Грязные разборки на итальянской бахе
В минувшие выходные в Италии финишировал четвертый этап Кубка мира по ралли-рейдам. Итальянская баха традиционно проходила на севере страны, близ города Порденоне. Гонщики любят эту необычную гонку, добрая половина которой проложена по каменистым руслам рек, хоть и разбавлена не самыми интересными сельхоздорогами. А какие здесь броды — полноводные, широкие! Но на этот раз из-за прошедших накануне дождей броды были глубже обычного, многие дороги раскисли, а часть дистанции пришлось даже вычеркнуть из маршрута.
На этот раз в Порденоне не приехали многие сильные спортмены. Но двукратный победитель Дакара Насер Аль-Аттия присутствовал, как и сильный саудовец Язид Аль-Раджи. Выступали и сразу два быстрых экипажа из России — победитель Кубка мира по ралли-рейдам 2014 года Владимир Васильев на экс-заводской BMW X3 CC и двукратный победитель Кубка FIA по бахам Борис Гадасин на внедорожнике G-Force Proto NL собственной конструкции. А еще немецкая команда X-Raid «обкатывала» в Италии многообещающего новичка, 29-летнего американца Брайса Мензиса.
Небольшой пролог — десять километров по руслу реки Медуна — изобиловал глубокими грязевыми ваннами. Лучшее время здесь показал Нассер Аль-Аттия на прототипе Toyota Hilux с бензиновым мотором V8. Другой гонщик с аравийского полуострова, Язид Аль-Раджи на дизельном Mini, уступил ему восемь секунд. «Было очень извилисто и очень грязно. Огромные грязевые ванны были для нас неожиданностью» — рассказал Алексей Кузьмич, штурман Бориса Гадасина, показавшего третье время.
На жеребьевке, где выбиралась стартовая позиция на следующий день, наш Владимир Васильев предпочел открывать трассу. Это не лучший выбор для езды «на результат», но питерец рассчитывал потренироваться езде «по глазам» накануне рейда «Шелковый путь». «Когда ты едешь по дороге, на которой нет следов — не видно, кто где тормозил, на первый план выходит твое умение» — прокомментировал его штурман Констанитин Жильцов. А вот Аль-Аттия и Гадасин оба благоразумно выбрали позицию в середине первого десятка.
На первом субботнем спецучастке протоколы возглавили Аль-Аттия и Аль-Раджи — хотя у обоих двигатели хватанули воды в броду и не сразу смогли «прочихаться». А сделав пометки в «легенде», на СУ2 Аль-Раджи смог взвинтить темп — на втором прохождении ту же дистанцию он преодолел на 55 секунд быстрее Насера.
«Было очень жарко — 38 градусов в тени. После финиша у меня даже голова закружилась, когда я вылез из автомобиля. Кажется, в Абу-Даби было и то прохладнее» — делился впечатлениями Васильев, по итогам дня занявший четвертую позицию. Борис Гадасин на первом спецучастке дня показал достойное третье время, но на втором прохождении уперся в Тойоту Марека Домбровского — из-за чего провалился на пятую позицию в «абсолюте».
А после этого последовал скандал: техкомиссар признал колёса на машине Гадасина нелегальными! Дело в том, что на гонку экипажу полагается только 8 шин, и для их идентификации с этого сезона используется нанесенный производителем штрих-код. Обычно он выполняется заодно с шиной, но российский импортер Мишлена нанес его на резиновую «заплатку», которую приклеили к боковине. В результате Гадасина «довесили» полутораминутной пенализацией.
Гонка в заключительный день получилась сложнее — снова прошел сильный дождь, сделавший скользкими все грунтовки; поднялся и уровень воды в реках, сделав броды труднопроходимыми. В этих условиях великолепно проявила себя звезда американских пустынных гонок Брайс Мензис. Он выиграл спецучасток и захватил лидерство в гонке. Язид Аль-Раджи дважды пробивал колеса и откатился назад. Тяжело было и Нассеру Аль-Аттия — катарец, открывавший трассу, много ошибался, и уступил Мензису свыше полутора минут. Васильев хотя и был медленнее американца почти на минуту, но показал второе время и поднялся на третье место в абсолютном зачете гонки.
Ко второму прохождению трасса подсохла... но для гонщиков на Mini заключительный спецучасток сложился чрезвычайно неудачно. Так, Брайс Мензис прямо в броду пробил колесо, из-за чего его машина попала в глубокую канаву. Американец потерял на этом около семи минут, но все-таки финишировал пятым. Не лучше сложился день и для Язида Аль-Раджи: пробив сразу два колеса, он опустился на шестую позицию в итоговом протоколе.
А вот Владимир Васильев провел концовку гонки и осмотрительно, и эффективно — показав третье время на заключительном допе, завершил гонку с «серебром». «Золото» заслуженно взял катарец Насер Аль-Аттия на Тойоте.
Борис Гадасин, пройдя с хорошим временем последний этап, оказался в судейских протоколах на третьем месте. Но после итоговой техкомиссии был вновь пенализирован — на этот раз за отстутствующий на одном из колес штрих-код. Питерец подал апелляцию в FIA, так что финальные результаты гонки станут известны в лучшем случае через месяц, после заседания аппеляционного суда FIA.
Впереди у участников Кубка мира — Баха Арагон в Испании. А вот у Владимира Васильева и его штурмана Константина Жильцова иные планы: они примут участие в международном марафоне «Шелковый путь», который пройдет в июле по территории России, Казахстана и Китая.