Кузовной Кубок мира: начало — за китайцами!
В африканском Марракеше стартовал новый сезон в кузовном Кубке мира. Организаторы гордо помечают его хештегом wtcr2019supergrid, и состав действительно собрался суперский: за плечами нынешних участников 14 мировых титулов в автоспорте! В кузовные гонки топового уровня вернулись трехкратный чемпион мира из Великобритании Энди Приоль, многоопытные бразилец Аугусто Фарфуш, аргентинец Нестор Жиролами и представитель Нидерландов Ники Катсбург. Все это дает повод вспомнить времена серии WTCC с регламентом TC1, когда в чемпионате мира выступала российская команда Lada Sport — именно ее гонщиком был голландец. А еще на полное расписание наконец-то вернулся Тьягу Монтейру: восстановление быстрого португальца после страшной аварии на тестах заняло почти два года, сделав его камбэк еще более эмоциональным.
После неудачного прошлого сезона (24 очка против трехсот у победителя серии) весельчак Том Коронель размышлял, не повесить ли ему шлем на гвоздь, сконцентрировавшись на развитии бизнеса. Но все же голландец решил отложить это решение на потом
В главном кузовном турнире планеты появились и новые пилоты — выходцы из Европейского Трофея TCR Атилла Ташши и Микель Ацкона. На Alfa Romeo пересел бывший заводской гонщик Ситроена Ма Цинь Хуа, а за рулем хэтчбека Volkswagen Golf в Кубке мира дебютировал двукратный чемпион мира по ралли-кроссу Юхан Кристофферсон. Одним словом, стартовая решетка в Марокко подобралась действительно запредельного качества.
В отличие от чемпионата мира по ралли-кроссу, в WTCR Юхану Кристофферсону пришлось несладко: в Марракеше швед не смог заработать очков
Однако основное внимание было приковано к новым машинам. Про Джульетту второго поколения говорили мало: итальянцы не считаются фаворитами, да и изменения у машины были скорее эволюционными — облегченное шасси, другая развесовка и оптимизация передней аэродинамики. Больше всего разговоров было про автомобили Lynk & Co 03 от команды Cyan Racing, которая раньше представляла в кузовном чемпионате мира интересы Volvo. Масла в огонь подлили и результаты тестов для определения баланса производительности (Balance of Performance, BoP), по итогам которых китайские седаны стали самыми тяжелыми машинами чемпионата. А значит — и потенциально самыми быстрыми!
Итальянцы из команды Romeo Ferraris, по сути, воспользовались лазейкой в правилах — чтобы под видом новой модели, Giulietta Veloce TCR, обновить прежнюю Джульетту, не дожидаясь окончания периода ее омологации
В итоге дебют новичков получился сложным. В Марракеше вообще было на удивление много технических проблем, а количество пробитых покрышек на грязной городской трассе и вовсе перешло все пределы разумного. Больше всего испытаний пришлось на долю Ивана Мюллера: в квалификации четырехкратный чемпион мира слишком глубоко заехал на поребрик и повредил двигатель, а в третьей гонке уик-энда француз потерял победу из-за поломки рулевого управления. Но китайцы все же увезли домой свой первый золотой кубок: после схода Мюллера победу унаследовал Тед Бьорк на другом Lynk & Co 03. Кстати, два года назад, когда швед стал последним чемпионом мира в WTCC, именно «подарки» от соперников помогли ему компенсировать собственные ошибки.
