Можно ли избавиться от столичных пробок без многомиллиардных масштабных проектов?

Фото: Алексей Кобец | Московский центр борьбы с пробками

Зимой прошлого года общая длина пробок в Москве превышала 3200 километров - было парализовано 88% всех столичных дорог. Транспортный коллапс! Причины всем известны: это и радиально-кольцевая структура города, и отсталый общественный транспорт... Неужели нельзя помочь столице прямо сейчас, без многомиллиардных масштабных проектов?

Раньше с проспекта Маршала Жукова (А) на проезд №607 (Б) можно было попасть, совершив правый поворот (место выделено кружком на карте). Теперь поворот закрыт. maps.yandex.ru

Есть в градостроительстве такая категория - перепробег. Предположим, вам надо попасть в Троице-Лыково с проспекта Маршала Жукова. По прямой это 130 метров, но на дороге между ними - брус безопасности. Полгода назад вы могли бы развернуться через съезды на МКАД и над Серебряноборским тоннелем - это три километра пути. А теперь, когда в ходе реконструкции Новорижского шоссе развязка лишилась одного «лепестка клевера», приходится проделывать еще и полуторакилометровый крюк по МКАД через Таллинскую улицу. Таким образом 130 метров превращаются уже в 4,2 километра - перепробег в 32 раза! В часы пик это выливается в утомительную толкотню - причем «перепробеговые» машины вызывают дополнительную загрузку и без того забитых развязок МКАД.

Плотность дорожной сети в Москве почти втрое ниже, чем в Лондоне, а перепробеги - больше на 20%

Выход из ситуации очевиден - повышать связность. Плотность дорожной сети, то есть протяженность дорог на квадратный километр площади, в Москве - всего 3,3 км/км2. А например, в Лондоне - 8,6 км/км2. Вдобавок Москва рассечена на множество отрезанных друг от друга районов десятком линий железной дороги. И если в большинстве европейских и американских городов коэффициент перепробега, то есть среднее отношение реального пробега из точки А в точку В к расстоянию между ними по прямой, варьируется от 1,2 до 1,3, то в Москве перепробеги в среднем полуторакратные.

Вид с проезда №607 на съезд с проспекта Маршала Жукова на МКАД. На том месте, где прежде была дорога, теперь зеленеет трава
Существующий, но закрытый съезд с Молодежной улицы на улицу Панфилова. Оказывается, местные жители жаловались на шум проезжающего транзитного транспорта. Теперь шумит и дымит транспорт стоящий
0 / 0

Энтузиасты из общественного Московского центра борьбы с пробками (Probok.net) насчитали и объединили в исследование под названием «Дорожные парадоксы» более сотни перекрытых проездов, неиспользуемых «проколов» под железными дорогами, недостроенных развязок. Например, чтобы попасть из Западного Бирюлева в Восточное, надо проехать одиннадцать километров, тогда как по прямой между ними - всего километр! Причем неиспользуемые проезды под железной дорогой на этом километре есть. А отсутствие одного километра дороги в чистом поле между Южным Бутовом и Щербинкой оборачивается поездкой в 16 километров!

Чтобы устранить все подобные «парадоксы» Москвы, нужно построить менее 18 километров дорог. Перепробеги же, вызванные несвязностью в этих местах, - почти 247 километров!

Трамвайные пути, не используемые уже три года, вкупе с вечными стройками вызывают пробки на улицах Лесная и Палиха. Но почему бы пути не демонтировать?
Заброшенные технические ветки железной дороги, давно идущие из ниоткуда в никуда, встречаются по всей Москве — и не позволяют построить дороги, напрямую связывающие соседние улицы и районы
0 / 0

Предположим, что средняя ширина необходимых дорог - двадцать метров, тогда нам потребуется 360 тысяч квадратных метров асфальта. Примерная стоимость укладки квадратного метра - пятьсот рублей. Выходит, потратить надо 180 миллионов. Это менее чем 0,1% от объема московского финансирования транспортных программ на этот год, которое составляет 203 миллиарда рублей!

