Благими намерениями. Как решение FIA задержит дебют новых автомобилей категории R5
В следующем сезоне стройные ряды раллийных автомобилей категории R5 ожидает серьезное пополнение: компанию завсегдатаям первенства WRC 2 и региональных чемпионатов составит новая техника сразу от трех производителей. Вот только произойдет это на несколько месяцев позже запланированного, а машины станут дороже. И благодарить за это следует Международную автомобильную федерацию и… самих производителей.
В июле прошлого года команда Citroen приступила к проектированию очередного полноприводного раллийного автомобиля, ориентированного на клиентов, — хэтчбека C3 R5. Появление новой машины должно было помочь окончательно избавиться от упоминаний о бренде DS, а заодно поправить гоночную репутацию, испорченную благодаря «успехам» двух предыдущих неудачных моделей концерна PSA — Ситроена DS3 R5 и Peugeot 208 T16.
Тогда же, летом 2016-го, французы выступили с инициативой разрешить использовать на технике R5 подрулевые «лепестки» — подобные тем, что используются для переключения передач на «взрослых» WRC. Это было призвано обеспечить больший комфорт пилоту, а заодно являлось гарантией надежности работы коробки передач, исключая случайные переключения «вниз».
После многочисленных консультаций в FIA дали добро на такой шаг, а производители, заинтересованные в постройке новой техники и модернизации старой, взялись за работу, первые плоды которой должны были появиться в 2018-м. Каково же было их удивление, когда Международная автомобильная федерация, выждав почти год, вновь обратила пристальное внимание на рост стоимости техники R5. После чего Комиссия WRC решила …отказаться от использования «лепестков» на этих 280-сильных турбоавтомобилях!
Citroen C3 R5 уже давно наматывает километры на испытаниях, но его гоночный дебют теперь будет отложен
«Такое решение не может не печалить, потому что над подобной системой работали не мы одни, — прокомментировал действия FIA руководитель команды Citroen Racing Ив Маттон. — В том же направлении трудились и в компании M-Sport — насколько я знаю, менее успешно. А самое главное — наличие «лепестка» никак не повлияло бы на стоимость автомобиля...»
Над аналогичной системой работали также коллективы в гоночных подразделениях Hyundai и Фольксвагена. Но если M-Sport или «корейцы» могут спокойно использовать существующую технику, то Citroen и Volkswagen, изначально проектировавшие свои новинки с учетом использования подрулевого переключения передач, теперь вынуждены перекраивать конструкцию своих R5. Особенно в этом плане не посчастливилось французам, чей автомобиль уже давно наматывает тестовые километры, а в скором времени должен проехать «нулем» местное Rallye du Var.
Команде Volkswagen Motorsport пока нечем похвастать перед широкой публикой — скетч художника остается единственным изображением будущего хэтчбека Polo R5
Отказ от «лепестков» потребует не просто снять соответствующий механизм с рулевой колонки — он непосредственным образом повлияет и на другие элементы, начиная от расположения рычага ручного тормоза и электронных блоков управления и заканчивая заменой приборной панели. На все это, по оценкам ситроеновцев, потребуется не менее трех месяцев, что неминуемо скажется на стоимости производства машины и, конечно же, отразится на ее конечной цене для клиентов.
Впрочем, французы с самого начала старались избегать упоминаний о точной дате омологации новой машины, ограничиваясь фразами вроде «как только автомобиль будет готов к состязаниям». Как бы то ни было, необходимость практически полностью переделать C3 R5 определенно замедлит ее «боевой» дебют — как и выход на спецучастки хэтчбека Volkswagen Polo R5, который теперь в лучшем случае состоится во второй половине 2018-го.
А вот кого точно не страшат последние «веяния моды», так это британскую компанию MEM, занятую подготовкой своего варианта R5 на базе хэтчбека Proton Iriz. Не так давно команда Криса Меллорса уже выкатила свое детище на однодневное ралли в Великобритании, отметившись победой на спецучастке. Ну а международная омологация новинки от МЕМ планируется на январь следующего года.
К созданию очередного раллийного автомобиля Proton британская компания MEM привлекла самого Маркуса Гронхольма — двукратный чемпион мира выступил в роли тест-пилота
Не отказались бы от работы над своим автомобилем R5 и в команде Toyota, однако пока коллектив Томми Мякинена всецело поглощен проектом WRC и не готов размениваться на такие «мелочи». К тому же, по признанию самого финна, для такой машины у Тойоты пока попросту нет подходящего двигателя...