FIA пытается бороться с лишними расходами в кузовном Кубке мира. С этого сезона количество механиков строго ограничено: работать с автомобилем могут только владельцы специальных нарукавных повязок. Но пока это создает больше сложностей, чем порядка…
Сохраняя тенденции прошлого года, на старте Кубка мира чествовали трех разных победителей. В первой гонке Эстебан Геррери на Хонде подтвердил отличную скорость японских хэтчбеков в квалификации. А итальянский мастер Габриэле Тарквини во втором заезде принес первую победу в копилку Hyundai. Для действующих обладателей Кубка мира из Южной Кореи первый этап стал неожиданно сложным: только Тарквини удалось показать приличный результат. А вот его напарник Норберт Михелис смог лишь в одной из гонок пробиться в топ-8. Для второй команды на Hyundai, за которую выступают Фарфуш и Катсбург (именно их в этом году поддерживает российская компания Лукойл), марокканский этап тоже сложился непросто: лучшим результатом стало десятое место Ники в одном из заездов. А ведь в теории голландец мог повторить результат Тарквини, поскольку в третьей гонке он должен был стартовать с поула. Но отказ тормозов, увы, привел к аварии Катсбурга…
Из-за технических сложностей в четверке пилотов на хэтчбеках Hyundai i30 N убедительно выглядел только Габриеле Тарквини
Конечно, не обошлось на первом этапе и без разговоров про несправедливые результаты баланса производительности — на BoP не жаловались разве что новички на легких машинах. В этом смысле современный WTCR похож на былой кузовной чемпионат мира не только звездным составом, но и этими пересудами про балласт. Лет десять тому назад, когда FIA только начинала прививать идею компенсационного веса, на каждом этапе кто-то на него обязательно жаловался. То немцы из BMW сокрушались, будто бы их специально догрузили на неподходящей баварским машинам трассе, а на следующем этапе уже в Сеате заламывали руки: мол, у нас тяжелый дизельный мотор — и с лишними килограммами балласта покрышек хватает ненадолго…
Аргентинский дуэт Хонды в лице Эстебана Геррери и Нестора Жиролами отлично провел первый этап — именно их команда Munnich Motorsport теперь лидирует в серии
Я не случайно сравниваю современный WTCR со временами чемпионата мира. Ведь в этом году заканчивается двухлетний договор, по которому промоутеры из компании Eurosport Events пользуются интеллектуальной собственностью Марчелло Лотти, а именно — техтребованиями к автомобилям TCR. Наверняка новый раунд переговоров даст харизматичному итальянцу еще один повод для улыбок и хорошенько пополнит его личный банковский счет. Ведь за прошлый год кузовной Кубок мира реально расцвел. В паддоке опять появились огромные (порой даже больше, чем рабочие зоны команд) гостевые шатры. Значит, производителям все нравится! К тому же совсем недавно глава кузовной комиссии FIA Алан Гоу заявил, что у федерации и заводов нет желания вновь проводить чемпионат мира на слишком высокотехнологичных автомобилях. И нынешние 340-сильные двухлитровые турбомашины, не так далеко ушедшие от серийных, — это как раз то, что сейчас нужно всем.
Среди частников отличились Фредерик Вервиш и Микель Ацкона — оба они побывали на подиуме. Но Марракеш редко показывает реальную силу соперников, а после первых этапов «баланс», скорее всего, изменится не в пользу автомобилей первых поколений
Так что в ближайшие годы топовый кузовной чемпионат планеты будет явно связан с техникой TCR. Привлечение звездных пилотов со звездными зарплатами, команды-сателлиты, гостевые шатры и так обходятся недешево. Но если VIP-персоны довольны, а машины продаются как горячие пирожки, то зачем что-то менять? Главное, чтобы борьба за золото была интересной! А в этом после этапа в Марокко я уверен на все сто процентов.
Положение в личном зачете WTCR после первого этапа
Место | Гонщик | Страна | Автомобиль | Очки |
---|---|---|---|---|
1 | Тед Бьорк | Швеция | Lynk & Co 03 | 58 |
2 | Эстебан Геррери | Аргентина | Honda Civic Type R | 56 |
3 | Габриэле Тарквини | Италия | Hyundai i30 N | 49 |
4 | Нестор Жиролами | Аргентина | Honda Civic Type R | 34 |
5 | Фредерик Вервиш | Бельгия | Audi RS3 | 32 |
6 | Жан-Карл Вернэ | Франция | Audi RS3 | 29 |
7 | Микель Ацкона | Испания | Cupra | 29 |
8 | Ян Эрлаше | Франция | Lynk & Co 03 | 24 |
9 | Тьягу Монтейру | Португалия | Honda Civic Type R | 20 |
10 | Энди Приоль | Великобритания | Lynk & Co 03 | 18 |
Календарь Кубка мира по кузовным гонкам 2019 года
Даты | Страна | Трасса |
---|---|---|
6—7 апреля | Марокко | Мулэй Эль Хассан |
27—28 апреля | Венгрия | Хунгароринг |
10—12 мая | Словакия | Словакия ринг |
18—19 мая | Нидерланды | Зандворт |
21—22 июня | Германия | Нюрбургринг |
6—7 июля | Португалия | Вила-Реал |
14—15 сентября | Китай | Нингбо |
26—27 октября | Япония | Сузука |
16—17 ноября | Китай | Макао |
13—15 декабря | Малайзия | Сепанг |