Конечно, можно взять другие цифры: погонный километр идеальной дороги европейского уровня стоит около 10 миллионов евро. Причем это уже цена «под ключ» - разработка проекта с нуля, выкуп земель, выравнивание площадки, укладка подушки, асфальт, освещение, остановки транспорта... Но даже в таком случае понадобится лишь 180 миллионов евро, или семь с половиной миллиардов рублей. Четыре процента от московских транспортных денег!

Другая причина пробок - «бутылочные горлышки». Интернет-портал Яндекс, у которого есть служба мониторинга пробок, указывает на тридцать «узких мест» (по пятнадцать утренних и вечерних), каждое из которых задерживает автомобилистов в среднем на полчаса. Посмотрите: шоссе Энтузиастов по утрам стоит именно до одноименного метро, Дмитровское шоссе - до «Дмитровской», Волгоградский проспект - до «Текстильщиков»... А пресловутый выезд на Волгоградку с Люблинской улицы, где можно стоять часами?

Надо полагать, московские власти с руками оторвали оба исследования - и уже начали асфальтировать связки и расширять «горлышки»? Дудки!

Пересечение Люблинской улицы и Волгоградского проспекта дважды в день непременно фигурирует в «узких местах» Яндекса — утром и вечером. Вместо развязки, которая могла бы облегчить ситуацию, здесь построен «надземный пешеходно-торговый центр»
Стоянки — один из важнейших элементов транспортных программ столичных властей. Этим летом во дворах появились сотни бесплатных парковочных мест, причем, если не считать нарушений технологии укладки асфальта, сделаны они грамотно — есть даже места для инвалидов
0 / 0

Руководитель проекта Probok.net­ Александр Шумский направил по одной копии презентации «Дорожные парадоксы» новому столичному мэру Сергею Собянину, Путину и Медведеву. Спустя полтора месяца на все эти обращения пришел один общий ответ - из Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры (ДТиС) Москвы. Реализовано лишь три предложения - в тех местах, где существующие проезды были по разным причинам перекрыты конусами или бетонными блоками. Еще семьдесят признали целесооб­разными, семнадцать - требующими дополнительной проработки. И никакой конкретики! Как это обычно и бывает в ответах чиновников: когда возьмутся за устранение «парадоксов», кто ответственный?

«У нас есть утвержденные программы развития транспорта, - парируют в московской мэрии. - Там есть и меры, и бюджеты, а вносить изменения из-за этих исследований мы не будем». Программы - это принятые в декабре прошлого года «Приоритетные направления деятельности Правительства Москвы по решению транспортных проблем столицы» и более поздняя государственная программа «Развитие транспортной системы города Москвы на 2012-2016 годы».

Главное в них - устранить промахи прежнего мэра Юрия Лужкова. Конечно, были успехи и в лужковские времена: к примеру, московские власти реконструировали МКАД и построили Третье транспортное кольцо. Правда, на то, чтобы полностью проложить ТТК по эстакадам, денег не хватило, и пришлось использовать существующие улицы. А большинство развязок на ТТК и МКАД - неудобные «клеверы», в которых пересекаются транспортные потоки. Вдобавок в последнее десятилетие в Москве как грибы росли торговые центры - увы, без соответствующей проработки дорожной ситуации. В итоге столпотворение возле Ашанов, Атриума, Европейского и других моллов образует дополнительные «горлышки» - в выходные дни пробки длятся до глубокой ночи!

На то, чтобы устранить все «дорожные парадоксы», нужно не более

180 миллионов евро - это лишь 4% от московского годового

транспортного бюджета

Теперь в Москве заморожено строительство около двухсот торговых центров и объектов точечной застройки на 35 млрд долларов. Остановлены работы на новых участках поистине «золотого» Четвертого транспортного кольца: первый четырехкилометровый участок ЧТК обошелся в 66 миллиардов рублей, а цена всего проекта - триллион!

