Монокубок в песках: как прошел «грузовой» Дакар-2025
В Саудовской Аравии прошел Дакар-2025, и мы рассказываем о его грузовой части. А почему нынешняя гонка заслуживает прозвища «монокубок» — сейчас поясним.
Кто там сетовал в былые годы, что призовые места на Дакаре постоянно занимают КАМАЗы? Да-да, и я тоже... Ну хорошо, камазовцев и мазовцев, по сути, выгнали с этого ралли-рейда. И знаете, как теперь выглядит грузовой зачет? Но не будем спойлерить, то есть заранее раскрывать сюжет.
Я прекрасно помню времена, когда здесь вовсю бились европейские производители грузовиков — не только Tatra из Чехии и маленькая компания GINAF из Голландии (чехи и голландцы, в принципе, главные «бойцы» грузового Дакара), но и такие гиганты, как MAN и IVECO. Причем под эгидой ивековцев был построен целый выводок гоночных капотников IVECO Powerstar: сама модель Powerstar производится в Австралии.
На этом бывшем IVECO выступает гонщица Аня Ван Лоон из Нидерландов
«Нынче, братцы, все не так, нет того веселья». MAN ушел из ралли-рейдов, GINAF тоже, хотя в прошлом году один грузовик этой марки участвовал в гонке. И запомнился лишь тем, что его штурмана-француза оштрафовали на 500 евро за наклейку с флагом на кабине: с 2024 года правила Дакара запрещают изображение национальных флагов рядом с фамилиями гонщиков на машинах во избежание скандалов. А то вдруг какой-нибудь русский в международный экипаж прокрадется?
Концерну IVECO теперь тоже не до Дакара — понятно почему. Совместный проект со стартапом Nikola по выпуску электрических и водородных тягачей прогорел, знаменитый немецкий завод пожарной техники Magirus продан холдингу Mutares, который специализируется на выводе компаний из кризиса. Вдобавок по итогам сравнения уровня безопасности тягачей, которое устроило агентство Euro NCAP, флагман IVECO S-Way получил позорнейшую одну звезду. Неладно что-то в итальянском королевстве!
В итоге грузовой зачет Дакара стал подобием трак-рейсинга — европейских кольцевых гонок тягачей, где когда-то за призовые места бились мощные и великолепно спонсируемые команды производителей, а с годами все превратилось в борьбу отдельных частных коллективов. Но это лишь полбеды.