Москва, почем твои свободные места? Юбилей платных парковок в столице
В ноябре проекту платных парковок в Москве исполнилось пять лет. Что изменилось за это время и как развивается столичный паркинг? По сообщению дирекции ГКУ АМПП (Администратор московского парковочного пространства), за это время средняя скорость в городе увеличилась на 13%, а время прибытия экстренных служб сократилось вдвое. Правда, у Яндекса есть другие данные: за те же пять лет пробки в центре Москвы достигли пика! Хотя это также связано с проектом «Моя улица», в рамках которого проводили бесконечные ремонтные работы и сузили многие улицы города. Но нам-то обещали, что платные парковки позволят разгрузить Москву!
Благодаря платным стоянкам за пять лет город получил 14,3 миллиарда рублей. В АМПП также сообщают, что проект, который на данный момент состоит более чем из 80 тысяч платных парковочных мест, помог устранить хаотичную стоянку автомобилей на улицах города.
Сейчас в разных зонах города действуют тарифы от 40 до 200 рублей в час. Максимальный тариф вводят в местах наибольшей загрузки. Причем базовые принципы рыночной экономики подсказывают, что тарифы там могут быть увеличены еще — пока не будет достигнут плановый уровень загрузки парковки, на который ориентируется мэрия (85%). Есть и другие способы уменьшить загрузку платных парковок — вроде максимального срока, на который можно оставить автомобиль: например, в европейских городах бывают ограничения на один-два часа (иначе — эвакуация), но московские власти до этого пока не дошли.
Участились случаи нарушений правил стоянки на так называемых местах для инвалидов, когда на бесплатное место встает автомобиль, владелец которого данной привилегии не имеет. Подобные инциденты вызваны нехваткой свободных мест даже в зонах с самым высоким парковочным тарифом (200 рублей в час). Кстати, именно в этих районах можно встретить множество свободных каршеринговых машин, ведь за их парковку не нужно платить.
Много вопросов вызывает выбор мест, где от парковки отказались вообще. Например, вдоль Ленинского и Кутузовского проспектов парковочных мест не стало вовсе, а на некоторых улицах перед уже организованными парковочными местами установлены знаки, запрещающие стоянку. Это не только провоцирует нарушения ПДД, но и бьет по магазинам, кафе и ресторанам, расположенным в зоне запрета парковки: не имея возможности оставить рядом автомобиль, люди попросту проезжают мимо, оставляя заведения без заработка и приближая их закрытие. Ликвидированы парковки и у многих медучреждений, положенные бесплатные места в зоне социальных объектов обычно предназначены лишь для двух автомобилей, хотя желающих припарковаться много больше. А особенно неуместно выглядят платные парковки рядом с больницами и роддомами в отдаленных районах города, хотя буквально на соседних улицах плату за стоянку не требуют.
Зоны платных парковок в Москве распространились за границы Третьего транспортного кольца и вводятся точечно в тех районах города, где наблюдается критическое скопление автомобилей, причем столичные власти намерены продолжать эту практику.
Что касается граждан, проживающих в зонах платных парковок и имеющих машины, то для них была разработана программа резидентных разрешений на парковку. Правда, оставлять по ним свой транспорт бесплатно можно только в ночное время — с 20:00 до 8:00. Впрочем, если необходима круглосуточная стоянка, есть возможность заплатить 3000, 6000 или 9000 рублей на один, два или три года соответственно и парковать автомобиль на всей территории своего района даже днем. Как рассказали Авторевю в пресс-службе АМПП, сейчас самый долгий срок разрешения выбирают более 80% заявителей. На данный момент в столице действует порядка 67,4 тысячи резидентных разрешений, а все собранные средства, как заверяет организация, направляются напрямую в бюджет города.
Разрешения выдаются по принципу «два на квартиру». Но что делать в случае, если в одной квартире проживает семья из трех и более человек (например, отец, мать и совершеннолетний ребенок), которая имеет несколько автомобилей? В АМПП такой проблемой не занимаются, а кроме этого, они не помогут и гражданам, имеющим бесплатные резидентные разрешения на парковку только в ночные часы, но уезжающим в отпуск или неожиданно заболевшим. Пока выход лишь один: вовремя переставлять машину на внутридворовую территорию или просить об этом близких.
В городе действует и другой парковочный абонемент для тех, кто активно пользуется платными стоянками. Он стоит от 150 тысяч до 300 тысяч рублей в год (в зависимости от районов, где разрешена стоянка), но есть возможность помесячной оплаты. По данным АМПП, за девять месяцев этого года москвичи приобрели только 62 годовых абонемента за 300 тысяч (на 18,6 млн рублей). Парковаться по ним круглосуточно можно почти на всех улицах города, кроме тех 133, где действует максимальный тариф 200 рублей в час. Что касается месячных абонементов стоимостью 30 тысяч, то их за аналогичный период приобрели 630 граждан. В совокупности москвичи отдали за них 18,9 миллиона рублей.
Проблем с получением резидентных разрешений на парковку нет, но есть подводные камни с расторжением договора. Например, невозможно вернуть денежные средства за неизрасходованный период: если гражданин продает старый автомобиль и покупает новый, то всю процедуру оформления разрешения придется проходить заново — и оплачивать полный тариф на круглосуточную парковку. (Исключение только в том случае, если госномер машины не изменился.) Аналогично дело обстоит и со сменой места жительства: при переезде собственнику жилья необходимо будет аннулировать старое резидентное разрешение и подать заявку на получение нового.
Кроме того, в столице продолжает действовать проект с табличками 8.9.1 «Стоянка только для владельцев парковочных разрешений», которые были введены в качестве эксперимента в 2016 году. Стоянки, предназначенные лишь для владельцев парковочных разрешений, организованы в различных районах города на тех участках, где наблюдается высокая активность автомобилистов и дефицит парковочных мест для жителей. Если такую парковку заняла машина, которая не имеет соответствующего разрешения, то ее владельцу выпишут штраф.
А какой у вас опыт общения с платными парковками? Делитесь в комментариях!
ДОПОЛНЕНО 30 НОЯБРЯ: После публикации статьи нам дали комментарий о том, как используются средства, вырученные от платных парковок. По данным АМПП, все деньги идут непосредственно в бюджет города и направляются на благоустройство. В 2017 году районам Москвы авансом перечислили около 3,7 млрд рублей от платных парковок. На эти средства местные власти совместно с муниципальными депутатами и жителями провели работы по благоустройству территорий: построили детские и спортивные площадки, озеленили дворы, провели локальные мероприятия по повышению дорожной безопасности и другое. Также деньги от платных парковок направляют на софинансирование установки шлагбаумов в тех дворах, которые вошли в зону платной парковки. Примерно 10% всех реализованных мер основаны на предложениях, поступающих от жителей и активных граждан: подать заявку и указать, на что лучше потратить «парковочные» деньги, можно через префектуру, управу или муниципальных депутатов. Посмотреть результаты проведенных работ можно на сайтах префектур или управ районов.