Как делают российскую АБС: мы побывали на заводе в Костроме

Фото: архив Авторевю | Илья Хлебушкин | компания Итэлма

Этим летом в российской автокомпонентой отрасли случился почти прорыв. Компания Итэлма, давний поставщик автомобильной электроники, начала выпуск отечественных антиблокировочных систем. Пока их делают по лицензии из импортных компонентов, но программа локализации уже расписана на много лет вперед. За подробностями я отправился в Кострому на завод Пегас.

А так ли нам нужна антиблокировочная система тормозов в автомобиле? Для начала — немного теоретических азов.

Никто из нас, водителей, не застрахован от ситуации, когда нужно объезжать внезапно возникшее препятствие и одновременно что есть силы ­тормозить. На первый взгляд в этом нет ничего сложного: жми на педаль тормоза да крути руль. Однако у ­автомобиля без АБС при экстренном торможении (а на скользком покрытии и во время штатного замедления) колеса могут заблокироваться. Сорвавшись в юз, автомобиль лишит водителя возможности маневрировать и вместо поворота просто проскользит прямо.

Почему так происходит? Во-первых, у заблокированного колеса сцепление с дорогой хуже, чем у катящегося, а ­во-вторых, машина с заблокированными колесами может двигаться только туда, куда ее направляла сила инерции в момент блокировки. В такой ситуации лишь водитель-ас сможет вернуть себе контроль над автомобилем, погасив скорость импульсным торможением, на мгновения отпуская педаль тормоза.

А вот на автомобиле с АБС в той же самой ситуации можно просто жать на педаль тормоза и крутить руль. Электроника выполняет импульсное торможение с недоступной для человека точностью и частотой — до 20 раз в секунду! Система балансирует на грани между качением колес и блокировкой.

Ориентируется АБС на коэффициент проскальзывания колес, то есть на разность скорости автомобиля и линейной скорости колеса (для этого на каждом из них есть датчики). Конечно, эти скорости могут не совпадать и в обычных, безопасных ситуациях. Например, при замедлении линейная скорость колеса ниже скорости машины, а при интенсивном разгоне — наоборот. А полное проскальзывание — это крайние случаи: пробуксовка на месте либо блокировка колес при торможении.

Даже простенькой АБС необходим электронный блок управления, смонтированный в одном корпусе с гидроагрегатом (1), и четыре датчика скорости вращения колес (2). А вот датчик угла поворота руля (3), блок измерения ускорений и угловой скорости вокруг вертикальной оси (4) — это уже надстройка системы стабилизации, которая к тому же завязана еще и на блок управления двигателем (5)

Максимально эффективная передача тормозных усилий достигается при степени проскальзывания колес в диапазоне 15—20%. Именно его и стремится поддерживать АБС. Кроме того, она отвечает за распределение тормозных сил по осям при обычном торможении, то есть заменяет собой механические регуляторы — в простонародье «колдуны».

Как это работает? Современная четырехканальная АБС управляет давлением в тормозной системе индивидуально в контурах каждого из колес. Для этого в ее модуле имеется гидравлическая часть, которая включает насос и соответствующее количество электромагнитных клапанов. В штатных режимах при обычном торможении, когда усилие на колесах не превышает порога их блокировки, работа АБС ограничивается контролем за распределением давления между осями в тормозной системе. К примеру, для избегания заноса в повороте она незаметно снижает давление в тормозных цилиндрах задних колес.
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи