Кузовной Кубок мира: начало — за китайцами!

Фото: организаторы

В африканском Марракеше стартовал новый сезон в кузовном Кубке мира. Организаторы гордо помечают его хештегом wtcr2019supergrid, и состав действительно собрался суперский: за плечами нынешних участников 14 мировых титулов в автоспорте! В кузовные гонки топового уровня вернулись трехкратный чемпион мира из Великобритании Энди Приоль, многоопытные бразилец Аугусто Фарфуш, аргентинец Нестор Жиролами и представитель Нидерландов Ники Катсбург. Все это дает повод вспомнить времена серии WTCC с регламентом TC1, когда в чемпионате мира выступала российская команда Lada Sport — именно ее гонщиком был голландец. А еще на полное расписание наконец-то вернулся Тьягу Монтейру: восстановление быстрого португальца после страшной аварии на тестах заняло почти два года, сделав его камбэк еще более эмоциональным.

После неудачного прошлого сезона (24 очка против трехсот у победителя серии) весельчак Том Коронель размышлял, не повесить ли ему шлем на гвоздь, сконцентрировавшись на развитии бизнеса. Но все же голландец решил отложить это решение на потом

В главном кузовном турнире планеты появились и новые пилоты — выходцы из Европейского Трофея TCR Атилла Ташши и Микель Ацкона. На Alfa Romeo пересел бывший заводской гонщик Ситроена Ма Цинь Хуа, а за рулем хэтчбека Volkswagen Golf в Кубке мира дебютировал двукратный чемпион мира по ралли-кроссу Юхан Кристофферсон. Одним словом, стартовая решетка в Марокко подобралась действительно запредельного качества.

В отличие от чемпионата мира по ралли-кроссу, в WTCR Юхану Кристофферсону пришлось несладко: в Марракеше швед не смог заработать очков

Однако основное внимание было приковано к новым машинам. Про Джульетту второго поколения говорили мало: итальянцы не считаются фаворитами, да и изменения у машины были скорее эволюционными — облегченное шасси, другая развесовка и оптимизация передней аэродинамики. Больше всего разговоров было про автомобили Lynk & Co 03 от команды Cyan Racing, которая раньше представляла в кузовном чемпионате мира интересы Volvo. Масла в огонь подлили и результаты тестов для определения баланса производительности (Balance of Performance, BoP), по итогам которых китайские седаны стали самыми тяжелыми машинами чемпионата. А значит — и потенциально самыми быстрыми!

Итальянцы из команды Romeo Ferraris, по сути, воспользовались лазейкой в правилах — чтобы под видом новой модели, Giulietta Veloce TCR, обновить прежнюю Джульетту, не дожидаясь окончания периода ее омологации

В итоге дебют новичков получился сложным. В Марракеше вообще было на удивление много технических проблем, а количество пробитых покрышек на грязной городской трассе и вовсе перешло все пределы разумного. Больше всего испытаний пришлось на долю Ивана Мюллера: в квалификации четырехкратный чемпион мира слишком глубоко заехал на поребрик и повредил двигатель, а в третьей гонке уик-энда француз потерял победу из-за поломки рулевого управления. Но китайцы все же увезли домой свой первый золотой кубок: после схода Мюллера победу унаследовал Тед Бьорк на другом Lynk & Co 03. Кстати, два года назад, когда швед стал последним чемпионом мира в WTCC, именно «подарки» от соперников помогли ему компенсировать собственные ошибки.

FIA пытается бороться с лишними расходами в кузовном Кубке мира. С этого сезона количество механиков строго ограничено: работать с автомобилем могут только владельцы специальных нарукавных повязок. Но пока это создает больше сложностей, чем порядка…

Сохраняя тенденции прошлого года, на старте Кубка мира чествовали трех разных победителей. В первой гонке Эстебан Геррери на Хонде подтвердил отличную скорость японских хэтчбеков в квалификации. А итальянский мастер Габриэле Тарквини во втором заезде принес первую победу в копилку Hyundai. Для действующих обладателей Кубка мира из Южной Кореи первый этап стал неожиданно сложным: только Тарквини удалось показать приличный результат. А вот его напарник Норберт Михелис смог лишь в одной из гонок пробиться в топ-8. Для второй команды на Hyundai, за которую выступают Фарфуш и Катсбург (именно их в этом году поддерживает российская компания Лукойл), марокканский этап тоже сложился непросто: лучшим результатом стало десятое место Ники в одном из заездов. А ведь в теории голландец мог повторить результат Тарквини, поскольку в третьей гонке он должен был стартовать с поула. Но отказ тормозов, увы, привел к аварии Катсбурга…

