Спа в снегу, или Как команды Toyota и Porsche оформили марафонские титулы в необычной гонке

Фото: FIA WEC | команды-участницы

К причудам погоды на таких трассах, как Спа или Нюрбургринг, давно следовало бы привыкнуть, но каждый раз подобные необычные условия добавляют заездам изрядную долю интриги и шарма. Особенно если дело касается чемпионата мира по гонкам на выносливость FIA WEC.

Впрочем, интрига добавляется далеко не во всех классах марафонской серии. В LMP1 гегемонии единственного заводского коллектива в лице Тойоты никто не отменял. Ситуация уже настолько пресная, что сами японцы прямым текстом говорят: мол, так и быть, еще один сезон (2019/2020) они с частниками поиграются, но затем организаторы FIA WEC обязаны предоставить вменяемых соперников. Иными словами, или в ведущий класс с 2020 года приходят-таки команды уровня Ferrari, или коллектив Toyota сворачивает свое участие. Причем времени для принятия решения уже совсем мало: на постройку машины для сезона 2020/2021 остается 16 месяцев!

Дальше тянуть с принятием решения организаторам чемпионата попросту нельзя. Дошло до того, что на полном серьезе обсуждается возможность перехода на новую версию американского технического регламента DPi, которая вступит в силу с 2022 года. В отличие от широко разрекламированного FIA зачета «гиперкаров», версия чемпионата IMSA представляется потенциальным участникам весьма привлекательной: к уже участвующим в ней машинам Cadillac, Acura, Mazda и Nissan готовы добавиться Ford и, скорее всего, Hyundai. Еще несколько марок ведут активные переговоры. Секрет успеха прост: в IMSA не стали полагаться на игры с «балансом сил», как это предполагалось по проекту «гиперкаров». Участники могут строить свои машины на базе прототипов LMP2, добавляя некоторые штрихи к внешнему виду, и задействовать как чистокровные гоночные моторы, так и те, что ведут родословную от серийных. В 2022 году к этому добавят стандартизированную систему рекуперации кинетической энергии — впрочем, это уже не в новинку, так как к тому времени даже в британском Туринге будет использоваться подобный узел.

Сейчас же в FIA WEC приняли, казалось бы, все меры, чтобы хоть как-то создать видимость интриги в борьбе за победы на каждом из этапов. В преддверии «6 часов Спа» организаторы сняли для частников ограничения на расход энергии на круге — теперь им уже не приходилось ехать накатом перед поворотами, экономя бензин. Впрочем, особого эффекта это не дало. В гонке полноприводные прототипы Toyota TS050 даже с версией кузова, обеспечивающей малую аэродинамическую прижимную силу (ее тестировали специально перед Ле-Маном), оказались все так же далеко впереди. «Груженые» частники даже в такую непогоду не смогли извлечь никаких особых выгод из применения стандартного оперения для обычных трасс.

Команда Kolles привезла в Спа прототип с новым мотором Gibson, но испытать его толком не смогла: машину по недоброй традиции выбили с трассы чуть ли не в самом начале гонки

Японцам был бы гарантирован очередной дубль, если бы не проблемы на машине у второго экипажа, который имел шансы свести к минимуму отставание от трио во главе с Фернандо Алонсо в борьбе за чемпионство. Теперь же, после поломки копеечного датчика, замена которого потребовала простоя в несколько кругов, Конвей, Лопес и Кобаяси могут рассчитывать только на чудо в Ле-Мане, чтобы отнять-таки вожделенный трофей у коллег. Разумеется, ценность победы Алонсо, Накадзимы и Буэми принижать нельзя: в квалификации заводчане едут так, словно все еще соревнуются с Audi или Porsche; да и по ходу гонки, которая сопровождалась невообразимой и неоднократной сменой солнечной погоды на снегопад, будущие победители не допустили ни одной ошибки. И это на машине, настроенной скорее под летний Ле-Ман, а не для такого испытания, которое судьям пришлось прерывать досрочно из-за очередного заряда снега!

На механиков по ходу заезда с такой переменчивой погодой выпала повышенная нагрузка

По ходу уик-энда российская команда SMP Racing выглядела очень неплохо и вполне могла бы воспользоваться проблемами заводчан, чтобы привезти оба своих прототипа на подиум. Однако на одном автомобиле BR1 после очередного пит-стопа отвалилось переднее колесо, а второй, шедший на серебро, последний час терял темп из-за проблем с коробкой передач, что в итоге позволило Тома Лорану, Густаво Менезесу и Натаниэлю Бертону обогнать его. Результат вдвойне обиден, так как именно Лоран и Менезес занимают третье место в личном зачете — и для борьбы за призы по итогам чемпионата команде SMP нужно было опережать их во что бы то ни стало. Теперь бронза суперсезона почти что гарантированно достанется экипажу команды Rebellion.

Коллектив Rebellion практически гарантировал себе бронзу по итогам суперсезона FIA WEC, который финиширует в середине июня в Ле-Мане
Коллектив Rebellion практически гарантировал себе бронзу по итогам суперсезона FIA WEC, который финиширует в середине июня в Ле-Мане
Досадные проблемы вновь помешали команде SMP Racing конвертировать неплохой темп в итоговый результат. Максимум, которого удалось добиться, — это бронза экипажа Михаила Алешина, Виталия Петрова и новобранца коллектива Стоффеля Вандорна
Досадные проблемы вновь помешали команде SMP Racing конвертировать неплохой темп в итоговый результат. Максимум, которого удалось добиться, — это бронза экипажа Михаила Алешина, Виталия Петрова и новобранца коллектива Стоффеля Вандорна
Коллектив Rebellion практически гарантировал себе бронзу по итогам суперсезона FIA WEC, который финиширует в середине июня в Ле-Мане
Коллектив Rebellion практически гарантировал себе бронзу по итогам суперсезона FIA WEC, который финиширует в середине июня в Ле-Мане
Досадные проблемы вновь помешали команде SMP Racing конвертировать неплохой темп в итоговый результат. Максимум, которого удалось добиться, — это бронза экипажа Михаила Алешина, Виталия Петрова и новобранца коллектива Стоффеля Вандорна
Досадные проблемы вновь помешали команде SMP Racing конвертировать неплохой темп в итоговый результат. Максимум, которого удалось добиться, — это бронза экипажа Михаила Алешина, Виталия Петрова и новобранца коллектива Стоффеля Вандорна
1 / 2

В LMP2 борьба за победу в первенстве закипела с новой силой после череды неудач команды Jackie Chan DC Racing. Пары относительно слабых выступлений хватило, чтобы французы из Signatech Alpine перехватили инициативу. Более того, триумфаторы хаотичной гонки в Спа Роберто Гонсалес и Пастор Мальдонадо (в Спа им помогал опытнейший Энтони Дэвидсон, экс-пилот Тойоты) тоже разогнались не на шутку. Кстати, выступали они в составе команды DragonSpeed, которая свой прототип BR1 класса LMP1 в Бельгию не привезла, сославшись на нерасторопность поставщиков электроники, из-за которых не удалось починить машину после схода в мартовской гонке на Себринге.

Новые лидеры зачета LMP2, кстати, едут на «брендированном» прототипе Oreca, который в официальных протоколах именуется как Alpine. Организаторы серии уже вывернулись, ловко прочитав собственный же регламент, запрещающий рекламу автомобильных марок. Это, мол, некрупный производитель — ему можно. И в полку таких некрупных производителей в LMP2 прибыло. Точно так же «переименовали» стандартный прототип Oreca R07, изменение конструкции которого запрещено регламентом, и в российской команде G-Drive. Теперь экипаж Романа Русинова, судя по бумагам, ездит на Аурусе.

В лидеры зачета LMP2 за счет стабильности выбрался экипаж Signatech Alpine

Впрочем, не вина представителей фирмы Aurus, что вышло именно так. Иного пути засветиться в гонках сейчас попросту нет. В силу каких-то причин в FIA решили уничтожить все конструкторские классы, отдав молодежные и промежуточные зачеты в цепкие лапы монополистов — компаний Dallara, Oreca и Ligier.

На бортах машины G-Drive Racing, финишировавшей в Спа второй, появилась реклама марки Aurus. К сожалению, на большее в условиях технического регламента LMP2 рассчитывать нельзя

Было бы, безусловно, интересно посмотреть, чего могли бы достичь конструкторы, говорившие о спортивном потенциале некоторых двигателей из линейки Aurus. Однако в нынешних условиях прийти со своими наработками можно только в самый старший класс LMP1. А как это сделать без какого-либо опыта? Даже на самом низшем уровне, в прототипах CN, где остается какая-то минимальная свобода действий, нужно потратить два—три года, чтобы довести до ума технику. После этого, по идее, должны быть логичные шаги в LMP3 и затем LMP2, но в FIA решили, что развитие конструкторов и инженеров в соревнованиях ни к чему — можно обойтись одними только гонщиками, которые, из года в год выступая на более-менее одинаковых болидах одного и того же конструктора, в итоге попросту не будут уметь по-настоящему работать с машиной.

Со следующего года купе Ford будут использоваться только частниками, так как заводская команда переключает свое внимание на прототипы DPi чемпионата IMSA
Со следующего года купе Ford будут использоваться только частниками, так как заводская команда переключает свое внимание на прототипы DPi чемпионата IMSA
Чем сильнее была непогода, тем лучше ехал Aston Martin, — и в итоге англичане добыли победу в «профессиональном» зачете GTE
Чем сильнее была непогода, тем лучше ехал Aston Martin, — и в итоге англичане добыли победу в «профессиональном» зачете GTE
Со следующего года купе Ford будут использоваться только частниками, так как заводская команда переключает свое внимание на прототипы DPi чемпионата IMSA
Со следующего года купе Ford будут использоваться только частниками, так как заводская команда переключает свое внимание на прототипы DPi чемпионата IMSA
Чем сильнее была непогода, тем лучше ехал Aston Martin, — и в итоге англичане добыли победу в «профессиональном» зачете GTE
Чем сильнее была непогода, тем лучше ехал Aston Martin, — и в итоге англичане добыли победу в «профессиональном» зачете GTE
1 / 2

Вообще, почти что во всех классах кольцевых гонок «самодельщикам» путь заказан. Торжествуют так называемые монокубки, которые не несут маркетинговым отделам автомобильных фирм никаких репутационных рисков (проигрывать-то некому!), и заведомо «отбалансированные» классы. Если раньше новые машины долго и порой мучительно выводили на нужный уровень путем многочисленных тестов и методом проб и ошибок в гонках, то теперь как по волшебству — стоит новому производителю прийти в зачет, как он начинает выигрывать в первый же сезон! Что Hyundai в кузовном Кубке мира WTCR, что с помпой вернувшийся в австралийский чемпионат Ford со своим Мустангом. Вот только почему-то видится, что из-за этого «баланса» сама соль побед в конкурентной среде обесценивается. Разве когда-нибудь техника нынешних победителей WTCR станет в один ряд с купе BMW или Jaguar, которые рубились в Туризме в 80-х? Тогда-то все было по-честному, без всяких «балансов»: если у машины есть спортивные гены, она и на трассе, и на дороге будет это демонстрировать!

В Porsche уже добыли командный титул — в Ле-Мане решится лишь вопрос о том, какой из экипажей на «911-х» станет чемпионским
В Porsche уже добыли командный титул — в Ле-Мане решится лишь вопрос о том, какой из экипажей на «911-х» станет чемпионским
Купе BMW могут вскоре исчезнуть с европейских трасс: баварцы не намерены больше участвовать в FIA WEC, а у частников пока нет денег на использование такой техники
Купе BMW могут вскоре исчезнуть с европейских трасс: баварцы не намерены больше участвовать в FIA WEC, а у частников пока нет денег на использование такой техники
В Porsche уже добыли командный титул — в Ле-Мане решится лишь вопрос о том, какой из экипажей на «911-х» станет чемпионским
В Porsche уже добыли командный титул — в Ле-Мане решится лишь вопрос о том, какой из экипажей на «911-х» станет чемпионским
Купе BMW могут вскоре исчезнуть с европейских трасс: баварцы не намерены больше участвовать в FIA WEC, а у частников пока нет денег на использование такой техники
Купе BMW могут вскоре исчезнуть с европейских трасс: баварцы не намерены больше участвовать в FIA WEC, а у частников пока нет денег на использование такой техники
1 / 2

Чемпионат FIA WEC
Классификация после семи этапов
Общий зачет LMP

Место Гонщик Страна Автомобиль Очки
1 Кадзуки Накадзима Япония Toyota TS050 160
1 Себастьен Буэми Швейцария Toyota TS050 160
1 Фернандо Алонсо Испания Toyota TS050 160
2 Майк Конвей Великобритания Toyota TS050 129
2 Камуи Кобаяси Япония Toyota TS050 129
2 Хосе-Мария Лопес Аргентина Toyota TS050 129
3 Тома Лоран Франция Oreca 13 Gibson 99
3 Густаво Менезес США Oreca 13 Gibson 99
       
6 Михаил Алешин Россия BR1 AER 71
6 Виталий Петров Россия BR1 AER 71
17 Егор Оруджев Россия BR1 AER 27
21 Сергей Сироткин Россия BR1 AER 12

Зачет команд в классе LMP1

Место Команда Страна Очки
1 Toyota Gazoo Racing Япония 177
2 Rebellion Racing Швейцария 116
3 SMP Racing Россия 86
4 ByKolles Racing Team Австрия 22,5
5 DragonSpeed США   8,5
6 CEFC TRSM Racing Китай 1

Личный зачет в классе GTE

Место Гонщик Страна Автомобиль Очки
1 Кевин Эстре Франция Porsche 911 RSR 140
1 Микаэль Кристенсен Дания Porsche 911 RSR 140
2 Джанмария Бруни Италия Porsche 911 RSR 104
2 Рихард Литц Австрия Porsche 911 RSR 104
3 Алессандро Пьер-Гвиди Италия Ferrari 488 EVO 98,5
3 Джеймс Каладо Великобритания Ferrari 488 EVO 98,5

Зачет марок в классе GTE

Место Марка Страна-заявитель Очки
1 Porsche Германия 246
2 Ferrari Италия 153
3 Ford США 137
4 Aston Martin Великобритания 133
5 BMW Германия 101

Загрузка...

Рекомендованные статьи