Пол-Дакара позади — Николаев впереди!
География главного ралли-марафона планеты — южноамериканского Дакара — в этом году сузилась всего до одной страны, Перу. Однако это не сильно сказалось на количестве соревнующихся (на старт в Лиме вышло 324 участника в зачетах мотоциклов, квадроциклов, мотовездеходов, внедорожников и грузовиков) и на сложности трассы юбилейной, 40-й по счету гонки. Перуанские спецучастки давно славятся обилием разномастного песка, огромных дюн и острых камней — так что десятидневный марафон по-прежнему остается для спортсменов и их «железных коней» серьезнейшим испытанием на прочность.
Позади уже пять этапов гонки — сегодня у участников день отдыха. А самая интересная картина на экваторе Дакара, пожалуй, наблюдается в мотозачете: первую семерку спортсменов, представляющих четыре заводские команды, разделяет меньше десяти минут! Причем в лидерах пока вовсе не привычные фавориты из коллектива KTM, а американец Рикки Брабек, представляющий интересы Хонды. Остаются в строю и два представителя России — тольяттинец Дмитрий Агошков и москвичка Анастасия Нифонтова, которые занимают соответственно 10-е и 16-е места в зачете Original by Motul, где выступают спортсмены, не использующие на бивуаках помощь механиков.
Рикки Брабек
А вот в классе внедорожников численный состав нашей «сборной», увы, сократился ровно наполовину. После отличного начала (четвертое время на первом спецучастке!) экипаж Владимира Васильева и Константина Жильцова не смог преодолеть трассу СУ3: вышел из строя задний дифференциал пикапа Toyota Hilux, подготовленного полузаводской командой Overdrive. А вот Mini дебютанта Дакара Дениса Кротова пока держится молодцом, позволяя москвичу и его украинскому штурману Дмитрию Цыро занимать 14-ю позицию в общей классификации.
Денис Кротов и Дмитрий Цыро
Тем временем спор за победу в автомобильном зачете ведут знакомые все лица. Несмотря на уход из ралли-рейдов заводской команды Peugeot, ее маститые пилоты все равно вышли на старт южноамериканской гонки. Карлос Сайнс, Стефан Петерансель и Сириль Депре теперь защищают цвета немецкого коллектива Х-Raid и пилотируют заднеприводные багги Mini с турбодизельными двигателями BMW, а Себастьен Лёб оседлал «частный» Peugeot 3008 DKR. Никуда не делась и заводская команда Toyota Gazoo Racing SA с бензиновыми пикапами Hilux. Правда, в споре за победу на сегодняшний момент участвует лишь один представитель этого коллектива, зато какой! Многократный победитель Дакара и обладатель Кубка мира по ралли-рейдам Нассер Аль-Аттия подошел к экватору гонки с минимальными потерями и опережает ближайшего преследователя, коим является Стефан Петерансель, уже почти на полчаса.
Кто кого в этот раз — Toyota или Mini?
Интересно, что пальму первенства по количеству выигранных спецучастков с Нассером делит Себастьен Лёб: и катарец, и француз одержали по две победы. Однако девятикратный чемпион мира по ралли выступает неровно — из-за череды проколов и проблем с навигацией он пока занимает только пятое место. Хотя даже 40 минут отставания по меркам такой сложной гонки, как Дакар, — величина не такая уж и большая. Так что если Лёб будет отыгрывать по десять минут у Аль-Аттии на каждом этапе, как это случилось на СУ5, то к концу марафона он может замахнуться и на лидерство!
Не все решено и в зачете мотовездеходов: лидер тут меняется едва ли не после каждого спецучастка. С этого года на технику Side-by-Side разрешено устанавливать не только атмосферные, но и турбированные двигатели, что положительно сказалось и на количестве и «качестве» участников, и на скорости их перемещения по трассе. Пока моду в гонке диктуют представители марки Can-Am, а в группе лидеров уверенно держится россиянин Сергей Карякин. Уралец, уже побеждавший на Дакаре в зачете квадроциклов, показал отменную скорость на СУ4, после которого он вышел на первое место в классе. Жаль, что на следующем спецучастке Карякин «подарил» соперникам более сорока минут, потеряв это время на замену привода, ремня и долив масла в поврежденную коробку передач. Но скорость Сергея позволяет надеяться, что уралец и его штурман Антон Власюк до конца гонки еще вернутся на вершину!
Сергей Карякин и Антон Власюк
Самые сильные позиции у россиян по традиции в зачете грузовиков. С этого года на Дакар допускаются только машины с рабочим объемом двигателя не более 13 литров. И, как показали первые дни гонки, лучше всех к изменениям регламента и особенностям перуанской трассы подготовилась именно команда КАМАЗ-Мастер! В то время как основных соперников «синей армады» на грузовиках Iveco, Renault, Tatra и МАЗ преследовали разномастные проблемы, пилоты из Набережных Челнов оккупировали три первые строчки протокола.
Лидер команды МАЗ Сергей Вязович вновь не обошелся на Дакаре без опрокидывания. А заклинившее на СУ4 колесо стоило минчанину более трех дополнительных часов отставания от лидеров...
Правда, уже после финиша СУ5 из Перу пришла информация о дисквалификации экипажа Андрея Каргинова (на заглавном фото), выигравшего два спецучастка, за неоказание помощи пострадавшему болельщику. Вот что сообщает по этому поводу официальный сайт команды: «На одном из сложных подъемов в песках собралось большое количество хаотично стоявших зрителей. Пилот пытался преодолеть подъем и объехать находившуюся на дюне группу людей. Зрители стали убегать с траектории движущегося грузовика, но один из них споткнулся в мягком песке и ногой попал под заднее колесо машины. Пилот не видел этого момента и о случившемся узнал только по приезде на бивуак. К большому сожалению, решение организаторов по данному случаю оказалось чрезвычайно жестким: экипаж Каргинова дисквалифицирован». Ну а вы можете сами оценить эту ситуацию, посмотрев ежедневный видеодневник команды "КАМАЗ-Мастер":
И все же главное в этой неприятной истории — то, что жизни пострадавшего зрителя ничего не угрожает: 60-летний болельщик из Южной Африки отделался переломом бедра. Ну а камазовцы, уверен, смогут удержать лидерство и в сокращенном составе. Ведь преимущество экипажа Эдуарда Николаева, который выиграл три спецучастка, и идущего на втором месте трио под началом Дмитрия Сотникова над ближайшими преследователями составляет уже почти два часа!
Эдуард Николаев на всех парах мчит к своей третьей подряд победе на Дакаре
Тем временем на другом конце планеты близится к завершению еще один ралли-марафон — Africa Eco Race, маршрут которого проложен из Монако к настоящему Дакару. Увы, состав участников нынешней гонки на Черном континенте совсем не порадовал громкими именами — особенно в зачете внедорожников, где первую половину дистанции протокол возглавлял малоизвестный француз Доминик Лор. Ну а главным событием африканского марафона, похоже, так и останется нелепое столкновение двух багги Optimus в финишном створе на СУ6, которое вывело из борьбы и лидера гонки, и экипаж россиянина Сергея Куприянова, выигравшего до того пятый спецучасток…
Ралли-марафон Дакар
Положение после пяти этапов
Зачет внедорожников
Место | Экипаж | Страна | Автомобиль | Результат |
---|---|---|---|---|
1 | Н.Аль-Аттия/М.Бомель | Катар/Франция | Toyota Hilux | 17:19.53 |
2 | С.Петерансель/Д.Кастера | Франция | Mini John Cooper Works Buggy | +24.42 |
3 | Н.Рома/А.Харо | Испания | Mini John Cooper Works Rally | +34.33 |
4 | Я.Пжигонски/Т.Колсуль | Польша/Бельгия | Mini John Cooper Works Rally | +38.12 |
5 | С.Лёб/Д.Элена | Франция/Монако | Peugeot 3008 DKR | +40.00 |
6 | С.Депре/Ж.-П.Коттре | Франция | Mini John Cooper Works Buggy | +1:12.47 |
… | ||||
14 | Д.Кротов/Д.Цыро | Россия/Украина | Mini John Cooper Works Rally | +3:30.44 |
Зачет Side-by-Side
Место | Экипаж | Страна | Автомобиль | Результат |
---|---|---|---|---|
1 | Р.Морено/Х.Арайя | Чили | Can-Am Maverick X3 | 21:36.25 |
2 | Р.Варела/Г.Гужельмин | Бразилия | Can-Am Maverick X3 | +1.42 |
3 | Ж.Фарес/Д.Оливерас | Испания | Can-Am Maverick X3 | +14.08 |
4 | С.Карякин/А.Власюк | Россия | Can-Am Maverick X3 | +28.37 |
5 | Ф.Контардо/А.Квинтанилла | Чили | Can-Am Maverick X3 | +1.29.31 |
6 | К.Карри/Р.Кордоба | США/Испания | Can-Am Maverick X3 | +1.53.06 |
Зачет грузовиков
Место | Экипаж | Страна | Автомобиль | Результат |
---|---|---|---|---|
1 | Э.Николаев/Е.Яковлев/В.Рыбаков | Россия | КАМАЗ-43509 | 19:45.37 |
2 | Д.Сотников/Д.Никитин/И.Мустафин | Россия | КАМАЗ-43509 | +11.54 |
3 | Г.де Роой/Д.Родевальд/М.Торраллардона | Нидерланды/Польша/Испания | IVECO Powerstar | +1:58.49 |
4 | Т.ван Генугтен/Б.ден Киндерен/П.Виллемсен | Нидерланды/Бельгия | Iveco Powerstar | +2:15.23 |
5 | А.Лопрайс/Ф.Алкайна/П.Покора | Чехия/Испания | Tatra Jamal - Queen 69 | +2:54.01 |
6 | А.Вишневский/М.Новиков/А.Неверович | Беларусь | МАЗ-5309RR | +3:07.01 |
7 | А.Мардеев/Д.Свистунов/А.Галяутдинов | Россия | КАМАЗ-43509 | +3:30.46 |
Зачет мотоциклов
Место | Гонщик | Страна | Мотоцикл | Результат |
---|---|---|---|---|
1 | Рикки Брабек | США | Honda CRF 450 Rally | 16:51.34 |
2 | Сэм Сандерленд | Великобритания | KTM 450 | +0.59 |
3 | Пабло Квинтанилла | Чили | Husqvarna FR 450 Rally | +2.52 |
4 | Тоби Прайс | Австралия | KTM 450 | +3.21 |
5 | Адриен ван Беверен | Франция | Yamaha WR450F | +6.36 |
6 | Кевин Бенавидес | Аргентина | Honda CRF 450 Rally | +9.09 |
7 | Маттиас Уолкнер | Австрия | KTM 450 | +9.17 |
… | ||||
78 | Дмитрий Агошков | Россия | KTM 450 Rally | +10:59.52 |
87 | Анастасия Нифонтова | Россия | Husqvarna 450RR | +11:45.37 |