«Шелковый путь» изнутри, или Дневник начинающей автогонщицы

Фото: Алессио Коррадини

Идея проехать одну из крупнейших марафонских гонок планеты родилась в моей голове достаточно давно. Много лет я безуспешно уговаривала организаторов ралли-рейда «Шелковый путь» ввести мотозачет, но по разным причинам это никак не удавалось. Что же делать, если гора не движется в вашу сторону? Ответ известен — самим шевелиться в ее направлении! Поэтому мы совместно с партнерами из команды Toyota Team Russia решили отправиться на гонку на четырех колесах на брутальном внедорожнике Land Cruiser 200 в «серийном» зачете Т2. Вот так и родился тандем под названием «Девочка и Бегемотик».

Чем отличается авантюра от тщательно спланированной операции? Правильно, авантюра — это когда все вокруг кричит о невозможности воплощения предприятия в жизнь, а ты все равно в него ввязываешься. Основным камнем преткновения для нас было время. За полтора месяца, оставшиеся до старта, мы с командой техподдержки Sportfabrica практически из руин восстановили старенький боевой LC200, на счету которого уже были и Дакары, и этапы Кубка мира, и еще много чего с разными пилотами и обслуживающим персоналом. Так как процесс диагностирования, разборки и сборки мотора с учетом заказа запчастей (в случае их нехватки) занимает около месяца, то было решено поверить на слово предыдущим механикам Бегемотика, что его двигатель в хорошем состоянии, и сосредоточиться на проверке ходовой, коробки и других важных узлов и агрегатов.

Дело усугублялось тем, что по регламенту на турбины автомобиля категории Т2 устанавливаются специальные воздушные рестрикторы диаметром 32,5 мм, ограничивающие мощность. Для того чтобы машина с ними хоть как-то ехала, нужно подбирать и вшивать новую топливную карту в стандартные «мозги». Этот процесс требует серии тестов и времени, которого у нас совсем не хватало. Поэтому за неделю до старта мы эту карту слепили из того, что было, и помчали в Астрахань в надежде на лучшее. Ну а дальше — выдержки из моего дневника о большом приключении в степи.

День первый: тесты, административные и технические проверки

Долгий день, но очень продуктивный. Утром поехали на тестовые заезды, где участники «Шелкового пути» могли проверить свои автомобили. Круг был небольшой, всего четыре километра, но там были и рыхлые куски, и жесткие, и даже один прямичок, на котором можно было немного разогнаться. По подвеске машина работает отлично, однако, конечно, чувствуется ее масса — 3085 кг! Стало понятно, почему все опытные гонщики советовали ехать потихоньку: вес Бегемотика и небольшой ход подвески дают о себе знать. На кочках он легко достает днищем до земли, и мы получаем по попам очень неприятный удар. Придется много работать в стиле «газ-тормоз». Зато в остальном все прекрасно!

В 14:00 всей командой прибыли на проверки, но смогли поставить машину в закрытый парк только к семи вечера: почему-то на техкоме все происходило о-о-о-очень медленно. А еще в Астрахани прошел сильнейший дождь — думаю, что после этого песок в степи станет поплотнее и нам будет чуть легче.

День второй: торжественный старт

Старт дан — торжественный подиум в центре Астрахани преодолен! Честно говоря, я очень волнуюсь. Эта гонка — очередной шаг в неизвестность. Когда во время стартовой церемонии ведущий зачитывал мои моторегалии, мне казалось, что все это про кого-то другого! Сейчас ралли-рейды начинаются для меня заново, с чистого листа. И я опять — просто девочка Настя с минимальным опытом, горящими глазами и душой, рвущейся в бой. Очень хочется, чтобы это было начало новой, не менее интересной главы в моей спортивной карьере.

День третий: разведка боем

Первый финиш на боевом СУ есть! Сегодня было 313 километров по сложным астраханским дорожкам, которые идеально подходят для прототипов и багги, но жутко вынимают душу в нашем неуклюжем «продакшене» категории Т2. Главная задача была понять возможности автомобиля: что он может, чего не может, что прощает, а за что жестоко бьет по попе. А еще надо было сговориться со штурманом Олегом Уперенко, так как у всех свое видение дорожной книги и ее приложение к окружающей действительности. Буквально с первых километров стало понятно, что с Олегом мы на одной волне. А вот к Бегемотику я прислушивалась всю дорогу, но в целом было очевидно одно: из-за большого веса машинки мчать бездумно по кочкам, как на багги, не получится. Приходится постоянно осаживать ее перед ямами и кочками, чтобы не ударяться днищем о землю и ничего не сломать.

