Предисловие к Ле-Ману. Класс GTE-Pro: юбилей, испорченный «балансом»

Предисловие к Ле-Ману. Класс GTE-Pro: юбилей, испорченный «балансом»
Автоспорт | 18 июня 2016
Фото: FIA WEC | команды-участницы

Стартующий сегодня в 16:00 по Москве Ле-Ман – удивительный марафон. По сути, здесь одновременно идут три-четыре полноценные гонки, и в пелотоне постоянно кипит борьба хотя бы в одном из этих параллельных потоков. Конечно, и в других 24-часовых заездах разные классы выезжают на трассу одновременно, но именно на трассе Ля-Сарт эта общность достигла идеальной консистенции: следить за перипетиями борьбы удобно, не перегружая себя информацией. О зачетах LMP1 и LMP2 мы уже рассказали. В первом особое внимание уделяется технике, во втором – гонщикам. В GTE-Pro до поры до времени соблюдался баланс между этими составляющими, но с введением нового регламента, развязавшего руки конструкторам, слишком много внимания теперь уделяется «железу». Или, как в случае с купе Ford GT, углеволокну.

Ferrari
Автомобиль: Ferrari 488 GTE
Двигатель: 3,9-литровый V8, твин-турбо
Шины: Michelin

AF Corse
№51 Джанмария Бруни, Джеймс Каладо, Алессандро Пьер-Гвиди
№71 Давиде Ригон, Сэм Берд, Андреа Бертолини
Risi Competizione
№82 Джанкарло Физикелла, Тони Виландер, Маттео Маллучелли

Новая спортивная модель Ferrari, первая турбированная со времен легендарного купе F40, получилась успешной, о чем говорят безоговорочные победы на Сильверстоуне и в Спа. Новый регламент вводили с целью поднять скорость машин GTE, и конструкторы Скудерии с этой задачей справились: в ле-мановской квалификации они сняли со своего прошлогоднего результата около четырех секунд! Хотя всем было понятно, что в Ferrari ни от кого не скрывают свой истинный темп, тот факт, что большая часть конкурентов такой прыти не показала, вынудил организаторов впервые в истории применения нынешнего «баланса возможностей» внести правки в гандикапы непосредственно перед гонкой. В итоге машины Ferrari 488 получили лишние 15 килограммов!

Бруни и Каладо еще на Сильверстоуне обозначили свои амбиции, отыграв три штрафные минуты и финишировав вторыми. В Спа они шли на победу, но подвел мотор. Именно двигатель может помешать итальянской команде конвертировать высочайший темп в достойный результат. Проблемы с силовой установкой преследовали их и в Англии, и в Бельгии, и даже на тестах в Ле-Мане. Компанию основным гонщикам в грядущем марафоне составит Пьер-Гвиди – опытный пилот, известный по выступлениям в GT3.

Ригон и Берд – лидеры сезона FIA WEC, выигравшие на обоих этапах. «Молодежный» экипаж AF Corse на сей раз разбавлен ветераном Бертолини. Андреа попробует дополнить свой прошлогодний успех, когда он вместе с россиянами из SMP Racing выиграл в зачете GTE-Am.

В составе дилеров Ferrari из американского Хьюстона (Risi) к ветеранам Физикелле и Виландеру добавился Маллучелли, которого нельзя назвать самым сильным гонщиком из тех, что выступают на Ferrari. Это обстоятельство снижает шансы команды на успех.

Corvette Racing
Автомобиль: Chevrolet Corvette C7.R
Двигатель: 5,5-литровый V8
Шины: Michelin
№63 Ян Магнуссен, Антонио Гарсия, Рикки Тейлор
№64 Оливер Гэвин, Томми Милнер, Джордан Тейлор

В команде Chevrolet не стали строить новую машину, ограничившись доработками прошлогодней техники. Измененная аэродинамика (сплиттер, боковые юбки, диффузор) добавила «цепкости» шасси. Главная проблема коллектива – в том, что он не выступает в чемпионате FIA WEC на постоянной основе, и сравнить напрямую возможности машин с конкурентами невозможно. Слишком уж увлекаются в домашнем для марки чемпионате WSC игрой с «балансом», из-за чего уже непонятно, то ли действительно купе Corvette были так хороши, что выиграли и в Дайтоне, и на Себринге, то ли это судьи недоглядели и напортачили с гандикапами. Так или иначе, в Ле-Мане американцев ждал неприятный сюрприз: в квалификации они улучшили свой прошлогодний результат всего на 0,1 секунды! Получается, сделать «хет-трик» крупных побед и добыть трофей в Ле-Мане удастся только в случае феерического невезения со стороны новых фаворитов класса.

«Датский динамит» Ян Магнуссен в последнее время сдает позиции, и экипаж часто держится за счет другого ветерана, Антонио Гарсии. Взбодрить «старичков» призван Рикки Тейлор, выступающий в WSC на прототипе DP, который по своим характеристикам ближе к GT, чем к LMP, что упростит задачу старшему из братьев Тейлоров.   

Второй экипаж Chevrolet остался неизменным с прошлогоднего триумфа. Джордан Тейлор и Томми Милнер привычно демонстрируют хороший темп, а ветеран Гэвин вообще не слазит с подиума в Ле-Мане. Если бы не история с «балансом», то этот экипаж вновь был бы одним из главных фаворитов.

