Кто займет второе место? Подводим итоги первого полугодия в чемпионате мира по ралли
С завершением польского этапа чемпионат мира по ралли преодолел свой экватор: семь гонок осталось позади, еще семь – впереди. Самое время подвести итоги первой половины WRC.
Несмотря на все старания чиновников Международной автомобильной федерации (FIA), лидерство в серии привычно удерживает Себастьен Ожье. На экваторе сезона преимущество француза выглядит весьма солидно – 51 очко. Несмотря на жесткие правила стартового порядка, согласно которым лидер чемпионата вынужден открывать спецучастки на протяжении первых двух дней гонки, Себ уверенно обеспечивал себе место на подиуме, дав «осечку» лишь в ходе ралли Польша — там первый номер фольксвагеновской команды показал только шестой результат.
При этом нельзя сказать, что действующий регламент не оказывает на доминирование Ожье никакого влияния. Нынешний сезон, напротив, стал для француза едва ли не самым сложным в карьере: судить об этом можно хотя бы по его результативности в первом полугодии. За семь этапов Себ лишь дважды — в Монте-Карло и Швеции — поднимался на высшую ступеньку подиума. Для сравнения, в прошлом году в первых семи этапах француз одержал пять побед! Так что правило «анти-Ожье» и в самом деле оказалось весьма эффективным — пусть и не принесло смену гегемона чемпионата.
Благодарить за это Ожье следует своих многочисленных соперников. Несмотря на то, что гонки выигрывают другие (за семь этапов, помимо Себа, на первую ступеньку подиума поднимались еще пятеро), среди триумфаторов нынешнего сезона не нашлось пилота, способного продемонстрировать ту же стабильность, что и трехкратный чемпион мира. Ближайшим преследователем Ожье в настоящий момент является его норвежский партнер по команде Андреас Миккельсен, в свою очередь, подгоняемый плотной группой спортсменов, возглавляет которую Хэйден Пэддон из Hyundai.
И хотя кому-то может показаться, что в 2016-м Ожье впервые за годы выступлений в Фольксвагене столкнулся с реальным шансом упустить «золото», в действительности можно смело говорить о том, что наиболее сложная для француза часть сезона уже позади. Запаса очков, эквивалентного двум победам на этапах мирового первенства, вполне достаточно, чтобы удержать позади любого из соперников — благо, четыре из оставшихся семи этапов будут включать в себя асфальтовые спецучастки. Так что единственным сложным ралли с точки зрения стартовой позиции может оказаться финал в Австралии, к моменту старта которого Себ, скорее всего, уже будет располагать четвертым титулом...
Таким образом, во второй половине сезона стоит ожидать разве что борьбы за звание вице-чемпиона мира. Уж здесь-то вариантов значительно больше: в схватке за вторую позицию участвуют не только представители Фольксвагена и Hyundai, но и Мадс Остберг из «фордовской» команды M-Sport. Примкнуть к дележу медалей может даже выступающий за шинный коллектив DMACK Отт Тянак — в очередной раз продемонстрировать, на что способны новые гравийные покрышки британской компании, эстонец может уже на ближайшем ралли Финляндии.
Вторая половина сезона должна стать кульминацией и для «дочернего» чемпионата WRC 2, лидерство в котором пока что удерживает Элфин Эванс. Начало сезона валлиец провел столь же уверенно, как и Себастьен Ожье, победив в Монте-Карло и Швеции. Однако затем к чемпионату подключились пилоты фирменной команды Skoda Motorsport и талантливый Теему Сунинен — протеже знаменитого финского менеджера Тимо Йоухки. Довольно быстро выяснилось, что даже модернизированный хэтчбек Ford Fiesta R5 Evo в руках Эванса заметно уступает на гравии заводским Фабиям под управлением Понтуса Тидеманда и Эсапекки Лаппи. Однако главной головной болью лидера чемпионата все же стал Сунинен.
22-летний гонщик на Шкоде оказался на удивление результативен: в четырех стартах из отведенных регламентом семи финн становился победителем трижды! При этом в запасе у Теему есть еще три старта, в то время как Эвансу, опережающему соперника всего на пять очков, осталось проехать лишь две зачетных гонки. Впору беспокоиться за судьбу титула — тем более, что Сунинен, помимо скорости, демонстрирует прямо-таки дьявольское везение: в этом году финн почти всегда счастливо избегал технических проблем и проколов, неизменно поражавших более опытных коллег. Неудивительно, что уже сейчас его менеджер ведет переговоры с заводскими командами чемпионата мира, отдавая приоритет коллективам Citroen и Hyundai...
Не утихает борьба и за пределами раллийных спецучастков. Вот уже несколько месяцев FIA и представители заводских команд пытаются решить набивший оскомину вопрос определения стартовых позиций. Среди обсуждаемых вариантов – как возвращение к квалификации и схеме, при которой лидер чемпионата открывает трассу только в первый день, так и дальнейшее ужесточение правил в виде расширения «бульдозерной повинности» фаворита на все три дня гонки. Последний вариант уже встретил соответствующий отзыв Себастьена Ожье, пообещавшего в таком случае оставить WRC. Несмотря на многочисленные встречи и совещания, выработать вариант, который устроил бы всех, пока не удалось.
