Деревья против гонщиков: баха «Северный лес» глазами героини Дакара Анастасии Нифонтовой
В январе Анастасия Нифонтова отличилась на легендарном ралли-марафоне Дакар: москвичка стала первой представительницей прекрасной половины человечества, финишировавшей в мотозачете Original by Motul, где запрещена помощь механиков. Ну а уже в феврале Настя сменила два колеса на четыре и отправилась в Карелию покорять заснеженные трассы бахи «Россия — Северный лес». Ее рассказ об этом приключении — перед вами.
К сожалению, с этого года Международная автомобильная федерация разделила «внедорожный» Кубок мира на две отдельные серии, по бахам и ралли-рейдам, — что не лучшим образом сказалось на представительности российского этапа. Если в прошлом сезоне мы видели на старте в Карелии таких звезд мировой величины, как Насер Аль-Аттия, Куба Пшигонски и Мартин Прокоп, то в этот раз состав участников был несколько скромнее. Хотя по числу флагов 15-е издание бахи «Россия — Северный лес» все равно поставило рекорд: в маленький городок Сортавала съехались представители полутора десятков стран!
В роли главных фаворитов общего зачета в этот раз выступали семейный экипаж финнов Тапио и Тони Лауроненов на бензиновом прототипе Mitsubishi, а также самый быстрый на сегодня российский дуэт Владимира Васильева и Константина Жильцова на дизельном Mini. Но что действительно удивило в нынешнем выпуске «Северного леса», так это количество участников в «серийном» зачете Т2. Тут только в рамках чемпионата России было заявлено 12 экипажей!
Тапио Лауронена российские болельщики вполне могут считать своим: у финна давно есть лесной бизнес в Карелии, и он неплохо говорит по-русски
Уже второй год подряд и я не смогла пропустить эту уникальную зимнюю баху. Правда, финансовые возможности и желание посоревноваться, как это часто бывает, сложились воедино лишь в последний момент. Поэтому перед механиками встала непростая задача — восстановить машину, которая стояла разобранная с середины прошлого года после ралли-марафона «Шелковый путь». Установка нового двигателя, коробки передач, переваривание «домиков» под боевые амортизаторы, установка заднего моста, подвески, прикручивание кузова к раме — и все это буквально за полторы недели до старта… Но они справились!
Основу пелотона в категории Т2 составляют внедорожники Toyota Land Cruiser 200 разных лет выпуска
Небольшое отступление про категорию Т2. Это класс стандартных автомобилей, который подразумевает использование серийной модели любого омологированного для соревнований внедорожника. В моем случае это проверенный самыми сложными гонками турбодизельный Land Cruiser 200, который на протяжении последних лет регулярно выигрывает ралли Дакар в своем зачете. Так вот, изменять что-либо в раме, кузове, моторе и проводке Тойоты нельзя. При этом в систему подачи воздуха в двигатель, по правилам категории Т2, устанавливается специальный ограничитель, рестриктор, что добавляет участникам и механикам головной боли. Ведь после этого настроить стандартные мозги автомобиля очень непросто, а использовать какие-либо другие или дополнительные электронные системы, как вы уже поняли, запрещено…
Владимир Васильев уже выигрывал баху «Северный лес» в абсолютном зачете в 2013-м, а вот его штурману Константину Жильцову домашняя гонка пока не покорилась
Единственной отдушиной в этом «конструкторе» является подвеска. По регламенту разрешено использовать аж по два гоночных амортизатора на колесо, но при условии, что один из них стоит на месте стандартного. Для установки же второго амортизатора к раме приваривают специальные «домики», размер и геометрию которых рассчитывают инженеры. Пожалуй, только благодаря подвеске мой гоночный Бегемот веселее прет по бездорожью по сравнению с гражданским LC200. В остальном же (если отбросить всю гоночную мишуру в виде каркаса, сидений, увеличенного бака и отсутствия комфортабельного салона) это идентичные автомобили.
Но вернемся к гонке. По меркам ралли-рейдов на «Северном лесе» маршрут небольшой — каких-то 450 «боевых» километров за два дня. Да и по навигации проще бахи не придумаешь: очень сложно заблудиться, когда по лесу идет всего одна прочищенная дорога. Однако роль штурмана при этом все равно нельзя недооценивать. В этом году, как и в прошлом, мне ассистировал Александр Куприянов, а плотность дорожной книги была такой, что перевести дух ему редко когда удавалось! Практически на каждом километре была прописана то яма, то подброс, то крутой поворот, то брод, то узкий мост, то еще какая-нибудь прелесть, так что без подсказок штурмана можно было легко очутиться в сугробе…
Добавила сложностей и погода: из-за оттепели снег стал влажным и тяжелым, — так что если машина вылетала с трассы, то откопать ее самостоятельно было практически нереально. Некоторых застрявших участников даже огромный пожарный ЗИЛ вытаскивал с большим трудом и не с первой попытки! Поэтому ошибаться на этой гонке было категорически нельзя. А так как на большей части трассы расстояние по краям от колес до снежных брустверов составляло не более 30 сантиметров, то управление автомобилем подразумевало ювелирную точность.
Конечно, опытные спортсмены, да еще и с практикой в классическом ралли, здесь чувствовали себя максимально уверенно. А вот мне после полугодового перерыва в автомобильных гонках было страшно, скользко и некомфортно. Особенно в первый день, когда в режиме «разведка боем» приходилось вспоминать, как это — заправлять трехтонного монстра в поворот и удерживать его при этом в пределах узкой трассы. Мой внутренний спортсмен негодовал, видя, как я торможу за три километра до виража, медленно, буквально на цыпочках, крадусь и боязливо разгоняюсь на выходе, но разум вопил, чтобы я не поддавалась на провокации — и пусть потихоньку, но без ошибок продвигалась вперед к финишу.
