Пол-Дакара позади — Николаев впереди!

Пол-Дакара позади — Николаев впереди!
Автоспорт | 12 января 2019
Фото: команды-участницы | организаторы

География главного ралли-марафона планеты — южноамериканского Дакара — в этом году сузилась всего до одной страны, Перу. Однако это не сильно сказалось на количестве соревнующихся (на старт в Лиме вышло 324 участника в зачетах мотоциклов, квадроциклов, мотовездеходов, внедорожников и грузовиков) и на сложности трассы юбилейной, 40-й по счету гонки. Перуанские спецучастки давно славятся обилием разномастного песка, огромных дюн и острых камней — так что десятидневный марафон по-прежнему остается для спортсменов и их «железных коней» серьезнейшим испытанием на прочность.

Позади уже пять этапов гонки — сегодня у участников день отдыха. А самая интересная картина на экваторе Дакара, пожалуй, наблюдается в мотозачете: первую семерку спортсменов, представляющих четыре заводские команды, разделяет меньше десяти минут! Причем в лидерах пока вовсе не привычные фавориты из коллектива KTM, а американец Рикки Брабек, представляющий интересы Хонды. Остаются в строю и два представителя России — тольяттинец Дмитрий Агошков и москвичка Анастасия Нифонтова, которые занимают соответственно 10-е и 16-е места в зачете Original by Motul, где выступают спортсмены, не использующие на бивуаках помощь механиков.

Рикки Брабек

А вот в классе внедорожников численный состав нашей «сборной», увы, сократился ровно наполовину. После отличного начала (четвертое время на первом спецучастке!) экипаж Владимира Васильева и Константина Жильцова не смог преодолеть трассу СУ3: вышел из строя задний дифференциал пикапа Toyota Hilux, подготовленного полузаводской командой Overdrive. А вот Mini дебютанта Дакара Дениса Кротова пока держится молодцом, позволяя москвичу и его украинскому штурману Дмитрию Цыро занимать 14-ю позицию в общей классификации.

Денис Кротов и Дмитрий Цыро

Тем временем спор за победу в автомобильном зачете ведут знакомые все лица. Несмотря на уход из ралли-рейдов заводской команды Peugeot, ее маститые пилоты все равно вышли на старт южноамериканской гонки. Карлос Сайнс, Стефан Петерансель и Сириль Депре теперь защищают цвета немецкого коллектива Х-Raid и пилотируют заднеприводные багги Mini с турбодизельными двигателями BMW, а Себастьен Лёб оседлал «частный» Peugeot 3008 DKR. Никуда не делась и заводская команда Toyota Gazoo Racing SA с бензиновыми пикапами Hilux. Правда, в споре за победу на сегодняшний момент участвует лишь один представитель этого коллектива, зато какой! Многократный победитель Дакара и обладатель Кубка мира по ралли-рейдам Нассер Аль-Аттия подошел к экватору гонки с минимальными потерями и опережает ближайшего преследователя, коим является Стефан Петерансель, уже почти на полчаса.

Кто кого в этот раз — Toyota или Mini?

Интересно, что пальму первенства по количеству выигранных спецучастков с Нассером делит Себастьен Лёб: и катарец, и француз одержали по две победы. Однако девятикратный чемпион мира по ралли выступает неровно — из-за череды проколов и проблем с навигацией он пока занимает только пятое место. Хотя даже 40 минут отставания по меркам такой сложной гонки, как Дакар, — величина не такая уж и большая. Так что если Лёб будет отыгрывать по десять минут у Аль-Аттии на каждом этапе, как это случилось на СУ5, то к концу марафона он может замахнуться и на лидерство!

Не все решено и в зачете мотовездеходов: лидер тут меняется едва ли не после каждого спецучастка. С этого года на технику Side-by-Side разрешено устанавливать не только атмосферные, но и турбированные двигатели, что положительно сказалось и на количестве и «качестве» участников, и на скорости их перемещения по трассе. Пока моду в гонке диктуют представители марки Can-Am, а в группе лидеров уверенно держится россиянин Сергей Карякин. Уралец, уже побеждавший на Дакаре в зачете квадроциклов, показал отменную скорость на СУ4, после которого он вышел на первое место в классе. Жаль, что на следующем спецучастке Карякин «подарил» соперникам более сорока минут, потеряв это время на замену привода, ремня и долив масла в поврежденную коробку передач. Но скорость Сергея позволяет надеяться, что уралец и его штурман Антон Власюк до конца гонки еще вернутся на вершину!

Сергей Карякин и Антон Власюк

Самые сильные позиции у россиян по традиции в зачете грузовиков. С этого года на Дакар допускаются только машины с рабочим объемом двигателя не более 13 литров. И, как показали первые дни гонки, лучше всех к изменениям регламента и особенностям перуанской трассы подготовилась именно команда КАМАЗ-Мастер! В то время как основных соперников «синей армады» на грузовиках Iveco, Renault, Tatra и МАЗ преследовали разномастные проблемы, пилоты из Набережных Челнов оккупировали три первые строчки протокола.

Лидер команды МАЗ Сергей Вязович вновь не обошелся на Дакаре без опрокидывания. А заклинившее на СУ4 колесо стоило минчанину более трех дополнительных часов отставания от лидеров...

