Ралли-рейд Золото Кагана: парад КАМАЗов и новичков
Астрахань. Имя этого древнего поволжского города заставляет чаще биться сердца поклонников ралли-рейдов со всей страны – ведь именно здесь вот уже много лет проходит гонка Золото Кагана, самый сложный и непредсказуемый этап чемпионата России. Вот и этот раз почти 800 километров по тяжелейшему астраханскому бездорожью смогли без проблем преодолеть лишь считанные экипажи, а лидер соревнований менялся трижды!
Уже не первый год российские ралли-рейды имеют поддержку от «масляного» бренда G-Energy, позволившую поднять уровень организации и промоушна внедорожных соревнований на новые высоты. Однако лишь в этом сезоне старания промоутера начали окупаться – несмотря на кризис, гонщики вновь потянулись на ралли-рейдовые трассы. Ралли-рейд Золото Кагана собрал на старте 49 экипажей – это на десять больше, чем в год предыдущий! Правда, основную прибавку пелотону обеспечили фанаты двухместных мотовездеходов Polaris, Can-Am, Arctic Cat и Rage из новой категории Т3 – эти относительно простые машины экипированы 1000-кубовыми двигателями и вариатором. Однако и во всех остальных классах, за исключением зачета Национальный, в Астрахани собрался полноценный «кворум» из пяти и более машин.
Год назад Золото Кагана не пощадило спортсменов, выступающих на легковых автомобилях. Несколько технических сходов в лидирующей группе привели к тому, что пять лучших времен по итогам гонки показали пилоты команды КАМАЗ-Мастер, которая традиционно используют астраханское бездорожье для подготовки спортсменов и техники к международным ралли-марафонам. Однако в этом сезоне состав «легкового» пелотона заметно усилился – к действующему чемпиону страны Евгению Фирсову, выкатившему на старт новенький пикап Toyota Hilux от «придворной» бельгийской команды Overdrive, присоединились два гонщика на российских прототипах G-Force Proto New Line, многократный чемпион страны по ралли Сергей Успенский на автомобиле Nissan NP300 и еще несколько пилотов на серьезной технике. И поначалу казалось, что грузовикам в нынешней гонке «золото» уже не светит!
И потому в финальный день гонки словно гром среди ясного неба прозвучала весть о том, что экипаж Фирсова, лидируя с приличным отрывом, потерпел аварию! Камнем преткновения для москвичей стала «Яма 3» (так дорожных книгах ралли-рейдов обозначают особо опасные неровности), при преодолении которой их Тойота перевернулась и получила повреждения, не совместимые с дальнейшим продолжением гонки…
Однако и экипаж Мардеева оказался калифом на час – сначала Айрат помогал ставить на колеса прототип Фирсова, а затем камазовец заплутал в хитросплетениях астраханских дорожек! К слову, сделать это было проще простого – даже такой ас навигации, как обладатель Кубка мира в зачете штурманов Евгений Загороднюк, привычно ассистировавший Андрею Рудскому, «блудил» в финальный день целый час! При этом, в поисках верного пути петербуржцы еще и перевернулись! К счастью, заплутали незадолго до финиша не только они – и подоспевший на выручку КАМАЗ Дмитрия Сотникова, испытывавшего на этой гонке новую подвеску, позволил Рудскому и Загороднюку все-таки закончить эту непростую гонку…
Быстрейшим в заключительный, четвертый день соревнований стал экипаж Эдуарда Николаева. Триумфатора Дакара-2013 впервые вывел на трассы экспериментальный КАМАЗ-43509 капотной компоновки – с кабиной от грузовика Mercedes Zetros и 12,5-литровым рядным двигателем Caterpillar (на остальных камских гоночных болидах – V-образные «восьмерки» Liebherr с рабочим объемом 16 литров). Правда, к тому времени экипаж Николаева уже ни на что не претендовал, потратив во второй день четыре часа на ремонт компрессора силового агрегата и финишировав накануне с обломанными рессорами и креплениями амортизаторов. Однако в концовке Эдуард доказал, что перспективы у нового «капотника» (который более стабилен и комфортен для экипажа, по сравнению с грузовиками бескапотной компоновки) – весьма и весьма обнадеживающие.
Ну а триумфатором Золота Кагана стал другой камазовский пилот, Андрей Каргинов, лучше всех совместивший скорость, точность и надежность. Вторым, всего в двух минутах позади, прибыл на финиш грузовик Айрата Мардеева, а замкнул тройку призеров еще один представитель дружины из Набережных Челнов, Антон Шибалов. Отмечу и еще один камазовский экипаж – китайского пилота Хоу Хоньи, который дебютировал за рулем 10-тонной машины вместе с земляком Ченом Ксином и российским штурманом-механиком Андреем Мокеевым. Несмотря на то, что до этого Хоньи выступал в ралли-рейдах только на джипах, а гонщики из Поднебесной не говорили ни по-русски, ни по-английски, интернациональное трио благополучно закончило гонку на седьмой позиции! Что-то будет на Шелковом пути, к которому, собственно и готовились в Астрахани китайские спортсмены?
