Чемпионат России по ралли: к пришествию монстров готовы?
Российское раллийное первенство стартовало в Карелии, а победителем первого этапа чемпионата страны стал петербуржец Станислав Травников на Mitsubishi. «Эка новость!» — подумают многие. Главный отечественный турнир начинается в северном Приладожье вот уже третий сезон подряд, а Травников и прошлой зимой выигрывал на быстрых дорогах близ городка Ланхденпохья. И все-таки новости есть: гонка в Карелии открыла новую эпоху в истории российского ралли — эпоху монстров!
Раллийная эра Subaru и Mitsubishi «серийной» группы N4, увы, уходит в прошлое…
В последние годы полноприводные прототипы, построенные на базе одной машины, но с двигателем и трансмиссией от другой, появились на многих европейских трассах. И это понятно — «серийные» седаны Mitsubishi Lancer Evolution, которые раньше были основой для национальных раллийных первенств, уже не выпускаются, новые Subaru с двухлитровыми турбомоторами поставляются не во все страны, а омологированные автомобили международной категории R5 при своем ценнике за двести тысяч евро по карману только состоятельным командам. Вот и решились европейцы на создание вдвое более дешевых «гибридов» — сначала разномастную технику с проверенной начинкой от Mitsubishi начали строить поляки, затем к ним присоединились испанцы, а совсем недавно подобные прототипы прописались и в Прибалтике.
Так, команда латыша Яниса Воробьевса подготовила два хэтчбека Mitsubishi Mirage с мотором и трансмиссией от «эволюшенов», литовский гонщик и конструктор Мартинас Самсонас оснастил полным приводом и 400-сильным мотором BMW 3-й серии в кузове Е46, получившую имя собственное М3Х, а эстонцы выкатили на старт в прошлом сезоне сразу четыре прототипа — Volkswagen Polo, Audi S1 и две фордовских Фиесты.
Все эти машины, за исключением «атмосферной» BMW, были оснащены 34-миллиметровым рестриктором на впуске двигателя и обошлись владельцам, как минимум, вдвое дешевле, чем «международная» техника категории R5. При этом большинство прототипов оказались даже быстрее, чем омологированные «эр-пятые»! Не буду отсылать вас к протоколам — достаточно посмотреть на видео изнутри М3Х Самсонаса, сделанное на литовском Winter Rally в минувшие выходные.
Однако в России пошли еще дальше — теперь на старт у нас допускаются не только прототипы в «прибалтийской» конфигурации, но и еще более быстрые машины! Согласно новым техническим требованиям для абсолютного зачета чемпионата страны, команды могут строить автомобили даже с 36-миллиметровым рестриктором на впуске! А это, на всякий случай, четыреста с лишним «лошадей» под капотом — больше, чем у WRC! Главное при этом — сохранить «привязку» марки двигателя к марке кузова. Что же получится, если построить машину с таким мощным мотором и экипировать ее разрешенными секвентальной коробкой передач и длинноходной подвеской? Настоящий монстр!
В полку «международной» техники у нас тоже случилось пополнение — хэтчбеки Ford Fiesta R5 вывели на старт ралли Карелия Сергей Попов из Хабаровска (на фото) и москвич Игорь Буланцев. Однако на победу в абсолюте ни тот, ни другой не претендовали
До сих пор мне была известна лишь одна страна в мире, где разрешали 36-миллиметровый «ошейник» на впуске двигателя — Испания. Но там даже «серийные» Mitsubishi c такими рестрикторами в 2016 году разгромили на асфальте 3,8-литровые Porsche! А у нас, согласно новым техтребованиям, «начинку» стандартного двигателя можно менять на спортивную — более живучую и надежную. Еще можно вспомнить про Финляндию, где допускаются на старт двухлитровые турбомашины с 35-миллиметровыми рестрикторами — но в Суоми принудительно ограничивают мощность таких автомобилей применением обычного «98-го» бензина. В России же подобного ограничения нет — в бак можно смело лить спортивный бензин с октановым числом 102!
Впрочем, чему удивляться — ведь, затевая нынешнюю техническую революцию, в РАФе ориентировались не на Европу, а на… США и Китай! В американском чемпионате вот уже много лет существует класс Open, где машины лишь внешне напоминают серийные. А на поверку — это те же монстры: двигатели с большим рестриктором, секвентальные КПП, оригинальная подвеска с увеличенным ходом амортизаторов… Правда, строить такую технику под силу лишь серьезным командам. Поэтому в чемпионате США по ралли вот уже много лет доминирует Subaru Team USA, а в чемпионате Китая — FAW-Volkswagen Team, двухлитровые турбо-Гольфы для которой готовила небезызвестная британская конюшня Prodrive.
