Дакар, начало: Peugeot и КАМАЗ впереди
Шестого января в столице Перу, городе Лима, состоялся торжественный старт ралли-марафона Дакар-2018. А это значит, что спецучастки первых дней сплошь проложены в песках. За 14 дней гонки участники пройдут свыше 8700 километров по Южной Америке, из которых 4154 километра — скоростные отрезки. Кстати, в прошлом «Дакар» уже стартовал в Лиме: это было в 2012-м и в 2013-м годах.
Как обычно, первый спецучасток был совсем коротким: из 272 километров дистанции — всего 31 «боевой» километр. Но это оказался вовсе не символический пролог, а полноценное испытание, причем крайне непростое: коварный песок и много обрывистых дюн, на которых несколько новичков даже умудрились разбить машины.
Благодаря небольшой дистанции избежал значительных потерь Себастьен Лёб из команды Peugeot. Из-за отказа тормозов один из фаворитов этого ралли показал лишь двадцать девятое время! Кстати, его коллега по команде Стефан Петерансель был только одиннадцатым, а на перегоне в его машину сзади врезался один из соперников — к счастью, без последствий. Ну а быстрейшим в первый день стал катарец Насер Аль-Аттия на заводской Тойоте Hilux.
В грузовом зачете неудачником дня стал Федерико Вильягра. Из-за навигационной ошибки многократный чемпион Аргентины по классическому ралли, выступающий на заводском Iveco и считающийся одним из фаворитов, потерял 16 минут! Ну а лучшее время показал чех Алеш Лопрайс на Татре.
Но конечно, настоящий Дакар начался на второй день, когда участники отправились на кольцевой этап вокруг прибрежного города Писко: 267 километров, из которых 90 процентов — бездорожье. И вот здесь коллектив Peugeot не обманул ожиданий: все три первых места по итогам этапа — в руках гонщиков французской команды. Причем — вот так сюрприз! — выиграл этап и возглавил генеральную классификацию экс-мотоциклист Сириль Депре (его машина на заглавном фото), на четырех колесах прежде не особенно блиставший.
Отличную форму продемонстрировал пилот заводcкой команды Toyota Gazoo Racing SA Жиниель де Вильерс: на протяжении всего этапа он боролся с гонщиками Peugeot, и в итоге уступил лидеру всего девять минут (четвертое место по итогам дня). А вот для Насера Аль-Аттия этап сложился крайне неудачно: резко ухудшилось самочувствие его штурмана Матье Бомеля, тойотовскому экипажу пришлось дважды останавливаться, и на финише он уступил лидеру пятнадцать минут.
Лучший из гонщиков полузаводской команды Mini X-Raid идёт на шестой позиции: это финн Микко Хирвонен на новом заднеприводном багги Mini John Cooper Works Buggy. Кстати, у его коллеги по команде Орландо Террановы абсолютно идентичное время, но аргентинец выступает на полноприводном внедорожнике Mini John Cooper Works Rally.
А вот их партнер Брайс Мензис выбыл из соревнований, перевернув свой багги всего через шесть километров после старта. Сам пилот отделался испугом, его штурман Питер Мортенсен сломал лодыжку. «Мы шли по грунтовой дороге, и та неровность оказалась гораздо больше, чем она выглядела. Мы перевернулись шесть или семь раз» — рассказал американец.
Последствия переворота Брайса Мензиса
Из двух российских экипажей в легковом зачете продолжает борьбу только один: калининградец Иван Шихотаров на пикапе Toyota Hilux идет на 37-й позиции «абсолюта». А вот его отец Сергей сошел. Особенно обидно, что даже не по собственной вине: на одном из спусков с дюны их внедорожник Toyota FJ Cruiser «догнала» другая Toyota. Из-за этого машина Сергея перевернулась, но встала на колеса, и экипаж добрался своим ходом до бивуака. Увы, но техническая комиссия, осмотрев повреждения каркаса безопасности, сняла экипаж с гонки.
Участники грузового зачета стартовали последними, так что им было особенно трудно: разъезженные во всех направлениях тропки сбивали с толку штурманов, а кривые дюны и рыхлый песок затрудняли езду пилотам. Даже победитель этапа камазовец Эдуард Николаев потерял несколько минут, не увидев при высоком солнце песчаную воронку. Немного уступили ему на финишной отметке аргентинец Федерико Вильягра на Iveco (+3.25) и чех Алеш Лопрайс на Татре (+6.07).
Лидер грузового зачёта Эдуард Николаев
Многие спортсмены попались в ловушку — огромную воронку диаметром несколько километров. В ней застряли много внедорожников, мотоциклов и несколько грузовиков. И если Дмитрий Сотников с нескольких попыток все-таки смог выскочить, то Айрат Мардеев опрокинул грузовик на бок. «По обычной траектории проехать ее невозможно. Очень рыхлый песок. Джипы все распахали. Нашли неплохую траекторию, поднялись, но на вершине был застрявший внедорожник. Мы начали уходить от него правее и уже по косогору хотели перевалить дюну. Но в надутом пухляке машина завалилась на бок» — обрисовал ситуацию Мардеев, откатившийся из-за этого во вторую десятку.
В песках застревали голландец Мартин Ван Ден Бринк на Renault и белорус Сергей Вязович на МАЗе. На машине еще одного мазовца Александра Василевского вышла из строя турбина. Казахстанский пилот Артур Ардавичус (Iveco) имел проблемы с подкачкой колес, и тоже потерял время в песках.
Чилиец Игнасио Касале лидирует в зачете квадроциклов
Среди гонщиков на квадроциклах второй этап кряду выигрывает Игнасио Касале. Победитель Дакара-2014 рассказал, что ему пока удается поддерживать высокий темп без лишнего риска, а единственной проблемой была небольшая неполадка с мотором через 80 километров после старта. Прошлогодний победитель Сергей Карякин уступил чилийцу всего 43 секунды. «Сегодня был тяжелый спецучасток — ни сантиметра ровной дороги, очень много песков. Еле хватило топлива, чтобы дотянуть до заправки. Последние километры мотор даже начал чихать. По ходу этапа я раз пять догонял Касале, но обгонять не стал. Сейчас мне этого не нужно. Я вижу его темп, и могу ехать примерно так же. Стараюсь держать в поле зрения какого-нибудь мотоциклиста, чтобы по нему судить о рельефе дюн. Это позволяет снизить риски» — рассказал уральский квадроциклист.
Лидерство среди мотоциклистов захватил Хуан Барреда Борт
Среди мотоциклистов классификацию возглавил испанец Хуан Барреда Борт на Хонде. Выиграв второй этап, он сместил с первой строчки прошлогоднего победителя, Сэма Сандерленда (KTM). Кстати, для испанца это уже двадцатая победа на дакаровском спецучастке. Впрочем, отрывы в лидирующей группе пока невелики: между Барредой и Сандерлендом, идущим на четвертой позиции — чуть больше пяти минут.
Следующий этап — из Писко в крохотный шахтерский городок Сан-Хуан де Маркона с населением всего 20 тысяч человек. В дорожных книгах у штурманов — дистанция в 502 километра, из которых 295 километров приходится на спецучасток с солончаком и проходом через каньоны.