Парковки-этажерки... Можно ли с их помощью решить парковочную проблему хотя бы у себя во дворе?

Фото: Ирина Кирова | Сергей Знаемский

Параллельную и перпендикулярную парковку мы знаем с автошколы, но ведь бывает еще и вертикальная парковка - в автоматических многоярусных стеллажах. Причем существуют и легкие «этажерки» для частного использования. Можно ли с их помощью решить парковочную проблему хотя бы у себя во дворе?

Кто не видел фотографий из Токио или Нью-Йорка, где на парковочных «пятачках» стоят стеллажи из машин? А вспомните ажурные двадцатиэтажные стеклянные башни-гаражи фольксвагеновского комплекса Autostadt в Вольфсбурге - с лифтами, которые автоматически расставляют новенькие машины штабелями...

Есть подобные паркинги и в Москве. Первый из из них появился в 1994 году на Скаковой улице, в 2009 году возле телецентра Останкино вырос стеклянный пенал, похожий на фольксвагеновские башни. В Кунцеве несколько лет работал роторный комплекс, а механизированные мини-этажерки есть во дворах на Таганке и в Люберцах. Постепенно появляются такие парковки и в других городах - например, в Новосибирске и Новокузнецке.

Но...

Девятиэтажную полностью автоматическую парковку на 50 машин в Останкине построили еще в 2009 году, но из-за волокиты официально открыли только в феврале 2013 года

«Бизнесом это не назвать», - говорят в подразделении Тушинского машиностроительного завода, которое уже почти двадцать лет занимается выпуском и установкой механизированных парковочных комплексов. Проблемы - дороговизна и бумажная волокита. Цена машино-места в многоярусном механизированном паркинге начинается примерно с 700 тысяч рублей, и даже в легких модульных конструкциях цену не удается опустить ниже 200-300 тысяч рублей. Вдобавок согласование нужных документов может занимать несколько лет, срок окупаемости растягивается, а издержки от общения с чиновниками сводят на нет всю экономическую выгоду.

Московский департамент транспорта и подведомственное ему госучреждение АМПП (Администратор московского парковочного пространства) пока решили сфокусироваться на организации в городе традиционных плоскостных стоянок. Не наблюдается активности и со стороны московской Дирекции гаражного строительства, хотя в 2010 году она с помпой открыла в одном из дворов на Башиловской улице первый механизированный «народный гараж»! Стоянка работает и даже пользуется спросом, однако программа «Народный гараж» свернута, а вместо нее запущен коммерческий проект «Инвестиционный гараж», в котором тип парковки выбирает частный инвестор.

Две автоматизированные парковки установлены в Люберцах — одна на 21, другая на 24 автомобиля. Причем эти комплексы закладывались сразу при строительстве нового квартала

Районные власти, может, и рады были бы оптимизировать стоянки на своей территории, но ни средств, ни нужной законодательной базы и понятных технических нормативов для этого не имеют.

А раз так - может, взять инициативу в свои собственные руки и, скинувшись с соседями, установить «этажерку» у себя во дворе?

Простейший вариант - лифт-подъемник наподобие тех, что используются в автосервисах. Первый автомобиль просто поднимается над землей примерно на два метра - так, чтобы под ним разместилась вторая машина: цена вопроса - около 80 тысяч руб­лей за машино-место. В многоместной модульной системе, где машины стоят на подвижных палетах и могут въезжать-выезжать независимо друг от друга, машино-место дороже - рассчитывать стоит на сумму минимум 180 тысяч рублей. Теоретически можно поставить во дворе и напоминающую карусель роторную парковку на десяток машин, но стартовая цена каждого машино-места в этом случае - от 360 тысяч рублей.

Во дворе одного из домов на Воронцовской улице смонтирован модульный двухъярусный мини-паркинг с независимой погрузкой по принципу «пятнашек» — пять машино-мест и одна свободная ячейка.
Паркинг поставили в рекламных целях напротив районной управы
Простейшие подъемники позволяют малой кровью удвоить вместимость стоянки, поэтому пользуются спросом у автодилеров и сервисных центров
0 / 0

Однако сюда нужно прибавить еще затраты и хлопоты на проведение электропитания и монтаж. Но главное - оформление прав на клочок «парковочной» земли.

Если речь идет о придомовой, то есть дворовой территории многоквартирного дома, то хорошо, если она уже находится в собственности жилтоварищества - иначе нужно пройти весь путь от создания ТСЖ до размежевания земельного участка. А если парковка не входит в придомовую территорию, землю придется брать в аренду у местного муниципалитета. Причем срок размещения некапитальных сооружений - всего пять лет, а затем его придется продлевать. А капитальное сооружение, требую­щее фундамента, потребует полного пакета разрешений и регистрационных документов.

Далее - электропитание: электроприводы, как правило, требуют трехфазной сети на 380 вольт. Причем обычному двухместному лифту-подъемнику нужна мощность около 1,5 кВт, а многоместной «этажерке» - уже от 8 до 18 кВт. Плюс защитное укрытие, которого требуют некоторые системы, плюс регулярное техобслуживание механизмов, плюс затраты на электроэнергию - все это тоже ляжет на ваши плечи.

Вот потому-то вертикальные парковки так и остаются для нас экзотикой.

Вертикальный 15-ярусный «пенал» в Москве на улице Климашкина — редкий пример автоматизированной парковки, пристроенной непосредственно к жилому дому. На клочке в 127 м2

(примерно 10 обычных машино-мест) друг над другом в четыре колонны хранится 60 автомобилей. Паркинг работает с прошлой весны. Водителю нужно лишь загнать машину на приемную палету, остальное — дело автоматики. Но даже для застройщика себестоимость одного места — 580 тысяч рублей

Многоярусная история

Первая полуавтоматическая система была построена в Париже на территории гаража Рю-де-Понтье (Garage Rue de Ponthieu) в 1905 году. Установленный внутри бетонного здания лифт поднимал автомобиль на верхний уровень, где обслуживающий персонал парковал машину. В Америке первый механизированный паркинг появился в Чикаго в 1929 году, а в городе Кенте был построен циклопический по тем временам комплекс на тысячу машин. Однако бум таких парковок в США пришелся на конец 40-х и 50-е годы, хотя большая часть из построенных в те годы паркингов в итоге закрылась из-за частых механических проблем. Новый всплеск интереса к «вертикальным стоянкам» случился в 90-е годы в Азии. Лидером по количеству автоматизированных парковок и сейчас остается Япония, где таким способом регулярно размещается примерно 1,6 млн автомобилей. Впрочем, самая крупная на сегодняшний день автоматизированная парковка находится в бизнес-центре Emirates Financial Towers в Дубае - это девятиэтажный комплекс, рассчитанный на 1191 автомобиль.

Общественный паркинг в центре Нью-Йорка — подобные этажерки с последовательной загрузкой подразумевают, что автовладельцы должны забирать машины примерно одновременно: в конце рабочего дня
В Японии получить госномера на машину можно только при наличии купленного или съемного постоянного парковочного места, которое должно находиться не дальше двух километров от места жительства владельца. При этом законодательство не оговаривает, что парковка должна располагаться на поверхности дороги — потому там и стали так популярны многоярусные системы
0 / 0

 

Рекомендованные статьи