Ford Chip Ganassi
Автомобиль: Ford GT
Двигатель: 3,5-литровый V6, твин-турбо
Шины: Michelin
№66 Оливье Пла, Штефан Мюкке, Билли Джонсон
№67 Марино Франкитти, Энди Приоль, Гарри Тинкнелл
№68 Джоуи Хэнд, Дирк Мюллер, Себастьен Бурдэ
№69 Райан Бриско, Ричард Вестбрук, Скотт Диксон



Именно с командой Ford связаны основные новости из Ле-Мана. 50-летие победы легендарного купе GT было решено отпраздновать с помпой – и, похоже, кто-то перестарался. Для начала на старт выпустили, по сути, прототип. В отличие от той же Лады Весты, которая строилась для WTCC еще до дебюта серийной модели, Ford GT изначально создавался для гонок, а его дорожная версия – своеобразный довесок и приятный бонус. Мало того, кузов тут, впервые в классе, изготовлен из углеволокна, подвеска «от рождения» гоночная а-ля LMP, а двигатель и трансмиссия перекочевали с прототипа DP.

Одного этого было бы достаточно, чтобы восхитится смелостью американцев и организаторов гонки, которые таким образом решили оживить ситуацию в GTE. Однако этого показалось мало, и вместе со специальной рекламной кампанией, когда макет Ford GT возили по всему Парижу в стеклянном фургоне, были предприняты непонятные изменения в «балансе». После гонки в Спа специалисты в один голос утверждали, что команда сознательно не показывает истинные возможности новинки, чтобы не нарваться на догрузку перед главным стартом сезона. Но, несмотря на эту очевидную ситуацию, в новом «балансе» купе Ford GT снова полегчало! Тут неладное заподозрили даже простые болельщики, внимательно следящие за техническими аспектами. И только для тех, кто на класс GTE обращает внимание в последнюю очередь, победа Дирка Мюллера в квалификации стала неожиданной.

Ясно, что именно эта американская марка является одним из главных фаворитов заезда. Вот только, если Форду угораздит выиграть, то вспоминать победу будут вовсе не из-за геройств экипажей, состав которых подобран очень сильный, а благодаря тому, что творилось с «балансом» и устроенному коллективом мухлежу с темпом. В англоязычном мире это называется «разгрузить мешки с песком». На сей раз «песка» было столько, что соперники на время просто потеряли дар речи. Остается только добавить, что интерес вызывает «индикаровский» экипаж со Скоттом Диксоном, который в своем чемпионате славится умением раскладывать силы на дистанции и экономить топливо. В Ле-Мане это будет очень кстати.

Porsche
Автомобиль: Porsche 911 RSR
Двигатель: 4-литровый оппозитный, 6 цилиндров
Шины: Michelin

Dempsey Proton Racing
№77 Рихард Литц, Микаэль Кристенсен, Филипп Энг
Porsche Motorsport (Manthey)
№91 Патрик Пиле, Кевин Эстре, Ник Танди
№92 Йорг Бергмайстер, Фредерик Маковиеки, Эрл Бамбер



Для Porsche в GTE настал самый тяжелый год. Из-за заднемоторной компоновки немцы не смогли извлечь никакой выгоды из новых правил, которые допускают использование большого диффузора. Поэтому сейчас все силы брошены на разработку и испытания новой модели. В этом же сезоне остается только уповать на дождь, под которым Porsche, за счет хорошей загрузки заднего моста, выглядит лучше конкурентов.

Коллектив Proton в Ле-Мане будет трудиться, не покладая рук – среди его механиков, как в заводской команде Audi, даже есть специальная бригада, работающая исключительно с вечера до утра, чтобы готовить машины после тренировок и квалификаций. А все потому, что команда Proton обслуживает аж четыре машины (остальные три – в любительском зачете). Ну а в профессиональном за них поедут заводчане Литц, Кристенсен и ас Суперкубка Porsche Энг.

Заводской же дуэт экипажей составлен с привлечением прошлогодних победителей общего зачета, для которых не нашлось лишнего прототипа в LMP1, Ника Танди и Эрла Бамбера. Они разбавили «североамериканские» экипажи, выступающие в WSC.

Aston Martin Racing
Автомобиль: Aston Martin Vantage V12
Двигатель: 4,3-литровый V8
Шины: Dunlop
№95 Ники Тим, Марко Соренсен, Даррен Тернер
№97 Ричи Стенвей, Фернандо Реес, Джонатан Адам



Команда Aston Martin подготовила модернизированную версию прошлогодней машины, которая выступает в классе аж с 2009 года. Новая ожидается только к сезону-2018, поэтому коллектив особо и не надеется на успех. Сейчас главное – наладить работу с поставщиком шин. Специалисты Dunlop заверяют, что готовы тесно сотрудничать с англичанами и проводить больше тестов. Именно этого не хватало команде в прошлые годы, когда соперники получали специализированные шины Michelin, заточенные именно под их машины, а Vantage обували в некий усредненный вариант.

Из-за ухода Мюкке в команду Ford и сокращения экипажей англичанам пришлось перекраивать состав, и теперь вместе с ветераном марки Тернером едут датчане, ранее выступавшие отдельным «национальным» экипажем. Второе трио может удивить высоким темпом (особенно в смену Стенвея), но в прошедших гонках сезона за скорость участники этого экипажа слишком часто расплачивались какими-то инцидентами. Впрочем, их борьба, скорее всего, все равно будет проходить вдали от первых мест.

Рекомендованные статьи