Рассказывая о Золоте Кагана, нельзя не упомянуть и еще об одном иностранце, решившем потренироваться на российском бездорожье в преддверии трансконтинентального марафона. Это 53-летний Пьетро Фоглиани, который трижды покорял Дакар за рулем гоночного грузовика, а ныне решил выступать на внедорожнике в… одиночку! При этом, несмотря на отсутствие штурмана, итальянец составил нешуточную конкуренцию российским пилотам в «серийном» зачете Т2. Выступая на арендованной дизельной Тойоте с автоматической коробкой передач, Пьетро финишировал третьим, отстав от победителя гонки Константина Иванова, на 25 минут, а от серебряного призера, москвича Леонида Петрова, всего на восемь!
В категории Т3 начало гонки осталось за Иваном Маликовым однако по дороге на старт третьего дня на машине москвича внезапно вышел из строя мотор, заставив экипаж задуматься о чьей-то ночной диверсии в виде надрезанных патрубков. После этого лидирующей позиции действующего чемпиона страны Александра Малькова уже никто не угрожал – к финальному дню пилот из Подмосковья создал себе такой отрыв, что позволил себе даже устроить небольшой ремонт в песках. Впрочем, даже эта потеря времени не отбросила гонщика из Хотьково за пределы первой десятки – в то время, как другие призеры в Т3, москвич Максим Косточка и петербурженка Мария Опарина, отстали от лидера почти на два часа. Примечательно, что все лидеры класса выступали на мотовездеходах марки Polaris, которые пока явно опережают конкурентов.
На место выше, чем Мальков, в итоговом протоколе оказался победитель национального зачета Рейд-Спорт. Фамилия Коструков уже никого не удивляет на первой строчке, однако в Астрахани отличился не Александр (двукратный чемпион страны перешел на «повышение» в класс прототипов), а его брат-близнец Михаил. Пилот из подмосковных Бронниц не оставил шансов конкурентам за рулем полноприводной Газели Next, экипированной 2,8-литровым турбодизелем Cummins. Ну а на оставшиеся ступени пьедестала, после «технического» схода быстрого латыша Алдиса Вилцанса на Mitsubishi L200, поднялись Максим Кирпилев из Белгорода на стареньком прототипе Toyota LC80 и его земляк Дмитрий Черкесов на УАЗе.
Ну а самыми сенсационными получились результаты гонки в абсолютном зачете, где участвуют только машины международных категорий Т1 и Т2. Сход Евгения Фирсова и проблемы у других быстрых пилотов неожиданного вывели здесь на первую строчку Виктора Хорошавцева на дизельном BMW X3. Эта фамилия хорошо известна в мире трофи-рейдов – в прошлом году москвич выиграл чемпионат России в этой тяжелой внедорожной дисциплине. Однако ралли-рейдовый опыт Хорошавцева насчитывал всего два старта в зимней гонке Северный лес – и именно поэтому победа Виктора в Астрахани была удивительной!
Вторым в «абсолютной» категории финишировал еще один представитель мира трофи-рейдов – калининградец Сергей Шихотаров, впервые севший за руль пикапа Toyota Hilux. И только на третьей строчке закончил гонку один из предстартовых фаворитов – победитель прошлогоднего Золота Кагана, москвич Дмитрий Иевлев на прототипе Nissan Frontier, потерявший два часа на ремонт трансмиссии еще в начале гонки…
Следующий этап чемпионата России по ралли-рейдам должен пройти в Волгограде. Однако, когда он состоится, пока еще не ясно – по причинам административного характера сейчас решается вопрос о переносе этой гонки с первоначальных майских дат на вторую декаду июня.
Ралли-рейд Золото Кагана
Чемпионат России
Астрахань, 27-30 апреля
Стартовало 49 экипажей, классифицировано 30
Итоговая классификация:
Место | Экипаж | Город | Автомобиль | Зачет | Время |
---|---|---|---|---|---|
1 | А.Каргинов/А.Куприянов/И.Леонов | Набережные Челны | КамАЗ-4326 | Т4 | 9:25.16 |
2 | А.Мардеев/А.Беляев/Д.Свистунов | Набережные Челны | КамАЗ-4326 | Т4 | +2.12 |
3 | А.Шибалов/Р.Аматыч/Д.Никитин | Набережные Челны | КамАЗ-4326 | Т4 | +17.45 |
4 | В.Хорошавцев/А.Самарин | Москва | BMW X3 | Т1 | +19.13 |
5 | А.Василевский/Д.Вихренко/А.Запорощенко | Минск | МАЗ-5309 RR | Т4 | +30.04 |
6 | С.Шихотаров/А.Николаев | Калининград | Toyota Hilux | Т1 | +42.12 |
7 | Х.Хоньи/Ч.Ксин/А.Мокеев | Хенань | КамАЗ-4326 | Т4 | +45.47 |
8 | М.Коструков/О.Нежнов | Бронницы | ГАЗ-33027 | R | +1:25.10 |
9 | А.Мальков/В.Романенко | Хотьково | Polaris RZR XP 1000 | Т3 | +1:26.43 |
10 | М.Кирпилев/В.Шмайлов | Белгород | Toyota LC80 | R | +1:43.19 |
… | |||||
17 | К.Иванов/А.Горьков | Москва | Toyota LC200 | Т2 | +3:31.42 |