Кто может пересесть на подобную технику у нас? Прежде всего, неувядаемый Сергей Успенский — в команде столичного ветерана, которому в этом году исполнится 60 лет, уже строится Subaru по мотивам американского «опен-класса». Заготовка для создания прототипа на базе хэтчбека Ford Fiesta есть у действующего чемпиона страны Станислава Травникова. Вряд ли останутся в стороне от процесса «монстростроения» и другие ведущие российские команды. Ну а на Кавказе уже испытывается «наш ответ Самсонасу» — полноприводный BMW 316 с 340-сильным мотором и секвентальной коробкой передач доводит до ума туапсинец Дамир Яквашев. Однако пока все эти проекты далеки от завершения — революционный регламент был утвержден незадолго до Нового года, и времени оперативно подготовить полноценные прототипы не было ни у кого.
Перед вами — скетч французской фирмы Oreca на тему того, как могла бы выглядеть полноприводная Лада Калина. Быть может, новый технический регламент чемпионата России сподвигнет АвтоВАЗ на постройку подобного автомобиля для ралли?
Пока же Станислав Травников и Сергей Успенский выкатили на старт ралли Карелия своеобразные «гибриды» — свои прошлогодние машины, но с 36-миллиметровыми воздушными рестрикторами. Правда, оценить возросшую динамику им толком так и не удалось — перед стартом морозы в Лахденпохье сменились оттепелью и оба дня гонки спортсмены месили колесами снежную кашу. Так что средние скорости лидеров на спецучастках не только не выросли, но и оказались на 10-15 км/ч ниже привычных зимних показателей!
Ну а итог первого сражения «ускоренной» техники с привычными Subaru и Mitsubishu оказался таков: Травников легко уехал от соперников, выиграв на знакомой трассе одиннадцать из 12 спецучастков. А вот первый «выстрел» Успенского оказался не слишком удачным: разворот на первом допе, пробитое колесо и 40-секундное опоздание на судейский пункт контроля из-за необходимости очистить забитый снегом радиатор уже в начале гонки отбросили столичного аса назад. Так что, несмотря на приличные времена во второй день, Сергей финишировал в абсолютном зачете только четвертым — позади петербуржцев Ильи Лотвинова и Павла Щербакова на «обыкновенных» Mitsubishi.
Сергей Успенский и Марина Данилова штурмуют очередной бруствер
Второй этап чемпионата России пройдет 24 февраля — им станет ралли Пено. Интересно, смогут ли новоявленные монстры продемонстрировать свою истинную прыть в тверских лесах?
Ралли Карелия
Чемпионат России, 1-й этап
Лахденпохья (республика Карелия), 26-27 января
Стартовало 40 экипажей, классифицировано 28
Абсолютный зачет:
Место | Экипаж | Город | Автомобиль | Зачет | Время |
---|---|---|---|---|---|
1 | С.Травников/А.Башмаков | Приозерск | Mitusbishi Lancer Evo X | Абс. | 1:08.48,6 |
2 | И.Лотвинов/П.Шевцов | Санкт-Петербург | Mitusbishi Lancer Evo IX | N4 | +48,4 |
3 | П.Щербаков/А.Горюнов | Санкт-Петербург | Mitusbishi Lancer Evo IX | N4 | +1.55,6 |
4 | С.Успенский/М.Данилова | Москва | Subaru Impreza R4 | Абс. | +2.14,4 |
5 | С.Попов/А.Галькевич | Хабаровск | Ford Fiesta R5 | Абс. | +3.47,6 |
6 | Д.Ростилов/А.Рыбников | Екатеринбург | Mitusbishi Lancer Evo VIII | N4 | +4.06,0 |
7 | Д.Коваленко/И.Маров | Сестрорецк | Subaru Impreza N12 | N4 | +4.39,7 |
8 | А.Посадский/И.Комиссаров | Петрозаводск | Mitusbishi Lancer Evo X | N4 | +5.31,5 |
9 | А.Мурадян/П.Челебаев | Жигулевск | Peugeot 208 R2 | R2 | +6.54,2 |
10 | А.Зайцев/Ю.Шатохина | Лодейное Поле | Ford Fiesta Mk6 | R3 | +7.08,1 |
Положение в чемпионате России среди первых пилотов (абсолютный зачет):
Место | Пилот | Город | Автомобиль | Очки | |
---|---|---|---|---|---|
1 | Станислав Травников | Приозерск | Mitsubishi Lancer Evo X | 60 | |
2 | Илья Лотвинов | Санкт-Петербург | Mitsubishi Lancer Evo IX | 48 | |
3 | Павел Щербаков | Санкт-Петербург | Mitsubishi Lancer Evo IX | 40 | |
4 | Сергей Успенский | Москва | Subaru Impreza R4 | 34 | |
5 | Сергей Попов | Хабаровск | Ford Fiesta R5 | 30 | |
6 | Денис Ростилов | Екатеринбург | Mitsubishi Lancer Evo VIII | 27 |