Российское ралли: триумфы после трагедии

Фото: Александр Пругов | Валерий Гвоздев | Лина Арнаутова | организаторы

Больше десяти лет старуха с косой держалась в стороне от российских раллистов. Да, несчастные случаи на тренировках или при ознакомлении с трассой происходили. Но чтобы пилот или штурман получил смертельные травмы непосредственно во время гонки — такого у нас не было с 2006-го. Увы, теперь печальная статистика пополнилась — после того как 22 сентября на этапе Кубка России под Питером Citroen C2 Александра Соловьева и Александры Крыловой с ходу влетел крышей в придорожное дерево. Несмотря на все усилия медиков, спустя три дня пилот скончался от полученных травм, а штурман и по сей день находится в больнице…

Александр Соловьев был не только быстрым пилотом, но и очень позитивным человеком. Твоей улыбки нам будет очень не хватать, Саша!

Питерская трагедия наложила свой отпечаток на финальный этап чемпионата и Кубка страны, который прошел спустя две недели в Адыгее. Участники ралли «Предгорья Кавказа» вышли на старт с наклейками «Саня, мы помним! Ты с нами» и «Саша, мы с тобой», желая скорейшего выздоровления пострадавшему штурману. А перед этим наши спортсмены всем миром собирали средства семье Соловьевых, чтобы поддержать родных и близких Александра в тяжелую минуту.

Сама же гонка в Адыгее, возрожденная после годичного перерыва, не дала повода для печали. Скорее, наоборот — это было одно из лучших раллийных соревнований в стране за последнюю пятилетку! Торжественный старт в центре Майкопа, роскошный сервисный парк на стадионе, лучшие спецучастки Краснодарского края и Адыгеи, вошедшие в маршрут соревнований, — в общем, финал раллийного сезона выдался на загляденье. Грустить приходилось разве что о том, что не все претенденты на награды добрались до решающей гонки года. Речь прежде всего об Илье Лотвинове, который сошел во время сентябрьского ралли Гуково, где травму спины получил его постоянный штурман Павел Шевцов. Менять напарника петербуржец не захотел — и тем самым вручил судьбу наград в чемпионате страны (где он шел на третьем месте) и в кубковой серии (где Лотвинов лидировал в абсолюте) в руки своих оппонентов.

Раллийные спецучастки в «Предгорьях Кавказа» сегодня можно смело назвать одними из лучших в стране

Главной интригой чемпионата страны, таким образом, стал вопрос: сможет ли столичный ветеран Сергей Успенский, недавно отпраздновавший свое 60-летие, удержать позади быстро прогрессирующего уральца Дениса Ростилова? Происходи все год назад, ответ был бы очевиден: на «серийной» Subaru сражаться на кавказских серпантинах с пилотами более мощных Mitsubishi крайне сложно. Однако в этом сезоне в российском чемпионате вступил в силу новый технический регламент — и спортсмены получили возможность строить более широкие, легкие и быстрые машины. Команда Успенского одной из первых воспользовалась этим: седан Subaru WRX STI Сергея получил новое, почти 400-сильное «сердце», оригинальную подвеску с ходом 280 мм и секвентальную коробку передач. Так кто кого — «прототип» от УРТ или Mitsubishi Lancer Evo IX Ростилова, подготовленный другой чемпионской конюшней, Pro-Sport Rally?

Первый ход оказался за Успенским: Сергей выиграл в субботу и два дневных, и вечерних спецучастка. Причем столичному асу не помешала даже поломка одного из рычагов задней подвески в концовке СУ4 — на ночной перерыв он ушел с почти полуминутным отрывом от Ростилова. Однако наутро на Subaru Успенского отказал антилаг — и его преимущество тут же сократилось вдвое. На предпоследнем спецучастке Денис сумел еще больше ускориться, и перед финальным допом двух претендентов на чемпионство разделяло всего десять секунд!

На финальной гонке сезона Денису Ростилову впервые ассистировал опытный Георгий Трошкин, еще в начале 2000-х выступавший в чемпионатах мира и Европы со Станиславом Грязиным

И все же чуда не произошло: лучшее время на 14-километровом допе Шабановское осталось за Успенским. Так что после годичного перерыва московский ветеран вновь стал чемпионом России в абсолютном зачете! При этом для Сергея Вадимовича этот титул стал уже шестнадцатым по счету (учитывая победы москвича не только в ралли, но и в кольцевых и трековых гонках), а для его штурмана Марины Даниловой — четвертым.

