В Европе грядет изменение правил проведения сертификационных краш-тестов

Фото: IIHS | TRL | комитет Euro NCAP

О краш-тестах с малым перекрытием впервые начали говорить четыре года назад, когда американский Страховой институт дорожной безопасности IIHS провел первые испытания — фронтальный удар о жесткий барьер всего лишь четвертью передка. А теперь назревает революция: похоже, этот тип краш-тестов станет обязательным для всех!

Чем тяжел удар с малым перекрытием? Как правило, при сильном смещении передка относительно препятствия — менее 30 процентов — лонжероны автомобиля почти не принимают участия в энергопоглощении. Вся тяжесть удара обрушивается на окружающие лонжерон структуры, которые ориентированы на совсем иную работу. Неудивительно, что первые краш-тесты IIHS с 25-процентным перекрытием провалили и Audi A4, и Mercedes-Benz C-класса, и Toyota Camry, и RAV4: создатели их кузовов просто не рассчитывали на такое испытание!

А зря. Ведь в реальной жизни фронтальные столкновения случаются самые разные: и кософронтальные, и с очень большим смещением. А нам, автовладельцам, важно иметь не тот автомобиль, который получил пять звезд в некоем эталонном краш-тесте, а тот, который сможет нас защитить в любой аварии!

Первые шаги к этому человечество сделало четверть века назад, когда самым распространенным был обычный лобовой удар. Помните, кто стал пионером в применении привычных ныне смещенных краш-тестов с 40-процентным перекрытием? Революционный удар о деформируемый барьер был разработан не в Англии и не в Германии, а в Австралии: комитет ANCAP разбил первые автомобили на 64 км/ч в 1993 году. Через два года эту методику переняли американцы из Страхового института дорожной ­безопасности (IIHS), а Euro NCAP принял на вооружение австралийскую методику лишь четыре года спустя.

Удар IIHS 2012 года отличается от краш-теста Euro NCAP только степенью перекрытия (25% вместо 40%) и отсутствием деформируемого барьера (автомобиль врезается в жесткое препятствие)
Разрабатываемые сейчас перспективные испытания NHTSA принципиально иные. Удар тяжелой тележкой (2486 кг — считайте, Land Cruiser 200 без пассажиров!) в неподвижный автомобиль проходит иначе. И кроме того, NHTSA планирует бить машины не строго в лоб, а под углом (7 или 15 градусов)
0 / 0

Что это дало? Когда в конце 90-х до автопромышленности «дошло», смещенные краш-тесты со скорости 64 км/ч стали неформальным стандартом. И далеко не в последнюю очередь благодаря им за последние 15 лет число жертв ДТП в Старом Свете снизилось более чем вдвое: с 55 тысяч до 26 тысяч человек.

Что будет, если такой же шум поднимут краш-тесты с малым, 25-процентным перекрытием? По данным английского полигона TRL, в Великобритании на фронтальные столкновения, «при которых не страдают лонжероны автомобиля», приходится сейчас до 12% смертельных случаев. А вот в Швеции, где малым считается перекрытие менее 30%, погибших уже 48%. Интересно, что по данным Союза немецких страховщиков, на удары с малым перекрытием приходится четверть всех фронтальных ударов. При этом доля погибших в них низка (около 7%), а вот число тяжелых травм велико — и это, конечно, не может не беспокоить страховые компании, так как лечение пострадавших обходится им в колоссальные суммы.

На первом слайде — RAV4 с удлиненным усилителем бампера, а на втором ­— с обычным, коротким. Как говорится, почувствуйте разницу: особое внимание обратите на деформацию проема передней двери
На первом слайде — RAV4 с удлиненным усилителем бампера, а на втором ­— с обычным, коротким. Как говорится, почувствуйте разницу: особое внимание обратите на деформацию проема передней двери
0 / 0

Статистика противоречивая, но, по мнению специалистов TRL, ее уже достаточно, чтобы определить проблему как крайне серьезную.

И англичане предлагают Евросоюзу воспользоваться американским опытом и сделать удары с малым перекрытием еще одним стандартом.

Какой именно из ­краш-тестов выбрать? Варианта три. Первый — это удар IIHS: жесткий барьер, 25% перекрытия и скорость 64 км/ч. Другие два — это перспективные удары американской ассоциации дорожной ­безопасности NHTSA. В одном перекрытие составляет всего 20%, но ­краш-тест происходит под углом семь градусов. Во втором, именуемом уже ­кософронтальным, угол соударения увеличен до 15 градусов, а перекрытие — до 35%. А главное, при ударах NHTSA сам автомобиль неподвижен: его бьет тележка массой 2486 кг (имитация крупного кроссовера или внедорожника) на скорости 90 км/ч. Крайне жесткое испытание! Чтобы его смягчить, а заодно сделать более похожим на столкновение двух машин, на тележке будет укреплен деформируемый барьер.
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи