь описанием команд и экипажей, участвующих в заезде.

Класс LMP1

Toyota Gazoo Racing (Toyota TS050 Hybrid)
№7 Камуи Кобаяси/Майк Конвей/Хосе-Мария Лопес
№8 Фернандо Алонсо/Себастьен Буэми/Кадзуки Накадзима

Сбросив с себя «проклятие» Ле-Мана и победив-таки в марафоне с 20-й попытки, Toyota подходит к очередному старту во всеоружии. Как и год назад, единственный заводской коллектив в LMP1 сражается не с соперниками, а в первую очередь с трассой. На вторую победу в Ле-Мане претендуют оба экипажа Тойоты, а вот к титулу ближе всего «восьмерка» Фернандо Алонсо, Себастьена Буэми и Кадзуки Накадзимы. Испанский экс-пилот Формулы-1 заявил, что раз уж он выигрывал Ле-Ман, то теперь предпочтет очередное звание чемпиона мира, если такой выбор придется делать. Их коллеги-соперники постоянно демонстрировали на трассе, что не уступают более именитым товарищам, но слишком уж часто «семерка» теряла все из-за неполадок. Закон же Ле-Мана гласит: выигрывает тот, кто проводит меньше всего времени в гараже. Так или иначе, но только при победе и провальном выступлении лидеров команды второму экипажу светит титул. Однако в любом случае можно с уверенностью сказать, что в воскресенье впервые в истории чемпионом мира станет японский гонщик.

Rebellion Racing (Oreca R-13 Gibson)
№1 Нил Джани/Андре Лоттерер/Бруно Сенна
№3 Натаниэль Бертон/Тома Лоран/Густаво Менезес

В первый же год после возвращения в высший класс LMP1 команда Rebellion наглядно продемонстрировала, почему именно она сегодня считается лучшим частным коллективом. Конечно, свою роль сыграла и техника: в распоряжении швейцарцев находится усовершенствованный вариант шасси Oreca 07, который не оставил конкурентам шансов в зачете LMP2. В старшей категории такая машина не является быстрейшей, зато обеспечивает высочайший уровень надежности, а опыт Rebellion в плане гоночной стратегии окончательно ставит все на свои места. Бронза швейцарцев в чемпионате мира является закономерным достижением, которое команда готова повторить и в следующем сезоне, так как собирается остаться в LMP1 еще на год. Занятно, что специально для Ле-Мана машины перекрасили в кислотные цвета — теперь их точно ни с кем не перепутаешь ни днем ни ночью.

SMP Racing (BR1 AER)
№11 Виталий Петров/Михаил Алешин/Стоффель Вандорн
№17 Егор Оруджев/Стефан Сарразен/Сергей Сироткин

Команда ART Grand Prix, которая обеспечивает техническую поддержку российского проекта SMP Racing, все еще является новичком в мире марафонов, и тягаться с коллективом Rebellion ей пока что сложновато. По чистой скорости прототип BR1 опережает технику других частников, но далеко не всегда удается конвертировать это в хороший результат. Спецификация кузова с малым уровнем прижима на тестах позволила разогнаться до 350 км/ч на прямой Мюльсан, однако такая ставка на скорость может аукнуться в поворотах — особенно в коварной связке Порше, по темпу в которой обычно и судят, хороша ли машина или нет. Пока первый и единственный подиум в Ле-Мане для техники, заявленной под российским флагом, был добыт на прототипе BR01, спроектированном для SMP опытнейшим итальянским конструктором Паоло Катоне. И машина та по своей философии кардинально отличалась от BR1, будучи крепко сбитым середнячком, который не подвел своих гонщиков, пока остальные теряли время из-за технических неполадок. По ходу нынешнего Ле-Мана многое решится ночью, когда для прототипа с малым уровнем прижимной силы условия будут не тепличными.

ByKolles Racing Team (ENSO CLM P1/01 Gibson)
№4 Том Дильманн/Оливер Уэбб/Паоло Руберти

Тяжелые времена настали для команды Колина Коллеса, который заранее предупреждает, что он уже не сможет заявиться на полный сезон в FIA WEC. После неудач с моторами AER и Nissan-Cosworth весной этого года коллектив попробовал в действии двигатель Gibson — такой же, как у Rebellion. Из-за нехватки времени в Спа команда прибыла почти что без тестов, а в гонке темп не позволял бороться даже с лидерами LMP2. Безусловно, энтузиазм коллектива, без устали модифицирующего древнее шасси Lotus T128, некогда выступавшее в LMP2, заслуживает уважения, но реальных шансов не то что на подиум, а даже на финиш у подопечных Коллеса очень мало.

DragonSpeed (BR1 Gibson)
№10 Ренгер ван дер Занде/Бен Хенли/Хенрик Хедман

В LMP1 команда DragonSpeed напоследок решила порадовать фанатов и раскрасила свою машину в легендарные цвета Gulf — в следующем сезоне американцы сосредоточат усилия на других классах. Даже предыдущая спецификация кузова BR1 была заточена скорее под прямики, из-за чего даже профессионалы шли в поворотах на пределе. Что уж говорить о единственном джентльмен-драйвере Хенрике Хэдмане, которому предстоит сложнейшее испытание в его карьере. Если он справится, то его напарники вполне способны удержать экипаж намного впереди того же Коллеса.

Класс LMP2

В этом классе какая-либо борьба конструкторов запрещена, поэтому, по задумке организаторов, все внимание достается спортсменам и непосредственно командам.

High Class Racing (шасси Oreca 07, шины Dunlop)
№20 Матиас Беш/Андерс Фьорнбах/Деннис Андерсен

Команда, в 90-х участвовавшая в датском туринговом чемпионате, была возрождена в 2016 году с прицелом на борьбу в трофее Renault Megane. После исчезновения этой серии датчане переключились на прототипы, где им пока что не хватает опыта. После пары сезонов на Далларе коллектив все-таки решил перейти на Ореку. Темп улучшился, но везения пока что недостает. Вполне возможно, что оно будет с экипажем по ходу Ле-Мана. Минус заключается в том, что коллектив узнал о приглашении в самый последний момент, когда организаторы решили добавить в паддок два временных гаража. Сын основателя команды Андерс Фьордбах показал высокий темп в ELMS, а добавление Матиаса Беша, выставленного из команды Rebellion за нехватку спонсорских средств, добавит экипажу уверенности. Правда, третий участник, Деннис Андерсен, явно не тянет на общий высокий уровень, и именно от его работы будет зависеть многое.

United Autosports (шасси Ligier JS P217, шины Michelin)
№22 Филипе Альбукерке/Фил Хэнсон/Пол ди Реста
№32 Алекс Брандл/Райан Куллен, Уилл Оуэн

Основанная в 2009 году команда Зака Брауна (управляющего формульным Маклареном) и бывшего гонщика Ричарда Дина является, по сути, единственной надеждой фирмы Ligier на успех в Ле-Мане. Ставка именно на эту марку неслучайна, так как коллектив — дилер французской техники в Великобритании. За последнее время он еще больше укрепился в роли главной ударной силы, особенно после перехода на шины Michelin. Интересно, что изначально United Autosports, несмотря на правила приглашений в Ле-Ман, получил только одну вакансию, чему был в крайней степени удивлен. Имея во всех чемпионатах, так или иначе подконтрольных Западному клубу (АСО), около десятка экипажей и по факту добившись двух «билетов» благодаря победам, англичане были вознаграждены лишь за успехи в Азиатской серии Ле-Ман, а вот за достижения в Европе путевки сначала не получили. Таким образом, на главный старт сезона попадало лишь молодежное трио Алекса Брандла, Райана Куллена и Уилла Оуэна. Главные претенденты на успех в лице Филипе Альбукерке, Филла Хэнсона и Пола ди Ресты появились в заявочном листе только после того, как в ACO вдруг решили расширить стартовое поле до 62 машин. Нужно держать в уме и то, что Браун, представляющий интересы марки McLaren, участвует в затянувшихся переговорах по регламенту-2020 — своду технических правил, по которым будет строиться ведущий класс прототипов через год. Так или иначе, но прототипы Ligier JS P217 в обычных условиях вряд ли составят серьезную конкуренцию машинам Oreca R07. Поэтому подиум для экипажа окажется равноценным победе.