Сергей Успенский и Марина Данилова выиграли пять из семи спецучастков ралли «Предгорья Кавказа»

Не остался без золота и Денис Ростилов, который сам себе осложнил задачу, едва ли не в каждой гонке меняя штурмана: уралец стал чемпионом страны в «серийном» полноприводном классе N4. А замкнул тройку призеров абсолютного зачета ралли «Предгорья Кавказа»… его организатор — Олег Топоров. Пилот из Майкопа, выступавший в этом сезоне на своей Mitsubishi исключительно в чемпионате Финляндии, решил посмотреть на домашнюю гонку изнутри — и оказался весьма доволен увиденным.

Самые быстрые экипажи ралли «Предгорья Кавказа»: Олег Топоров и Полина Мухина, Сергей Успенский и Марина Данилова, Денис Ростилов и Георгий Трошкин

В моноприводных классах чемпионата России лучшими по итогам сезона стали пилоты заводской команды Lada Sport Rosneft на вазовских Калинах. Однако судьба этих двух титулов была решена совсем по-разному. Дмитрию Воронову в «старшем» классе R3 достаточно было просто доехать до финиша, чтобы принимать поздравления с очередным чемпионским званием, — и петербуржец справился с этой задачей на ура. А вот его земляк и одноклубник Юрий Аршанский, лидировавший в зачете R2, сошел уже в начале гонки из-за проблем с двигателем, после чего ему оставалось лишь томиться в ожидании результатов соперников.

Поначалу в 1600-кубовом классе лидировал Артур Мурадян, однако на хэтчбеке Opel Adam R2 воскресным утром забастовала коробка передач — и москвич тут же выбыл из гонки за золотом. Виртуальная пальма первенства в R2 перешла в руки… Анастасии Мироновой, которая выступала на фордовской Фиесте. Однако петербурженка все же не уберегла лидерство в классе: на последних километрах дистанции ее сумел опередить молодой земляк Степан Демьянчук на «восьмерке». В конце концов чемпионом страны в R2 стал сошедший Аршанский, а Миронова не попала даже в тройку призеров по результатам сезона: впереди Насти в итоговом протоколе оказались и Мурадян, и Демьянчук…

У лидировавшего в абсолютном зачете Кубка России, но не приехавшего в Майкоп Ильи Лотвинова тоже был шанс стать победителем турнира, образно говоря, сидя на диване. Для этого его ближайшие преследователи, москвич Евгений Чикинев и уралец Алексей Миронов, не должны были финишировать в «Предгорьях Кавказа» в первой тройке кубкового пелотона. Однако для столичного пилота Mitsubishi гонка не задалась с самого начала: уже на первом допе Чикинев потерял семь минут на ремонт механизма переключения передач и де-факто расстался с надеждами на кубковое золото. А вот уральский гонщик успешно решил задачу-минимум — отпустив вперед Владислава Казакова и Евгения Суховенко, которые на титул уже не претендовали, к концу первого дня Миронов вышел на третью позицию, которую сумел сохранить до самого финиша. В итоге именно Алексей, до этого почти не выезжавший на гонки за пределы уральского региона, стал обладателем Кубка России в абсолютном зачете!

Асбест в наши дни — раллийная столица Урала. И потому символично, что титул обладателя Кубка России среди пилотов завоевал именно уроженец этого города Алексей Миронов

В моноприводных кубковых классах тоже хватало драм. Одна из них случилась еще до старта: техническая комиссия не допустила к гонке «восьмерку» Данила Якушева из-за того, что в ней был установлен топливный бак, срок годности которого истек еще в… 2005 году! Так что мечтам пермяка стать трехкратным обладателем Кубка России в классе 2000Н сбыться было не суждено. По крайней мере, в этом году. В отсутствие Якушева кубковое золото в двухлитровом классе стало легкой добычей для Павла Козлова на Хонде: для его завоевания петербуржцу с запасом хватило и второго места в гонке. При этом лучшим моноприводным пилотом ралли «Предгорья Кавказа» стал другой хондовод, Александр Сакаданов из Сочи, который в этом сезоне выступал, увы, лишь от случая к случаю.

Павел Козлов и Евгений Сапунов по ходу сезона разбили одну Хонду, однако все же достигли кубковой вершины на другом Сивике — предыдущего поколения

В классе 1600Н удача отвернулась от еще одного Данила — Балашкова. Молодой уралец оказался одним из немногих в этой гонке, кто вылетел с трассы, разбив машину, — а вместе с этим разбились и его мечты о кубковом золоте в 1600-кубовом зачете. После этого визави Балашкова, петербуржцу Вячеславу Никонову, также выступавшему на вазовской Калине, уже не нужно было геройствовать на спецучастках. Пилот из города на Неве приподнял ногу с педали газа — и, благополучно финишировав третьим в своем классе, прибрал к рукам кубковый трофей.