Из-за технических сложностей в четверке пилотов на хэтчбеках Hyundai i30 N убедительно выглядел только Габриеле Тарквини

Конечно, не обошлось на первом этапе и без разговоров про несправедливые результаты баланса производительности — на BoP не жаловались разве что новички на легких машинах. В этом смысле современный WTCR похож на былой кузовной чемпионат мира не только звездным составом, но и этими пересудами про балласт. Лет десять тому назад, когда FIA только начинала прививать идею компенсационного веса, на каждом этапе кто-то на него обязательно жаловался. То немцы из BMW сокрушались, будто бы их специально догрузили на неподходящей баварским машинам трассе, а на следующем этапе уже в Сеате заламывали руки: мол, у нас тяжелый дизельный мотор — и с лишними килограммами балласта покрышек хватает ненадолго…

Аргентинский дуэт Хонды в лице Эстебана Геррери и Нестора Жиролами отлично провел первый этап — именно их команда Munnich Motorsport теперь лидирует в серии

Я не случайно сравниваю современный WTCR со временами чемпионата мира. Ведь в этом году заканчивается двухлетний договор, по которому промоутеры из компании Eurosport Events пользуются интеллектуальной собственностью Марчелло Лотти, а именно — техтребованиями к автомобилям TCR. Наверняка новый раунд переговоров даст харизматичному итальянцу еще один повод для улыбок и хорошенько пополнит его личный банковский счет. Ведь за прошлый год кузовной Кубок мира реально расцвел. В паддоке опять появились огромные (порой даже больше, чем рабочие зоны команд) гостевые шатры. Значит, производителям все нравится! К тому же совсем недавно глава кузовной комиссии FIA Алан Гоу заявил, что у федерации и заводов нет желания вновь проводить чемпионат мира на слишком высокотехнологичных автомобилях. И нынешние 340-сильные двухлитровые турбомашины, не так далеко ушедшие от серийных, — это как раз то, что сейчас нужно всем.

Среди частников отличились Фредерик Вервиш и Микель Ацкона — оба они побывали на подиуме. Но Марракеш редко показывает реальную силу соперников, а после первых этапов «баланс», скорее всего, изменится не в пользу автомобилей первых поколений

Так что в ближайшие годы топовый кузовной чемпионат планеты будет явно связан с техникой TCR. Привлечение звездных пилотов со звездными зарплатами, команды-сателлиты, гостевые шатры и так обходятся недешево. Но если VIP-персоны довольны, а машины продаются как горячие пирожки, то зачем что-то менять? Главное, чтобы борьба за золото была интересной! А в этом после этапа в Марокко я уверен на все сто процентов.

Положение в личном зачете WTCR после первого этапа

Место Гонщик Страна Автомобиль Очки
1 Тед Бьорк Швеция Lynk & Co 03 58
2 Эстебан Геррери Аргентина Honda Civic Type R 56
3 Габриэле Тарквини Италия Hyundai i30 N 49
4 Нестор Жиролами Аргентина Honda Civic Type R 34
5 Фредерик Вервиш Бельгия Audi RS3 32
6 Жан-Карл Вернэ Франция Audi RS3 29
7 Микель Ацкона Испания Cupra 29
8 Ян Эрлаше Франция Lynk & Co 03 24
9 Тьягу Монтейру Португалия Honda Civic Type R 20
10 Энди Приоль Великобритания Lynk & Co 03 18

Календарь Кубка мира по кузовным гонкам 2019 года

Даты Страна Трасса
6—7 апреля Марокко Мулэй Эль Хассан
27—28 апреля Венгрия Хунгароринг
10—12 мая Словакия Словакия ринг
18—19 мая Нидерланды Зандворт
21—22 июня Германия Нюрбургринг
6—7 июля Португалия Вила-Реал
14—15 сентября Китай Нингбо
26—27 октября Япония Сузука
16—17 ноября Китай Макао
13—15 декабря Малайзия Сепанг

Рекомендованные статьи