Panis Barthez Competition (шасси Ligier JS P217, шины Dunlop)
№23 Уилл Стивенс/Жюльен Каналь/Рене Биндер

Команду Оливье Паниса и Фабьена Бартеза в прототипах обслуживает коллектив Tech 1, хорошо известный по выступлениям, например, в бывшей Формуле Renault 3,5. Благодаря слаженной работе и ошибкам конкурентов в прошлом году экипаж претендовал на подиум, но досадная техническая неполадка отняла у него бронзу практически перед финишем. Правда, на сей раз к опытному Жюльену Каналю и невероятно быстрому Уиллу Стивенсу добавился Рене Биндер, которому, несмотря на возраст и опыт в гонках, еще предстоит оправдать доверие. Дополнительную головную боль добавляет выбор шин: коллектив был вынужден перейти на Dunlop, а с этими покрышками на холодном или влажном асфальте, по предварительным оценкам, гонщикам будет нелегко.

Algarve Pro Racing (шасси Oreca 07, шины Dunlop)
№25 Андреа Пиццитолла/Джон Фальб/Дэвид Цоллингер

Команда, возглавляемая британцами, базируется в Португалии. В текущем сезоне их уже постигла неудача: из-за травмы, полученной в аварии, за бортом соревнований оказался главный спонсор заявки. Ясно, что при стесненном бюджете надеяться на успех не приходится. Можно положиться лишь на скорость Андреа Пиццитоллы, который в прошлом году блистал в составе российской команды G-Drive, но после получения «золотого» рейтинга был вынужден сменить коллектив. В напарниках у него будут не зеленые новички, а гонщики просто без большого опыта в Ле-Мане, выступавшие в основном в национальных первенствах. Поэтому тут даже хорошая машина вряд ли вытащит трио на подиум.

G-Drive Racing (шасси Aurus 01, шины Dunlop)
№26 Роман Русинов/Жан-Эрик Вернь/Йоб ван Уйтерт
TDS Racing (шасси Oreca 07, шины Dunlop)
№28 Лоик Дюваль/Матье Ваксивьер/Франсуа Перродо

Французская команда TDS готовит технику не только для себя, но и для G-Drive Racing. В прошлом году именно черно-оранжевая машина российского коллектива пересекла финишный створ первой, но затем последовала дисквалификация за использование модифицированного заправочного оборудования. В крайней степени досадно то, что модификация эта никак не влияла на гоночный темп, а выигрыш во времени дозаправки если и был, то на общем фоне не оказывал значительного влияния. В прошлом году не в пример предыдущим экипаж G-Drive Racing провел гонку без сучка и задоринки, что и привело к впечатляющему преимуществу на финише. Для повторения подобного требуется уже не вагон, а целый состав, под завязку груженный удачей. Так или иначе, но оба трио являются претендентами на победу. Что касается названия Aurus, то мы уже писали о том, что из-за правил класса LMP2 оно, к сожалению, употребляется лишь в рекламных целях.

Racing Team Nederland (шасси Dallara P217, шины Michelin)
№29 Гидо ван дер Гарде/Ник де Врис/Фриц ван Эрд

Команда из Нидерландов является потомком коллектива Racing for Holland, который некогда сотрудничал с японцами из Dome и выставлял их прототипы, так что опыта ей не занимать. Правда, голландцы лишний раз доказывают, что автоспорт — это прежде всего «авто», а потом уже «спорт». Без конкурентоспособной машины выше головы не прыгнуть, будь ты даже самым опытным в пелотоне. Всю свою карьеру в LMP2 шасси Dallara P217 так и не смогло сравняться по темпу с лидерами. Да, в первый свой год в Ле-Мане оно удивило максимальной скоростью, но достигнуто это было за счет ужасной управляемости. В 2018-м характеристики удалось сбалансировать, но отставание от соперников все равно осталось существенным — около двух секунд с круга. При таких раскладах голландцам нужно рассчитывать только на какое-то сверхъестественное везение, чтобы очутиться на подиуме, несмотря на наличие таких быстрых гонщиков, как ван дер Гарде или де Врис. Уже объявлено, что после Ле-Мана коллектив поменяет Даллару на Ореку. А на прощание команда раскрасила свою машину в цвета Minardi — на презентации этой ливреи присутствовал сам Джанкарло Минарди.