Вячеслав Никонов и Дмитрий Дегтярев, как и другие обладатели Кубка России 2018 года, добились подобного успеха впервые

В самом младшем зачете 1400Н, где стартуют 160-сильные Калины и еще менее мощные Логаны, претендентов на Кубок России к решающей гонке осталось трое. При этом лидировал в серии четвертый — уже упомянутый выше Юрий Аршанский, который из-за совмещения финалов чемпионата и Кубка страны был вынужден пожертвовать одним из возможных титулов, так как он выступал в двух сериях на разных машинах. Кто же воспользовался отсутствием лидера? После того как на Калине молодого петербуржца Максима Белюкова развалилась коробка передач, а на машине уральца Вадима Мещерякова сломалась шаровая опора, на высшую ступень и в гонке, и в серии поднялся еще один представитель города на Неве — Павел Туфрин.

Итак, три из четырех титулов в Кубке России и половину золотых наград в чемпионате страны в этом сезоне заработали пилоты из Санкт-Петербурга, который в последние годы отнял у Москвы титул раллийной столицы России. А сожалеть приходится лишь об одном: компанию землякам на пьедестале уже никогда не составит Саша Соловьев, который и как спортсмен, и как человек мало чем уступал нынешним героям «Предгорий Кавказа»…

Ралли «Предгорья Кавказа»
Чемпионат России, 7-й этап
Финал Кубка России
Майкоп — Афипский (Краснодарский край), 6—7 октября
Стартовало 44 экипажа, классифицировано 28
Абсолютный зачет

Место Экипаж Город Автомобиль Зачет Время
1 С.Успенский/М.Данилова Москва Subaru WRX STI Абс.ЧР 1:11.44,2
2 Д.Ростилов/Г.Трошкин Екатеринбург Mitsubishi Lancer Evo IX R4 N4 +16,4
3 О.Топоров/П.Мухина Майкоп Mitsubishi Lancer Evo IX Абс. +1.14,5
4 В.Казаков/Д.Яковченко Москва Mitsubishi Lancer Evo IX N4/Абс.КР +3.23,1
5 Е.Суховенко/А.Курносов Ростов-на-Дону Mitsubishi Lancer Evo X N4/Абс.КР +3.51,3
6 И.Буланцев/Я.Буланцева Москва Ford Fiesta R5 Абс.ЧР +4.46,6
7 А.Миронов/Д.Петухов Асбест Mitsubishi Lancer Evo IX Абс.КР +5.00,3
8 Д.Нихаев/А.Андреев Краснодар Mitsubishi Lancer Evo VIII Абс.КР +5.24,0
9 П.Щербаков/А.Горюнов Санкт-Петербург Mitsubishi Lancer Evo IX N4/Абс.КР +5.58,5
10 А.Сакаданов/М.Караяниди Сочи Honda Civic Type-R 2000Н +6.40,9
         
12 П.Козлов/Е.Сапунов Санкт-Петербург Honda Civic Type-R R3 +7.48,3
17 С.Демьянчук/Д.Иванов Санкт-Петербург ВАЗ-21083 R2/1600Н +13.50,2
20 П.Туфрин/И.Карпинский Санкт-Петербург Лада Калина NFR 1400Н +14.40,6

Положение в чемпионате России по ралли среди пилотов (абсолютный зачет)

Место Пилот Город Автомобиль Очки
1 Сергей Успенский Москва Subaru Impreza R4/WRX STI 220
2 Денис Ростилов Екатеринбург Mitsubishi Lancer Evo VIII/IX 204
3 Илья Лотвинов Санкт-Петербург Mitsubishi Lancer Evo VIII/IX 148
4 Павел Щербаков Санкт-Петербург Mitsubishi Lancer Evo IX 141
5 Владислав Казаков Москва Mitsubishi Lancer Evo IX 122
6 Александр Осипов Санкт-Петербург Mitsubishi Lancer Evo IX 118

Положение в Кубке России по ралли среди пилотов (абсолютный зачет)

Место Пилот Город Автомобиль Очки
1 Алексей Миронов Асбест Mitsubishi Lancer Evo IX 244
2 Илья Лотвинов Санкт-Петербург Mitsubishi Lancer Evo VIII/IX 240
3 Владислав Казаков Москва Mitsubishi Lancer Evo IX 228
4 Павел Щербаков Санкт-Петербург Mitsubishi Lancer Evo IX 214
5 Евгений Чикинев Москва Mitsubishi Lancer Evo VIII 208
6 Денис Ростилов Екатеринбург Mitsubishi Lancer Evo VIII 180

Рекомендованные статьи