Масштабные проекты Москве, конечно, нужны - равно как и всей России. И Четвертое кольцо все-таки будет построено - правда, в облегченном варианте, который еще не полностью проработан. Будут и хорды, идущие в обход центра, и дублеры Кутузовского и Волгоградского проспектов. Начинается реконструкция МКАД и вылетных, то есть ведущих из города в область, магистралей - с обустройством карманов и полос для общественного транспорта, разгонных и поворотных карманов, со строительством над- и подземных переходов.

Другие планы новой московской власти по сокращению пробок мы свели в таблицу. Москвичей хотят пересадить на велосипеды и на комфортный общественный транспорт, создать парковки, разгрузить центр. Вполне по-европейски. Вот только перепробеги никуда не денутся.

Так почему бы сначала не заняться тем, что лежит на поверхности? Что мешает объединить усилия всех департаментов правительства Москвы - и устранить «парадоксы»? Привлечь ГИБДД - и действительно запретить парковку возле станций метро и торговых центров, как это уже сделали на Тверской улице. Тем более что денег и полицейских хватает, исследования - причем бесплатно! - уже проведены, а доверия президента Собянин еще не утратил...


Александр Шумский

руководитель Московского центра борьбы с пробками Probok.net:

Первый вопрос, который мне задают: «На какие деньги вы этим занимаетесь?» На общественные. Как это ни удивительно, есть множество людей с активной гражданской позицией, и яркий пример - один из наших помощников, очень состоятельный человек. Одно время он ездил с «предписанием», то есть документом, запрещающим любую проверку документов. Но затем понял, что стал ездить все хуже и хуже, просто беспредельничал - и не стал покупать новое предписание, а начал помогать деньгами нам.

Конечно, мы считаем, что спонсировать те работы, что мы делаем, должно правительство Москвы. Год назад мы запросили помощь у Собянина - семь миллионов рублей. При этом подсчитали, что пользы от нас - 640 миллионов. Собянин поручил деньги выделить, но прошел год, а мы не увидели ни копейки. Почему? Несогласованность работы департаментов. Зато мы никому ничего не должны, потому и заткнуть нас сложнее.

Та же несогласованность - главная причина непринятия простейших мер, призванных разгрузить дороги! Московская власть так устроена, что дорогами занимаются сразу четыре департамента - транспорта, ЖКХ, строительства плюс Мос­комархитектура. Договориться им между собой зачастую невозможно, а человека, который мог бы железной рукой заставить всех их что-то сделать, к сожалению, нет - смена мэра ситуацию не изменила.

Простейший пример: в Москве есть множество мест, где поток транспорта просто необходимо направить в то или иное русло конусами, ограждениями или трансбарьерами, например на съездах с Третьего кольца. Мы посылаем запрос в Департамент транспорта (ДТиС) - ответ положительный. Однако сделать ничего не получается, поскольку... Департамент ЖКХ считает, что производить механическую уборку отгороженной части будет сложно.

То же самое происходит, когда нужно и можно что-то сделать, но для этого придется менять планы. Простой пример - мост у метро «Волгоградский проспект», под которым давно можно было сделать разворот. Префектура отказывается выступить заказчиком работ, потому что Волгоградка стоит в плане масштабной реконструкции на 2013 год. Хотя дел там - на месяц!

При существующей бюрократической системе Москве обязательно нужен человек с особыми полномочиями, который бы мог «построить» все департаменты и префектуры для решения конкретных транспортных задач. Иначе город умрет.

Другая проблема в том, что большинство адекватных людей в ведомствах сидят на должностях не выше главного специалиста, и реальной власти у них никакой. А приходишь к начальнику - он смотрит на тебя стеклянными глазами и вообще не понимает, о чем речь...

Рекомендованные статьи