Правда, уже после финиша СУ5 из Перу пришла информация о дисквалификации экипажа Андрея Каргинова (на заглавном фото), выигравшего два спецучастка, за неоказание помощи пострадавшему болельщику. Вот что сообщает по этому поводу официальный сайт команды: «На одном из сложных подъемов в песках собралось большое количество хаотично стоявших зрителей. Пилот пытался преодолеть подъем и объехать находившуюся на дюне группу людей. Зрители стали убегать с траектории движущегося грузовика, но один из них споткнулся в мягком песке и ногой попал под заднее колесо машины. Пилот не видел этого момента и о случившемся узнал только по приезде на бивуак. К большому сожалению, решение организаторов по данному случаю оказалось чрезвычайно жестким: экипаж Каргинова дисквалифицирован». Ну а вы можете сами оценить эту ситуацию, посмотрев ежедневный видеодневник команды "КАМАЗ-Мастер":

И все же главное в этой неприятной истории — то, что жизни пострадавшего зрителя ничего не угрожает: 60-летний болельщик из Южной Африки отделался переломом бедра. Ну а камазовцы, уверен, смогут удержать лидерство и в сокращенном составе. Ведь преимущество экипажа Эдуарда Николаева, который выиграл три спецучастка, и идущего на втором месте трио под началом Дмитрия Сотникова над ближайшими преследователями составляет уже почти два часа!

Эдуард Николаев на всех парах мчит к своей третьей подряд победе на Дакаре

Тем временем на другом конце планеты близится к завершению еще один ралли-марафон — Africa Eco Race, маршрут которого проложен из Монако к настоящему Дакару. Увы, состав участников нынешней гонки на Черном континенте совсем не порадовал громкими именами — особенно в зачете внедорожников, где первую половину дистанции протокол возглавлял малоизвестный француз Доминик Лор. Ну а главным событием африканского марафона, похоже, так и останется нелепое столкновение двух багги Optimus в финишном створе на СУ6, которое вывело из борьбы и лидера гонки, и экипаж россиянина Сергея Куприянова, выигравшего до того пятый спецучасток…

Ралли-марафон Дакар
Положение после пяти этапов
Зачет внедорожников

Место Экипаж Страна Автомобиль Результат
1 Н.Аль-Аттия/М.Бомель Катар/Франция Toyota Hilux 17:19.53
2 С.Петерансель/Д.Кастера Франция Mini John Cooper Works Buggy +24.42
3 Н.Рома/А.Харо Испания Mini John Cooper Works Rally +34.33
4 Я.Пжигонски/Т.Колсуль Польша/Бельгия Mini John Cooper Works Rally +38.12
5 С.Лёб/Д.Элена Франция/Монако Peugeot 3008 DKR +40.00
6 С.Депре/Ж.-П.Коттре Франция Mini John Cooper Works Buggy +1:12.47
       
14 Д.Кротов/Д.Цыро Россия/Украина Mini John Cooper Works Rally +3:30.44

Зачет Side-by-Side

Место Экипаж Страна Автомобиль Результат
1 Р.Морено/Х.Арайя Чили Can-Am Maverick X3 21:36.25
2 Р.Варела/Г.Гужельмин Бразилия Can-Am Maverick X3 +1.42
3 Ж.Фарес/Д.Оливерас Испания Can-Am Maverick X3 +14.08
4 С.Карякин/А.Власюк Россия Can-Am Maverick X3 +28.37
5 Ф.Контардо/А.Квинтанилла Чили Can-Am Maverick X3 +1.29.31
6 К.Карри/Р.Кордоба США/Испания Can-Am Maverick X3 +1.53.06

Зачет грузовиков

Место Экипаж Страна Автомобиль Результат
1 Э.Николаев/Е.Яковлев/В.Рыбаков Россия КАМАЗ-43509 19:45.37
2 Д.Сотников/Д.Никитин/И.Мустафин Россия КАМАЗ-43509 +11.54
3 Г.де Роой/Д.Родевальд/М.Торраллардона Нидерланды/Польша/Испания IVECO Powerstar +1:58.49
4 Т.ван Генугтен/Б.ден Киндерен/П.Виллемсен Нидерланды/Бельгия Iveco Powerstar +2:15.23
5 А.Лопрайс/Ф.Алкайна/П.Покора Чехия/Испания Tatra Jamal - Queen 69 +2:54.01
6 А.Вишневский/М.Новиков/А.Неверович Беларусь МАЗ-5309RR +3:07.01
7 А.Мардеев/Д.Свистунов/А.Галяутдинов Россия КАМАЗ-43509 +3:30.46

Зачет мотоциклов

Место Гонщик Страна Мотоцикл Результат
1 Рикки Брабек США Honda CRF 450 Rally 16:51.34
2 Сэм Сандерленд Великобритания KTM 450 +0.59
3 Пабло Квинтанилла Чили Husqvarna FR 450 Rally +2.52
4 Тоби Прайс Австралия KTM 450 +3.21
5 Адриен ван Беверен Франция Yamaha WR450F +6.36
6 Кевин Бенавидес Аргентина Honda CRF 450 Rally +9.09
7 Маттиас Уолкнер Австрия KTM 450 +9.17
       
78 Дмитрий Агошков Россия KTM 450 Rally +10:59.52
87 Анастасия Нифонтова Россия Husqvarna 450RR +11:45.37

Рекомендованные статьи