24 часа Нюрбургринга: дождь, град и «золотой» обгон на последнем круге

Фото: команды-участницы

В календаре международных автоспортивных событий хватает 24-часовых заездов, однако среди всего многообразия выделяются несколько марафонов, проводимых на легендарных трассах. Ле-Ман – это, конечно, «аристократия», в то время как Спа – более открытое соревнование. Но даже на фоне бельгийской гонки, в последнее время ставшей жемчужиной в чемпионате Blancpain GT3 Стефана Рателя, особняком выглядят 24 часа Нюрбургринга. Более сурового испытания для техники в мире кольцевых гонок вряд ли можно найти. Да и пилотам Нордшляйфе бросает вызов: узкая лента асфальта с головокружительной скоростью петляет у подножья Айфельских гор, то и дело укутываясь в туман.

Разнообразие классов во всей красе. Экипаж команды HTP-Mercedes обходит круговых, среди которых есть даже гонщики на технике TCR (красный Volkswagen Golf)

По ходу гоночных суток в Айфеле обязательно есть период, когда на 25-километровой трассе льет, как из ведра. А иногда, как на этот раз, на автомобили и вовсе обрушился град! Судьям даже пришлось останавливать заезд – и вовсе не из-за того, что кто-то боялся за лакокрасочное покрытие техники. Машины попросту не могли забраться на подъем у поворота Лисья нора, на который пришелся основной заряд непогоды! Красные флаги сдерживали пелотон около трех часов, а рестарт все равно был дан под проливным дождем.

Последствия града. Своим ходом машины дальше ехать уже не могут – слишком скользко!

Ранее бытовало мнение, что достаточно привезти на Нюрбургринг мощную технику, по типу «силуэта» из серии DTM, и ехать, не совершая ошибок, чтобы гарантированно взойти на подиум. Однако многое изменилось в эру GT3. Многие команды обзавелись этими машинами, которые позволяют атаковать по ходу всего заезда. Ну а производители не могли упустить шанс провести рекламную компанию, созывая на Нордшляйфе все больше и больше заводских пилотов. Причем, нынешняя гонка стала эдаким междусобойчиком немецких марок.

Лишь на самом старте конкуренты смогли быть в непосредственной близости от экипажей марки Mercedes

Англичане из команд Aston Martin или Bentley ничего не смогли противопоставить хозяевам трассы, а итальянцы, по традиции, вообще не особо жалуют соревнования на Северной петле. Был еще, конечно, американский финансист Джеймс Гликенхаус с его вариацией на тему Ferrari, оригинальной моделью SCG003 и даже гибридом, но он давно выступает в качестве самостоятельной фирмы. Так что в этом году отдувался за всех «иностранцев» Франц Конрад, возобновивший сотрудничество с Lamborghini. За счет надежности салатовый Ураган даже некоторое время шел в десятке, но все-таки не выдержал прессинга со стороны экипажа легендарной команды Zakspeed на купе Mercedes AMG GT3, и улетел в отбойник.

В гонке должны были ехать обе модели фирмы Гликенхауза, но в итоге появилась лишь более свежая, SCG003 с монококом а-ля Ford GT. Машину P4/5, построенную на базе Ferrari 430, повредили в квалификации
Команда Франца Конрада неплохо подготовила купе Lamborghini Huracan, однако авария свела все ее усилия на нет
0 / 0

Именно резиденты Аффальтербаха оказались главными источниками новостей по ходу марафона. С выпуском нового купе фирма AMG в полную силу взялась за рынок GT3, выставив аж пять заводских экипажей (да, в GT3 так команды не именуются, но от этого сама суть поддержки формально частных коллективов не меняется) и проведя дополнительную 30-часовую испытательную сессию для решения проблем с надежностью, обозначившихся по ходу первых гонок. Кроме того, команда Haribo Bale умудрилась заявить один и тот же экипаж на две машины! Одну из них, хуже расположенную в протоколе или получившую какие-то повреждения, изначально планировалось припарковать ночью. И этот коллектив мог выиграть – если бы не невнимательность ветерана Уве Альцена, обогнавшего соперника под желтым флагом и наказанного судьями штрафной остановкой. После финиша оказалось, что потерянного времени как раз не хватило, чтобы ввязаться в спор за первое место.

Экипаж команды Haribo вполне мог рассчитывать на победу, если бы не штраф за обгон под желтым флагом

А спор был драматичным. В коллективе HTP, в этом сезоне после вынужденного годичного контракта с Bentley, вновь пользуются техникой Mercedes и претендуют на самые высокие позиции. Правда, для этого недостаточно одной только быстрой машины и профессиональных гонщиков: точный расчет дозаправок еще никто не отменял. Вот и на этот раз на последних минутах капитанский мостик HTP спешно высчитывал, хватит ли топлива их лидирующему экипажу на еще один 25-километровый круг. В итоге все-таки пришлось заезжать на дозаправку, где машина вдобавок еще и заглохла…

Этого хватило, чтобы беглецов нагнал экипаж коллектива Black Falcon, также давно сотрудничающий с маркой Mercedes. Подгоняемый победителем квалификации Маро Энгелем, Кристиан Хохенадель ушел на финальный круг лишь за несколько секунд до взмаха клетчатого флага. И тут в выигрыше оказался Энгель, снова напомнивший о себе не как о неудачном пилоте DTM, а как о классном специалисте гонок GT. В самом начале круга он нанес Хохенделю разящий удар, стрелой метнувшись на торможении в приоткрытую калитку – да так лихо, что дошло дело до контакта. Не лишним будет упомянуть, что Маро, как и некоторые другие гонщики, был заявлен в составе сразу двух экипажей – а квалификацию он выиграл в составе квартета, который в итоге финишировал четвертым.

Команда Nissan привезла заводских гонщиков, но они уступали лидерам по 15 секунд с круга. За частников из Schuze Motorsport ехал наш Марк Шульжицкий, но в распоряжении этого экипажа было еще более медленное купе GTR постройки шестилетней давности

В HTP после финиша пожаловались, что Энгель нарушил эдакий «пакт», который заключили все представители клана Mercedes о том, что жесткой борьбы между товарищами по марке быть не должно. Упустившие победу даже подали протест на действия Энгеля, но судьи не усмотрели в его обгоне ничего криминального. В итоге победа осталась за ним, нестареющим ветераном Берндом Шнайдером, новым заводчанином Адамом Христодулу и специалистом по Нордшляйфе Мануэлем Мецгером. Горькое «серебро» досталось Кристиану Хохенаделю, Кристиану Фиторису, Марко Зефриду и Ренгеру ван дер Занде. На третьем месте – шедшие до своего штрафа на победу Уве Альцен, Ланс-Давид Арнольд, Максимилиан Гетц и Ян Зайффарт.

Лучший из остальных – экипаж Rowe BMW в составе выступающих в серии Blancpain GT3 Александра Симса, Филиппа Энга и примкнувших к ним Дирка Вернера и Максима Мартена. Последний, как обычно, был самым быстрым в дождь, но этого не хватило, чтобы вытянуть новое купе M6 даже на подиум. В юбилейный для баварцев год 100-летия марки модель, заменившая не слишком удачную в гонках Z4, пока не отличается высокими результатами. Точнее, могла бы отличиться, если бы не оплошность со стороны команды – и вездесущий «баланс сил»…

Для Ники Катсбурга, выступавшего в составе Rowe BMW, как и для некоторых других участников WTCC, прошедшие выходные с плотнейшим графиком можно было смело называть «72 часа Нюрбургринга»

Дело в том, что в BMW еще по ходу квалификации предыдущего этапа чемпионата VLN промахнулись с настройками одной из машин, которая вдруг начала ехать гораздо быстрее, чем от нее ожидали. Баварцы не стали мухлевать и смирились с тем, что показали свой истинный темп на Нордшляфе задолго до главной гонки сезона. Такая прыть не ускользнула от внимания судей, которые и после квалификации перед 24-часовым марафоном еще раз «отбалансировали» М6. Да и без учета этих довесков у BMW, как и ранее, не обошлось без обидных сходов (на сей раз из-за двигателя), технических неполадок с электрикой и просто аварий…

Еще хуже дела были у Porsche – марки, которая несколько лет назад громила соперников на Нордшляйфе. Пока Вайсзах никак не может добиться от новой модели ожидаемых от нее успехов в GT3. Усугубила ситуацию авария одного из ведущих экипажей команды Manthey на первых же кругах гонки, в то время как второй сошел из-за проблем с мотором. В итоге в первой десятке можно найти только одного представителя марки, которая ранее никого в эту самую десятку не пускала…

