В Москве начали выпускать Renault Kaptur — Сергей Знаемский прошел вдоль конвейера
Первый Kaptur выпустили без особой помпы. Кроссовер с единичкой на номерном знаке постоял перед объективами, подставил капот под автограф вице-премьера Дворковича и скрылся где-то в необъятных пространствах бывших москвичевских корпусов. Важные гости разъехались, завод продолжил свою будничную работу, с конвейера вновь полились Дастеры вместе со своими ниссановскими клонами Terrano.
Производство Каптюра еще в стадии ramp-up: объем выпуска будет нарастать постепенно, так что те восемь или десять машин, которые я за утро встретил на конвейере и возле него, это для первого дня совершенно нормально.
Что такое Kaptur, мы уже знаем после нашей встречи во время первого показа. Kaк его делают? Да в целом так же, как Duster. По всем стадиям производственного процесса, начиная от штамповки и заканчивая автовозом, эти кроссоверы идут друг за другом вперемежку. Специально под Kaptur завод модернизирован, однако дополнительных работников не набирали — численность персонала осталась на уровне трех тысяч человек, так что все автомобили будут сделаны теми же руками.
«Детали ННА. Не брать!!!» — сперва кажется, что стикер на ящике с мелкой кузовной «жестянкой» впитал в себя все краски отечественной автоиндустрии. Однако на самом деле ННA — или «аш-аш-а», как говорят на заводе, — это внутреннее обозначение проекта Kaptur. Duster носит код H79, а Nissan Terrano как его отпрыск — это NH79. Почти все кузовные детали у Каптюра свои, перепутать их сложно, но, видимо, прецеденты все-таки были.
— Чтобы понять, насколько разные наши кроссоверы, взгляните на их боковины, — говорит начальник сварочного цеха Виталий Шустов. — У Дастера двери встают внахлест, поверх крыши и порогов, а на Каптюре заходят внутрь проемов.
Стопки дастеровских панелей многочисленнее, но это еще и потому, что прямо сейчас работает именно его стол-кондуктор. Завод Renault в этом плане отличается любопытной технологией: кондукторы, в которых рабочие клещами сваривают детали боковин, здесь сменные. Когда вслед за деталью для Дастера нужно сварить деталь какой-нибудь другой модели, дастеровский стол-кондуктор просто опускается в нишу под полом, а на его место поднимается другой.
Кстати, именно поэтому оборудование под прежние модели тут не демонтируют, а просто хранят в этом «подвале» — при желании производство можно возобновить в любой момент. Так что и седаны Fluence (их сборку завод завершил этой весной), и даже Logan прежнего поколения вместе с «первым» Sandero не отправлены на пенсию, а просто ушли «в запас». И, может быть, ждут своего второго шанса — это я к тому, что должна же компания Renault рано или поздно выпускать в Москве какие-то автомобили под маркой Москвич.
У Каптюра тоже свой стол-кондуктор, но кроме этого под новый кроссовер модернизировано 30% сварочного оборудования (особая гордость — три новых робота, которые сваривают лонжероны и пол) и серьезно доработан покрасочный комплекс — он теперь может выпускать двухцветные кузова.
А еще на период ramp-up на разных участках производственного процесса расставлены дополнительные посты контроля — сварных швов, геометрии, ровности панелей, точности сборки. Слово «качество» на обложке буклета-шпаргалки как-будто невзначай торчит из кармана у начальника сборочного цеха. «Брак» — крупно написано на здоровенной корзине возле конвейера, но в ней лишь одна каптюровская фара. Тонкий, искусный антураж.
Впрочем, темп выпуска на московском заводе сейчас невысок, при желании можно, наверное, вылизывать каждый автомобиль, а Каптюры первой волны еще и перепроверяются сразу после выхода с конвейера. План производства, как и скорость движения машин на сборочной линии, — секрет. Но я постоял с секундомером у конвейера — одна минута и сорок секунд на каждую машину. То есть примерно 36 машин в час. При безостановочной работе в две смены это означало бы 576 машин в день и почти 140 тысяч за двенадцать месяцев, хотя полная проектная мощность завода составляет 190 тысяч. Однако в реальности загрузка и темп изменяются гибко в зависимости от спроса, и, например, в 2015 году Renault выпустила в Москве 74 тысячи автомобилей.
Правда, для Каптюра рынком станет не только Россия, но и Белоруссия, Казахстан, Армения, Азербайджан и даже Вьетнам (Renault уже начала поставлять туда Duster, Logan и Sandero Stepway российской сборки).
Пока Kaptur выпускается в версиях с мотором 1.6 и передним приводом (в этом случае предусмотрена только «механика») либо с двигателем 2.0 и полным приводом (у таких машин «механика» или «автомат»). Эти агрегаты во многом унифицированы с Дастером, но позже добавится еще и переднеприводный Kaptur 1.6 с вариатором.
Кстати, моторы 1.6 собраны в Тольятти и считаются отечественными, но точный уровень локализации Каптюра в компании Renault не называют, ограничиваясь многозначительным «около 60%», однако и это — общекорпоративный результат, учитывающий работу всех заводов Renault в России. На сегодня достоверно известно, что у Каптюра кузов из отечественного металла (поставщики — НМК и Северсталь), сделанная в России приборная панель, климатическая установка, сидения, бамперы, шины, диски, радиатор и топливный бак.
Насколько это поможет удержать демократичные цены? Наш прогноз прежний: с учетом богатого оснащения (уже «в базе» есть ESP, кондиционер, бесключевой доступ, «музыка», литые колеса) наиболее доступный Kaptur будет стоить около 900 тысяч рублей — и 1,5 млн за самые дорогие полноприводные версии. Точные цены узнаем в конце мая, когда мы познакомимся с автомобилем на ходу, а Renault обнародует прайс-листы. У дилеров машины должны появиться в июне.