На первом спецучастке финального дня мы поехали существенно бодрее, отыграв пару позиций, и я чувствовала, как с каждым новым километром уверенность понемногу возвращается. Перед стартом заключительного спецучастка я была настроена решительно, но внезапно… все кончилось! В спортивную борьбу вмешалась стихия в виде сильного ветра: после прохождения лидеров гонку остановили из-за упавшего на дорогу дерева, а всех остальных отправили прямиком на финишный подиум. Наш экипаж по итогам бахи «Россия — Северный лес» стал пятым в чемпионате страны в категории Т2. А вот если бы мы были заявлены еще и в Кубок мира, то уверенно стояли бы на второй ступени пьедестала почета, уступив по времени лишь латышам Алдису и Дайре Вилцане на такой же Тойоте. Это лишний раз доказывает то, что порой в России конкуренция бывает посерьезнее, чем в Кубке мира!
Памятные медали на «Северном лесе» получили абсолютно все финишировавшие
Это подтверждают и результаты в категории мотовездеходов Т3, где теперь разрешены не только атмосферные, но и турбированные литровые двигатели. В мировом зачете тут отличился экипаж итальянца Микеле Чинотто на Полярисе, однако заявленный только в российский чемпионат дуэт Вячеслава Папуцкого и Павла Емелина на Ямахе преодолел трассу почти на четверть часа быстрее!
Если для больших внедорожников, как правило, зимой используют ошипованные грунтовые покрышки, то легкую технику категории Т3 можно обуть и в узкие раллийные шины. На фото — Микеле Чинотто и Мурицио Доминелла
В общем зачете гонки, где верховодили прототипы категории Т1, победителями стали финны Тапио и Тони Лауронены. Второе место — за Владимиром Васильевым и Константином Жильцовым, которых в первый день немного притормозили проблемы с турбиной. Ну а замкнул тройку экипаж Тойоты под управлением литовца Бенедиктаса Ванагаса, совсем недавно вернувшегося с Дакара.
Тройка призеров в абсолюте (слева направо): Константин Жильцов, Владимир Васильев, Тони и Тапио Лауронены, Бартоломей Боба, Бенедиктас Ванагас, а также один из организаторов «Северного леса» Руслан Мисиков
После «Северного леса» мы с Бегемотом будем усиленно готовиться ко второму этапу российского первенства, который пройдет в конце апреля в Астрахани. А между делом надо будет заскочить на первый этап «мотоциклетного» чемпионата мира по ралли-рейдам в Абу-Даби. Ведь наш девиз в этом году — ни месяца без гонок!
Баха "Россия — Северный лес"
Кубок мира по бахам, 1-й этап
Чемпионат России по ралли-рейдам, 1-й этап
Сортавала — Вяртсиля (Карелия), 15—17 февраля
Стартовало 44 экипажа, классифицировано 35
Абсолютный зачет Кубка мира
Место | Экипаж | Страна | Автомобиль | Зачет | Результат |
---|---|---|---|---|---|
1 | Т.Лауронен/Т.Лауронен | Финляндия | Mitsubishi Pajero | T1 | 5:19.07 |
2 | В.Васильев/К.Жильцов | Россия | Mini Cooper Countryman | T1 | +2.21 |
3 | Б.Ванагас/Б.Боба | Литва/Польша | Toyota Hilux | T1 | +12.26 |
4 | "Андрей Н."/"Владимир Н." | Россия | G-Force BARS | T1 | +17.07 |
5 | А.Рудской/Е.Загороднюк | Россия | G-Force BARS | T1 | +28.12 |
6 | Д.Кротов/Д.Цыро | Россия/Украина | BMW X3 | T1 | +30.30 |
7 | А.Голобородько/А.Рудницкий | Беларусь | Toyota Hilux | T1 | +46.44 |
8 | Ф.Кастеллано/Х.-П.Монастероло | Аргентина | Volkswagen Amarok | T1 | +1:01.01 |
9 | А.Вилцанс/Д.Вилцане | Латвия | Toyota Land Cruiser 200 | T2 | +1:03.12 |
10 | М.Чинотто/М.Доминелла | Италия | Polaris RZR 1000 | T3 | +1:03.55 |
Абсолютный зачет чемпионата России
Место | Экипаж | Город | Автомобиль | Зачет | Результат |
---|---|---|---|---|---|
1 | В.Васильев/К.Жильцов | Петровское/Москва | Mini Cooper Countryman | T1 | 5:21.28 |
2 | "Андрей Н."/"Владимир Н." | Москва | G-Force BARS | T1 | +14.19 |
3 | А.Рудской/Е.Загороднюк | Санкт-Петербург | G-Force BARS | T1 | +25.24 |
4 | Д.Кротов/Д.Цыро | Москва/Киев | BMW X3 | T1 | +27.42 |
5 | А.Игнатов/Д.Чумак | Челябинск/Юбилейный | Газель Некст | R | +42.45 |
6 | А.Голобородько/А.Рудницкий | Борисов/Минск | Toyota Hilux | T1 | +43.56 |
7 | Е.Суховенко/А.Николаев | Ростов-на-Дону/Москва | Газель Некст | R | +44.54 |
8 | В.Папуцкий/П.Емелин | Санкт-Петербург/Тольятти | Yamaha YXZ 1000 R | T3 | +47.42 |
9 | А.Вилцанс/Д.Вилцане | Елгава | Toyota Land Cruiser 200 | T2 | +1:00.24 |
10 | Б.Вавренюк/А.Терентьев | Коломна | УАЗ Карго | T2 | +1:12.22 |
… | |||||
19 | А.Нифонтова/А.Куприянов | Москва/Вязьма | Toyota Land Cruiser 200 | Т2 | +1:45.13 |