Duqueine Engineering (шасси Oreca 07, шины Michelin)
№30 Ромен Дюма/Пьер Раг/Нико Жамен

Фирма Duqueine интересна прежде всего тем, что она стала владельцем известной компании Norma, которая строит прототипы для Ле-Мана и горных гонок с 1984 года. Босс — Жиль Дюкьен, инженер из аэрокосмической отрасли, где он занимался композитными материалами. К сожалению, подготовить свой собственный автомобиль французы из-за набивших оскомину правил не могут, поэтому они купили «обязательное» купе Oreca и оснастили его шинами Michelin. Если добавить сюда опытнейшего ветерана Ромена Дюма и быстрого «серебряного» гонщика Пьера Рага, получится весьма интересный коктейль, годный для борьбы за подиум. Правда, подготовка к суточной гонке получилась скоротечной из-за того, что приглашение в Ле-Ман команда получила только после того, как из основного списка выпала одна из заявок GT.

DragonSpeed (шасси Oreca 07, шины Michelin)
№31 Энтони Дэвидсон/Пастор Мальдонадо/Роберто Гонсалес

Коллектив DragonSpeed начал этот год очень боевито. После успеха в Монце последовала победа в снежном Спа. Именно после нее команда сохранила за собой математические шансы на победу в зачете LMP2 по итогам суперсезона. Базирующаяся в Юпитере (городок на юго-востоке Флориды) дружина Элтона Джулиана некогда даже помогала готовить одну из заявок G-Drive в ELMS, а сейчас, не справившись с борьбой на несколько фронтов, решила бросить больше сил на Индикар. Поэтому битва для опытнейшего ветерана Энтони Дэвидсона, колоритного экс-пилота Формулы-1 Пастора Мальдонадо и их коллеги Роберто Гонсалеса обещает стать запоминающейся. Впрочем, шансов на победу у них не так много, как у лидеров зачета LMP2.

Inter Europol Competition (шасси Ligier JS P217, шины Michelin)
№34 Джеймс Уинслоу/Найджел Мур/Якуб Смиховски

Польская заявка обслуживается немецкой командой Михаэля Кесе с добавкой персонала из легендарной команды Zakspeed, так что инженерного мастерства ей не занимать. А вот выбор техники явно играет против них. Сами по себе поляки поднимались на высший уровень постепенно, начав с гонок Boss GP, где соревнуются на старых машинах Формулы-1. Набор пилотов — стандартный для класса: представитель спонсора Якуб Смиховски, более-менее известный Джеймс Уинслоу и относительно молодой Найджел Мур, сделавший себе имя в национальных британских соревнованиях. В этом экипаже будет интересно следить за Уинслоу: несколько лет назад в гонке LMP3 в Абу-Даби он попал в серьезную аварию, которая чуть было не стоила Джеймсу жизни (удар на скорости свыше 200 км/ч, приведший к множественным переломам и трещинам в нескольких позвонках). По утверждениям самого спортсмена, команда Graff бросила его на произвол судьбы в чужой стране и все расходы на лечение ему пришлось оплачивать из своего кармана, который у гонщика среднего уровня далеко не так велик.

Signatech Alpine Matmut (шасси Alpine A470, шины Michelin)
№36 Николя Ляпьер/Андре Негран/ Пьер Тирье

Команда Signatech, обслуживающая заявку Alpine и «брендированное» шасси Oreca 07, лидирует в зачете LMP2 и настроена на победу. Интересно, что прошлогодняя история с получением первого места после дисквалификации G-Drive не вызвала бурной радости коллектива: мол, собравшиеся на трассе французы не смогли тогда послушать Марсельезу под подиумом. На сей раз шансов на успех ничуть не меньше. Техника — та же, гонщики — те же, мотивации — хоть отбавляй. Уверенности в себе добавляет тот факт, что фирма Alpine все же решилась сделать шаг в высшую категорию прототипов. К началу действия нового техрегламента они вряд ли успеют, но все же это лучше, чем топтаться на одном месте, пусть и добывая титулы один за другим.