Что же до уже утвержденных изменений в регламенте чемпионата мира, то их пока не так много. Наиболее серьезными из них являются изменение правил начисления очков в случае сокращения «боевой» дистанции ралли и запрет пилотам, не входящим в состав заводской команды, управлять автомобилями WRC образца 2017 года. Последнее было сделано для того, чтобы избежать появления за рулем машин нового поколения неопытных гонщиков. Ведь 380 «лошадей» под капотом (против сегодняшних 320) и подросшая ширина автомобилей грозят превратить их в куда более быстрые и опасные снаряды, нежели «уорлд-ралли-кары» нынешнего поколения.
Едва ли не самые интересные события текущего сезона происходят как раз на тестах новой техники, разработкой которой заняты сразу пять заводских коллективов. Наиболее публичным из них пока остается Citroen, исправно публикующий пресс-релизы после каждой тестовой сессии будущего автомобиля WRC, построенного на базе новой модели C3. Приступив к испытаниям прототипа в конце апреля, к настоящему времени команда Ива Маттона уже обзавелась вторым экземпляром, который только что задействовали на асфальтовых тестах. Работают с новой машиной все доступные команде гонщики: Крис Мик, Стефан Лефевр и Крейг Брин.
Дольше других трудится над автомобилем нового поколения команда Volkswagen Motorsport: ее «тестовая лаборатория», представляющая собой гибрид из автомобиля 2014 года, оснащенного новыми узлами и агрегатами, вышла на испытания еще в прошлом августе. Основная часть работы ведется штатным тест-пилотом Фольксвагена Дитером Деппингом при посильной помощи двукратного чемпиона мира Маркуса Гронхольма и периодическом включении призовых гонщиков. Предполагается, что с окончательной спецификацией нового Polo R WRC команда определится до конца июля.
Приступил к тестам своего WRC и самый загадочный на сегодняшний день коллектив — команда Toyota. Начиная с конца апреля, несколько прототипов Yaris WRC активно испытываются на гравии скромной командой финских тест-пилотов в лице Юхо Хяннинена и руководителя команды, четырехкратного чемпиона мира Томми Мякинена. Не исключено, что в дальнейшем компанию этому дуэту составит и опытнейший Микко Хирвонен, два года назад завершивший карьеру профессионального раллиста. В планах команды — задействовать в следующем сезоне сразу три экипажа. Примечательно, что до сих пор Toyota не раскрыла никаких технических деталей новой машины. Зато известно, что коллектив уже оставили несколько инженеров во главе с греком Майклом Зотосом, занимавшим роль технического директора.
Последней командой, приступившей к испытаниям своего прототипа, стала Hyundai. Как и предполагалось, новый автомобиль будет строиться на базе модели i20 в кузове купе (той самой, что должна была стать, но так и не стала основой нынешнего раллийного автомобиля WRC команды). Во второй половине июня трехдверный гибрид — здесь «корейцы» пошли по пути своих коллег из Ганновера — вышел на первые гравийные тесты во Франции. Пока что на испытаниях трудится прошлогодняя машина, над которой в Hyundai начали работать еще до того, как стала очевидной невозможность ее омологации в сезоне-2015. А параллельно в Альценау строится новый автомобиль, отвечающий требованиям технического регламента 2017 года.
Что же касается M-Sport, то дружина Малкольма Уилсона намерена приступить к тестам своего варианта WRC в ближайшие недели. При этом для испытаний будет использовано нынешнее шасси, поскольку команда пока не может получить в свое распоряжение хэтбчек Ford Fiesta следующего поколения, на базе которого и должен строиться новый автомобиль. Впрочем, у M-Sport и без этого будет возможность опробовать в деле большинство новых компонентов. В качестве тест-пилотов команда намерена задействовать британцев Мэтью Уилсона, Элфина Эванса, француза Эрика Камилли и, вероятно, опытного норвежца Хеннинга Сольберга.
До омологации новых автомобилей остается менее четырех месяцев – и к этому моменту, скорее всего, решится и судьба наград в нынешнем чемпионате. По какому сценарию пройдет второе полугодие сезона? И что представят команды к следующему году? Об этом мы узнаем совсем скоро.
Чемпионат мира по ралли
Положение после семи этапов среди пилотов в абсолютном зачете
Место | Пилот | Страна | Автомобиль | Очки |
---|---|---|---|---|
1 | Себастьен Ожье | Франция | Volkswagen Polo R WRC | 143 |
2 | Андреас Миккельсен | Норвегия | Volkswagen Polo R WRC | 92 |
3 | Хэйден Пэддон | Новая Зеландия | Hyundai i20 WRC | 72 |
4 | Яри-Матти Латвала | Финляндия | Volkswagen Polo R WRC | 68 |
5 | Дани Сордо | Испания | Hyundai i20 WRC | 68 |
6 | Мадс Остберг | Норвегия | Ford Fiesta RS WRC | 62 |
7 | Тьерри Невилль | Бельгия | Hyundai i20 WRC | 61 |
8 | Отт Тянак | Эстония | Ford Fiesta RS WRC | 52 |
9 | Крис Мик | Великобритания | Citroen DS3 WRC | 26 |
10 | Эрик Камилли | Франция | Ford Fiesta RS WRC | 23 |