Наказание ремнем: ГИБДД предлагает упростить правила перевозки детей
Министерство внутренних дел вынесло на общественное обсуждение проект поправок к Правилам дорожного движения, в котором предлагается разрешить перевозку детей старше семи лет вообще без каких-либо специальных устройств. Срок обсуждения до шестого июля, а дальше проект направляется на рассмотрение в правительство.
Напомним, с 2006 года в России действует пункт 22.9 ПДД, по которому детей до 12 лет в машину можно усаживать только с использованием «специальных удерживающих устройств», то есть кресел или бустеров, либо с применением «иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности». Слабым звеном в этой формулировке оказались как раз «иные средства», которыми стали самые простые и дешевые адаптеры лямок ремней: по результатам всех тестов такие приспособления только вредят здоровью ребенка при аварии.
МВД, надо полагать, руководствовалось тем, что полноценное кресло — непозволительная роскошь для среднестатистического россиянина, а адаптеры хуже обычного ремня безопасности. Но ведь штатный ремень рассчитан на взрослых и для ребенка просто опасен!
Медицинская практика, статистические исследования, многочисленные краш-тесты — например, испытания Авторевю, которые мы провели восемь лет назад, — доказывают одно. Во время удара пристегнутый человек в той или иной мере (зависит от формы сиденья и геометрии расположения ремня и посадки) стремится поднырнуть под поясную лямку штатного трехточечного ремня. Тело взрослого седока в этой ситуации помогает удержать так называемый подвздошный гребень — выступ в верхней части костей таза, в который упирается ремень. У детей эти кости развиты слабо, и нырку почти ничего не мешает — поясная лямка съезжает на живот и наносит тяжелейшие травмы брюшной полости!
А именно они, по данным французской лаборатории исследования безопасности LAB, являются не только самыми распространенными, но и самыми серьезными повреждениями при авариях у детей в возрасте от 6 до 11 лет — а вовсе не травмы шеи или головы, как принято думать. Простой бустер только за счет изменения геометрии прилегания ремня способен в полтора раза снизить сжимающую нагрузку на брюшную полость со стороны поясной лямки. А с полноценным детским креслом нагрузка на живот уменьшается втрое!
Инициатива наших правоохранителей удивительна еще и тем, что их проект разрешает использовать обычные ремни лишь на заднем сиденье, а спереди ребенок должен сидеть только в удерживающем устройстве — как будто законы физики зависят от места в салоне.
Проигнорировали полицейские чины и новейшие европейские стандарты безопасности. Хотя еще в 2013 году было опубликовано Правило ECE R129 (стандарт i-Size, вступающий в силу в Евросоюзе c 2018-го), где четко прописано, что единственным критерием соответствия специального удерживающего устройства для вашего ребенка является не возраст, а рост отпрыска. В МВД могли обратиться и к шведскому опыту: там любой школьник ростом ниже 135 см обязан ехать в детском кресле. Тогда пресловутый пункт 22.9 ПДД на шведский манер мог бы звучать просто, понятно и лаконично: «Перевозка детей ростом менее 135 см в транспортных средствах, оборудованных ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием детских удерживающих устройств. Запрещается перевозить детей до 12-летнего возраста на заднем сиденье мотоцикла». Но нет, у нас свой путь.
Для сознательных родителей проект ПДД оставляет возможность использовать детские кресла по собственной инициативе. Однако ведь многие увидят в этом только возможность сэкономить. Тем, кто так считает, напомним, что недорогое, но полноценное кресло для школьника можно купить за три—четыре тысячи рублей.