Jackie Chan DC Racing (шасси Oreca 07, шины Dunlop)
№37 Рикки Тейлор/Джордан Кинг/Дэвид Хайнемайер-Хэнсон
№38 Стефан Ришельми/Габриэль Обри/Хо-Пин Тун

В команде Дэвида Ченга, спонсируемой Джеки Чаном, сложилась непонятная ситуация. С одной стороны, китайцы намеревались расширять программу и задумывались о переходе в высший класс. Однако в итоге все сводится к уменьшению числа экипажей в LMP2: со следующего сезона там будет всего одна машина Jackie Chan DC Racing. При этом нет информации, нехватка ли это денег либо же китайцы готовят силы для того, чтобы перейти-таки вслед за Alpine в высшую категорию при поддержке какой-нибудь китайской марки. Что касается грядущего Ле-Мана, то после прошлогоднего провала (и позапрошлогоднего триумфа) шансы Jackie Chan DC Racing весьма высоки. В отличие от того же Сигнатека, у китайцев два экипажа, что позволит им вести изощренные тактические игры. Это должно стать одним из украшений битвы за победу в классе.

Graff (шасси Oreca 07, шины Dunlop)
№39 Винсан Капиллэр/Джонатан Хирши/Тристан Гомменди

Год назад команда Graff, ведущая свою историю с середины 80-х, наделала немало шума. Несмотря на возраст, в марафонских гонках этот коллектив считается относительным новичком, поэтому его безошибочная работа, приведшая к подиуму, удивила многих. На сей раз в плюс к шансам на успех можно отнести контракт с Michelin: французские шины выглядят предпочтительным выбором на этот Ле-Ман. Другое дело, что сильный результат командам не из числа фаворитов редко удается выдать два года подряд.

RLR Msport (шасси Oreca 07, шины Dunlop)
№43 Норман Нато/Арьюн Маини/Джон Фарано

Британцы далеко не новички в гонках. Более того, у них есть довольно крупная база, где они могут изготавливать детали из углеволокна и проводить компьютерные испытания аэродинамики (CFD). Ранее британцы были сконцентрированы на гонках исторических машин, для чего и развивали свою компанию. Со временем пришли заказы на поддержку от команд из LMP2 и LMP3. Благодаря прошлогоднему успеху в самом младшем классе спонсор затеи канадец Джон Фарано воспользовался приглашением в Ле-Ман. Компанию ему составит экс-пилот Формулы-2 индиец Арьюн Маини, которому еще только предстоит догнать по известности своих соотечественников Каруна Чандока и Нараина Картикеяна. Третий член экипажа — быстрый Норман Нато, из-за особенностей «медальной системы» FIA вынужденный скитаться по разным командам, которым периодически требуются услуги гонщика его высокой категории.

Cetilar Racing (шасси Dallara P217, шины Dunlop)
№47 Андреа Беликки/Джорджо Сернаджотто/Роберто Лакорте

Итальянцы единственные, кто останется верным шасси Dallara и в следующем году. А вот техническую базу они поменяют. Вместо команды Villorba Corse, созданной в 1992 году для участия в чемпионате Италии по горным гонкам, главный спонсор решил выбрать саму AF Corse, придворную конюшню Ferrari. В прототипах успехи итальянцев не так уж велики, но опыта им точно не занимать. На поддержку проекта уже спешит Филипп Дюма, сотрудничавший с коллективом ESM-Nissan в чемпионате IMSA. Такой набор профессионалов должен обеспечить неплохие результаты, а главным сдерживающим элементом грозит стать все то же шасси Dallara. Впрочем, вполне возможно, что итальянцам удастся каким-то образом разогнать его даже при отсутствии возможности задействовать джокер, — единственную разрешенную правилами доработку шасси уже производили. Ну а в этом году коллективу Villorba остается только не ударить в грязь лицом.

IDEC Sport (шасси Oreca 07, шины Michelin)
№48 Поль-Луп Шатен/Мемо Рохас/Патрис Лафарг

Коллектив, а точнее, спонсор, более известный в мире парусного спорта, с недавнего времени вкладывается в гонки, собрав сильный состав инженеров и пилотов. Руководит спортивным отделением известнейший Николя Минассян. Под его контролем на прототипе Oreca (куда ж без него) больших успехов добивался Поль-Луп Шатен, один из быстрейших гонщиков LMP2. Напарники у француза тоже сильные — Мемо Рохас и Поль Лафарг. Уверенные выступления IDEC Sport в первой половине сезона ELMS переводят экипаж в разряд главных претендентов на подиум.

ARC Bratislava (шасси Ligier JS P217, шины Dunlop)
№49 Миро Конопка/Константин Терещенко/Хеннинг Энквист

Команда Миро Конопки на сей раз все-таки получила приглашение от организаторов суточного марафона, для чего словакам пришлось выигрывать Азиатскую серию Ле-Ман. Компанию боссу коллектива в этот раз составят малоизвестный швед Хеннинг Энквист и наш Константин Терещенко, который уже не первый год пытается закрепиться в гонках спортивных машин. Так что нынешний Ле-Ман вполне может стать для москвича отличным шансом проявить свои таланты.

Larbre Competition (шасси Ligier JS P217, шины Michelin)
№50 Николас Булле/Эрвин Крид/Романо Ричи

Прошли те времена, когда коллектив Larbre являл собой грозную силу в Ле-Мане. Сейчас бизнес Джека Леконта сосредоточен на клубных гонках и сотрудничестве с OAK Racing — отсюда и использование шасси Ligier, которое даже в руках лучших пилотов не всегда помогает попасть на подиум. В случае с Larbre такую цель никто даже в самых смелых мечтах не рассматривает. Как и год назад, парфюмеры Эрвин Крид и Романо Ричи прибыли в Ле-Ман ради активного отдыха за рулем. Если им повезет, как в прошлый раз, они даже доедут до финиша. Помогать им в этом будет Николас Бернард Уинки Булле, американский ювелир и по совместительству гонщик. Справедливости ради нужно заметить, что на фоне коллег он действительно выглядит опытным спортсменом и лидером этого необычного трио.

Класс GTE

Как известно, в Ле-Мане победы в последнее время частенько достаются маркам, которые справляют какую-нибудь круглую дату. А в этом году в классе GTE такой повод есть у большинства участников!

Porsche GT Team (Porsche 911 RSR)

№91 Микаэль Кристенсен/Кевин Эстре/Лоренс Вантор
№92 Джанмария Бруни/Рихард Литц/Фред Маковиеки
№93 Эрл Бамбер/Ник Танди/Патрик Пиле
№94 Матье Жамине/Свен Мюллер/Деннис Ольсен

Минувший суперсезон стал невероятно удачным для Porsche: марка из Цуффенхаузена заблаговременно обеспечила себе титул и в зачете производителей, и в зачете гонщиков. Отсюда и позолоченные ленточки на кузове. Остается только выяснить, какой из двух экипажей добудет золото. Солидный запас очков перед финальной битвой у Микаэля Кристенсена и Кевина Эстре — им, по сути, для завоевания титула достаточно просто доехать до финиша. А вот Джанмариа Бруни и Рихард Литц должны быть нацелены только на победу. Машины этих экипажей обслуживает команда легендарного Олафа Мантая. Два других купе находятся под присмотром американцев из опытного коллектива Core, который на хорошем счету в чемпионате IMSA. Их машины раскрашены в цвета команды Brumos, которая некогда ковала победы для Porsche в США. При этом досрочные победы во всех зачетах FIA WEC явно разгрузили немцев психологически, что не может не сказаться на итоговом результате.

 

AF Corse (Ferrari 488 GTE Evo)
№51 Джеймс Каладо/Алессандро Пьер-Гвиди/Даниэль Серра
№71 Сэм Берд/Давиде Ригон/Мигель Молина

Risi Competizione (Ferrari 488 GTE Evo)
№89 Луис-Фелипе «Пипо» Дерани/Жюль Гунон/Оливер Джарвис

Первые претенденты на победу по случаю круглой даты — итальянцы: Скудерия выиграла свой первый Ле-Ман в 1949 году. Точнее, это была частная инициатива Луиджи Кинетти, друга Энцо Феррари, который нашел джентльмен-драйвера в лице английского лорда Селсдона, — для набиравшей обороты фирмы самого Коммендаторе участие в Ле-Мане было слишком накладным. На полученные средства итальянец отрядил во Францию две машины, пару механиков и инженеров. И с таким «багажом», на двухлитровой (до 2015 года это был самый малый рабочий объем двигателя у победителей) баркетте 166ММ энтузиасты первыми пересекли финишный створ. Сейчас, конечно, времена иные. Купе 488 уже привозило команду профессионалов к титулам в FIA WEC, но вот в Ле-Мане оно еще не побеждало. Сам суперсезон, несмотря на расположение гонщиков Ferrari сразу вслед за лидерами из Porsche, вышел скомканным — особенно для экипажа №71. У Risi Competizione, команды из Хьюстона, вообще почти нет гоночной практики, так как некогда грозный коллектив не может собрать бюджет для выступлений в чемпионате IMSA на постоянной основе. Кроме того, это единственный частный экипаж среди всех заявок в GTE. С другой стороны, 70 лет назад как раз частники и победили.

