Ралли в Казахстане: история с продолжением
Казахстанскому ралли — быть! Именно так можно оценить итоги майской гонки под названием Сапсан, прошедшей в окрестностях Алма-Аты. После того, как в прошлом году отменили несколько этапов чемпионата республики, а с участниками на остальных соревнованиях было совсем не густо, появились опасения, что в 2017 году казахстанским раллистам попросту будет негде ездить. В межсезонье потенциальные организаторы соревнований не подавали заявок, а без них гонок, увы, не бывает. Что же делать? Ведь в соседнем Узбекистане ралли умерло уже давно, а в Россию из южной Алма-Аты, где живет большинство казахстанских раллистов, не наездишься…
Здесь уместно вспомнить про 2005 год, когда после многолетнего перерыва ралли в Казахстане возрождалось практически с нуля. Тогда базой для этого стали кроссовые автомобили, на которых спортсмены для начала отправились на горные гонки — в ущелье Ушкунур и Каскеленское ущелье. И в том же году в районе Капшагая состоялось первое в новейшей истории Казахстана классическое ралли. Со временем чемпионат республики стал многоэтапным, а его гонки проводились как на гравии, так и на асфальте. Да и техника спортсменов из Алма-Аты и Астаны становилась более совершенной: Евгений Сапогов, Дмитрий Филонец, Антон Ли и несколько других пилотов даже выезжали на этапы чемпионата и Кубка России по ралли.
С горных гонок на кроссовых автомобилях в 2005 году начиналась новейшая история казахстанского ралли
Но те золотые денечки, увы, уже давно позади. И если этой зимой казахстанских спортсменов «выручил» хотя бы ледовый ралли-спринт Самурык на севере страны, то что им было делать летом? Только в начале весны появились робкие проблески надежды: группе энтузиастов удалось согласовать с местной Федерацией автомотоспорта проведение трехэтапного Кубка Казахстана. Его первой гонкой и стало ралли Сапсан, посвященное Дню Победы и Дню защитника Отечества.
Subaru Impreza Евгения Сапогова была подготовлена в команде четырехкратного чемпиона мира Томми Мякинена
Раньше эта гонка проводилась на 20-30 километров севернее своей нынешней дислокации — на «прыгучих» дорожках в районе Куртинского водохранилища. Но уже в прошлом году ралли Сапсан переехало в район строящегося автодрома СТК Sokol, который и в этот раз и стал главной базой соревнований. Здесь проходило торжественное открытие и награждение призеров, а рядом со спорткомплексом на радость зрителям был проложен километровый супер-СУ.
До 2016 года ралли Сапсан проводилось на быстрых дорожках в окрестностях Куртинского водохранилища. На фото – экипаж многократного чемпиона Казахстана в «моноприводе» Дмитрия Плясова
В весенней гонке стартовали как спортсмены в «боевых» классах РК Pro и РК11 (в общей сложности — 15 экипажей), так и любители в категории Продакшн. Профессионалам предстояло преодолеть пять спецучастков, а «стандартникам» — четыре.
Прошлогодний чемпион Казахстана в полноприводном классе РК Pro Петр Бородин пожаловал на домашнюю гонку сразу после победы на московском Rally Masters Show. И уже на коротком километровом супер-СУ молодой пилот из Алма-Аты, которому в этот раз ассистировал Роман Чепрасов, «привез» ближайшему преследователю шесть секунд. А на первом полноценном допе Бородин нарастил свое преимущество почти до двух минут!
На отдельных участках участникам предстояло форсировать водные преграды, оставшиеся после ночного ливня
А вот другой субарист, опытный Евгений Сапогов, который тоже мог претендовать на призы, выступление на втором спецучастке уже закончил. На финишном отрезке алмаатинец на большой скорости промахнулся мимо поворота — и его Subaru Impreza, совершив несколько кульбитов, замерла в поле...
Победители ралли Сапсан Петр Бородин и Роман Чепрасов
В дальнейшем Петр Бородин и Роман Чепрасов только наращивали свое преимущество: на финише гонки они выиграли у финишировавших вторыми Антона Ли и Евгения Толоконникова (Mitsubishi Lancer Evo IX) четыре минуты и 40 секунд. Справедливости ради замечу, что на Лансере серебряных призеров гонки были проблемы с коробкой передач и турбиной, которые не позволяли алмаатинцам ехать в максимальном темпе.
Антон Ли и Евгений Толоконников
Бронзу ралли Сапсан в абсолютном зачете завоевал экипаж победителей гонки в моноприводном классе РК11 — Олег Данильченко и Алексей Казановский (их Лада Калина — на заглавном снимке). Нельзя не отметить и хороший темп единственной представительницы прекрасной половины человечества Яны Пелениченко — вместе со штурманом Артемом Сокирко она привела свой Citroen C2 к финишу с четвертым результатом.
Яна Пелениченко и Артем Сокирко завоевали серебро в РК 11
Бронзовыми призерами гонки в классе РК Pro стали Дмитрий Питулов и Алексей Павлов на Импрезе, а в РК11 на третьей позиции финишировали Михаил Канторов и Иван Кожихов из Астаны, выбравшие своим оружием Ладу Калину. Всего же из пятнадцати стартовавших экипажей до финиша Сапсана добралось ровно десять.
Победители и призеры категории РК11
У любителей в этой гонке была совсем другая трасса: после супер-СУ они соревновались между собой на асфальтовой площадке СТК Sokol. Быстрейшими в своих категориях стали Иван Кудрин и Алексей Бабинов (Subaru Forester, Продакшн С), Александр Мищенко и Эргаш Ибрагимов (Audi TT, Продакшн В), а также Алексей Габель и Виталий Сорокин (Subaru Impreza, Продакшн А).
В числе неудачников ралли Сапсан оказались Эдуард Пак и Максим Ашанин
В этом году должны состояться еще, как минимум, два этапа Кубка Казахстана по ралли, хотя точное место и время проведения этих соревнований еще не определены. Ну и конечно, хотелось бы, чтобы уже в 2018-м году в Казахстан вернулся национальный раллийный чемпионат, а вместе с ним — и полноценные двухдневные гонки…