Прошедший марафон команде Manthey Porsche лучше поскорее забыть

Для Audi марафон сложился еще более неудачно – особенно на фоне трех недавних побед в этом тяжелейшем испытании. Перед началом сезона было объявлено о сокращении заводской поддержки клиентских программ, а из всех представителей DTM на Нордшляйфе отправился только Нико Мюллер, прошлогодний победитель гонки. Поначалу казалось, что в Audi придерживаются своей обычной тактики – не спеша выходить на первые места по ходу заезда. Однако часы шли, а экипажи «четырех колец» так и не могли настичь гонщиков Мерседеса, несмотря на некоторое преимущество в максимальной скорости. Более того, сразу три сильных экипажа выбыли из борьбы чуть ли не одновременно: Маркус Винкельхок, не ожидая резкого замедления своего коллеги Конора де Филлиппи в зоне действия желтых флагов, буквально вынес того с трассы; а Мюллер неудачно объезжал место аварии и приложился о рельс безопасности…

По традиции, на подиум на Нордшляйфе поднимаются не только гонщики, но и машины

В Audi, кстати, тоже недовольны «балансом» – как и любое достижение прогресса, если вдуматься, он несет не только пользу. В тяжелом положении оказываются производители, которым удалось построить действительно отличную спортивную машину. Попробуй докажи теперь, что победы достаются не благодаря исходной форме базового шасси и мотора, а из-за благоприятного «баланса». Обманутыми могут посчитать себя и те клиенты, которые, клюнув на приманку отличных выступлений, массово скупают какую-нибудь модель, но вдруг оказывается, что «баланс» чуть изменился, и их приобретение вовсе отказывается ехать. Не в лучшем положении оказываются и обозреватели, которым порой остается только гадать, почему же одна и та же машина ведет себя совершенно непредсказуемым образом. Да и вообще, велика ли честь выиграть гонку, о результатах которой будут говорить в свете «баланса»?

С другой стороны, большей части зрителей не особо интересно техническое закулисье гонок. Особенно, если эти фанаты приходят на автодромы, чтобы понаблюдать за машинами вживую – когда чистый восторг от происходящего начисто перекрывает какие-то разумные доводы. Да и телевизионным болельщикам куда интереснее наблюдать за плотной борьбой разных марок и неожиданными изменениями соотношения сил по ходу сезона. Так что гонка на Нюрбургринге, как ни один другой заезд в мире автоспорта, помогает фанатам логического объяснения происходящего понять тех, кто ценит исключительно саму атмосферу и яркую картинку. Кадры, когда река машин, петляющая по густому лесу, прорезает серую морось дождя светом фар, действительно завораживают. И заставляют ждать следующего марафона на Айфеле, несмотря ни на какой «баланс».

Марафон 24 часа Нюрбургринга
Общий зачет

Место Экипаж Автомобиль Команда Результат
1 Б.Шнайдер/М.Энгель/А.Христодулу/М.Мецгер Mercedes AMG GT3 Black Falcon 134 круга
2 К.Фиторис/М.Зефрид/К.Хохенадель/Р. ван дер Занде Mercedes AMG GT3 HTP +5,697
3 У.Альцен/Л.-Д.Арнольд/М.Гетц/Я.Зайффарт Mercedes AMG GT3 Haribo Racing + 1 круг
4 Х.Хаупт/Й.Бурман/М.Энгель/Д.Мюллер Mercedes AMG GT3 Black Falcon + 1 круг
5 А.Симс/Ф.Энг/М.Мартен/Д.Вернер BMW M6 GT3 Rowe Racing + 1 круг
6 К.Хайер/С.Аш/Л.Людвиг/Д.Кайльвиц Mercedes AMG GT3 WRT + 3 круга
7 К.Брюк/К.Менцель/Г.Смит/Ф.Хампрехт Bentley Continental GT3 C Abt Racing + 3 круга
8 С.Леонард/Р.Фряйнс/Э.Сандстрем/Ф.Вервиш Audi R8 LMS Zakspeed + 4 круга
9 П.Дамбрек/В.Хенцлер/М.Раггингер/А.Императори Porsche 911 GT3 R Falken Motorsport + 4 круга
10 М.Буш/Д.Буш/К.Мамеров/Р.Раст Audi R8 LMS Twin Busch Motorsport + 4 круга

Рекомендованные статьи