Corvette Racing (Corvette C7.R)

№63 Антонио Гарсия/Ян Магнуссен/Майк Роккенфеллер
№64 Оливер Гэвин/Томми Милнер/Марсель Фасслер

Для Chevrolet в следующем году грядет смена не просто модели, а всей философии: вместо переднемоторной компоновки с большим громыхающим атмосферником будут среднестатистические среднемоторные купе, оснащенные турбодвигателями. Дебют гоночной версии Corvette C8.R состоится в чемпионате IMSA. На следующий Ле-Ман фирма Pratt and Miller привезет уже новую модель, а последний «желтый трактор» если и выйдет на старт, то уже только в руках частников. Чтобы отметить завершение эпохи, а также 20-летие участия заводской команды в марафоне, у американцев все козыри на руках: в кои-то веки «баланс» изначально не против них, да и сама машина продемонстрировала неплохой темп на тестах.

Aston Martin Racing (Aston Martin Vantage AMR)

№95 Марко Соренсен/Ники Тим/Даррен Тернер
№97 Максим Мартен/Алекс Линн/Джонни Адам

Празднуют круглую дату и англичане: в 1959 году марка Aston Martin добыла первую и единственную победу в общем зачете марафона. Будет ли повод открывать шампанское на сей раз, зависит от погоды. Как показал опыт минувшего суперсезона, новый Vantage с двигателем AMG лучше всего чувствует себя на мокрой и холодной трассе. При этом в коллективе заявляли об оптимизации аэродинамики именно под Ле-Ман, что обычно не улучшает показатели при сложных дорожных условиях. Так или иначе, но за британскими машинами нужно зорко следить ночью, когда асфальт остынет и они смогут попытаться уйти в отрыв. Если, конечно, удержатся на трассе до того момента: почти у всех реальных соперников преимущество в численности, что в условиях крайне плотной борьбы является весьма важным обстоятельством.

BMW Team MTEK (BMW M8 GTE)

№81 Ник Катсбург/Филипп Энг/Мартин Томчик
№82 Аугушту Фарфуш/Антониу Феликс да Кошта/Йессе Крон

Из всех шести заводских коллективов именно у BMW меньше всего шансов на успех. И в сезоне FIA WEC немцы проехали неубедительно (не в пример коллегам из IMSA, которым удалось победить в «24 часах Дайтоны»), и «баланс» ни с того ни с сего оказался против марки. В итоге после Ле-Мана баварцы уходят из чемпионата мира. Вот только громко хлопнуть дверью у них вряд ли получится: одной удачей в классе, где плотность так велика, не обойдешься.

Ford Chip Ganassi (Ford GT)

№66 Штефан Мюкке/Оливье Пла/Билли Джонсон
№67 Энди Приоль/Гарри Тинкнелл/Джонатан Бомарито
№68 Джоуи Хэнд/Себастьен Бурдэ/Дирк Мюллер
№69 Райан Бриско/Скотт Диксон/Ричард Вестбрук

Это будет финальное выступление для фирменной команды Форда в GTE. Со следующего года марка если и появится в Ле-Мане, то лишь благодаря усилиям частников, тогда как завод будет работать над машиной для участия в новом классе — скорее всего, это будет зачет DPi чемпионата IMSA. Итоги выступлений в FIA WEC можно подвести уже сейчас: несмотря на успех в первом же Ле-Мане (при довольно сомнительной истории по обману «баланса») и высоких достижениях в домашнем первенстве, на мировой арене американцы так и не смогли добыть золото. А ведь техника тому способствовала! Впервые в классе GTE появился де-факто прототип, изготовленный при использовании интеллектуального ресурса знаменитой фирмы Lola. Той самой, которая в середине 60-х помогла Форду с шасси, по сути модифицировав свою собственную машину и установив туда американский двигатель. Примерно то же самое произошло и сейчас. Не зря представители фирмы обмолвились, что, установи на GT мотор, как у LMP2, и чуть модифицируй аэродинамику, он и поедет почти в одном темпе с прототипами!

 

Рекомендованные статьи