На первый небольшой бархан мы заскочили не сразу: понадеялись, что на влажном песке сможем обойтись без понижайки, но это не проскочило. Пришлось сдать назад, включить все рычаги — и дальше без проблем все одолели. А еще на полдороге Бегемотик начал слегка перегреваться — несколько раз приходилось притормаживать, чтобы его охладить. Потом оказалось, что всему виной набившаяся в радиатор степная трава, но, не зная этого, я старалась ехать помедленнее, накатом, чтобы меньше крутить мотор.

По дороге со штурманом регулярно питались спортивными кашками и гелями, пили изотоник, но из-за того, что пришлось врубить печку на максимум (чтобы Бегемотик лучше охлаждался), километров за сто до финиша моя голова заболела и к финишу уже адски раскалывалась на части. Но самое главное, что мы финишировали — да еще и с неплохим результатом. Первые в своем классе, а ближайший преследователь отстает больше чем на час! Это очень неплохой задел, однако радоваться рано: гонка длинная, а впереди марафонский этап.

День четвертый: разгоняемся и бережем технику

Сегодня был очень скоростной 365-километровый спецучасток, где на первый взгляд можно было топить в полный газ, но по факту любая пропущенная промоина или кочка могла стоить очень дорого. Так, один из конкурентов в зачете Т2, бодро объехавший нас в первой половине трассы, позже оторвал ограничители заднего моста и амортизаторы. А мы соблюдали аккуратный темп и довезли машинку в целости до бивуака в Элисте. В первой части, правда, я чувствовала себя как-то вяло и неуверенно: мне явно не хватало навыка пилотирования на больших скоростях. Проще говоря, уроки классического ралли очень бы не помешали.

Ближе к финишу в небольшом броде помогли вытащить из грязи Газель и помчали дальше. Так как всю дорогу мы ехали с открытыми окнами, то к прибытию весь салон и мы с Олегом покрылись знатным слоем пыли. Поэтому сразу после финиша помчались отмывать и обдувать Бегемота! Он сегодня большой молодец. Завтра дорога обратно в Астрахань и СУ длиной 330 км с возможностью ремонта в выездном парке сервиса за счет гоночного времени. Очень надеюсь, что нам эта опция не пригодится.

День пятый: первые приключения

Еще с вечера на брифинге нас предупредили, что надвигается гроза. И чем дальше в дебри дорожной книги мы погружались, тем хуже становился грунт и тем больше усиливался дождь! На Бегемотике стояла универсальная резина, которая хорошо подходит для песка и сухих дорог, но совершенно не держит на скользкой жиже. Шашка мгновенно забивалась — и я чувствовала, как машина плывет по верхнему слою глины, вселяя в меня жуткую неуверенность. Что-то оперативно сделать с инерцией снаряда весом три тонны лично мне (в первую очередь из-за нехватки опыта) не представлялось возможным! При таком раскладе можно было легко уйти в боковое скольжение, цепануть какой-нибудь бугорок или колею и словить «уши». Так как это в наши планы не входило, то пришлось существенно сбавить темп, что, конечно, не добавляло морального удовлетворения. А с особым трепетом я ждала приближения большого глиняно-водяного брода, который даже в сухую погоду на предыдущем СУ поглотил несколько машин. Было очевидно, что после ливней там случится полный ахтунг.

Так оно и произошло: глины и воды было столько, что преодолеть этот брод казалось невозможным. Посередине по самые пороги в грязи уже стояла гоночная Газель, там же застряли два МАЗа и два КАМАЗа. Но, как говорится, глаза боятся, а руки делают! После пары минут наблюдений за другими экипажами выбрали траекторию, включили понижайку, газ в пол — и мы достаточно жестко, однако все же проскочили этот сложный кусок: у Бегемотика пострадал только угол бампера от удара о край канавы. Довольные тем, что самая сложная позиция нам покорилась, мы поползли дальше.

До первого судейского КП оставалось буквально полтора километра, как мы съехали на поле с широкой и тотально размешанной дорогой. На въезде стоял безнадежно встрявший экипаж Андрея Рудского, а глина была настолько вязкой, что решение о траектории нужно было принять молниеносно. Взгляд упал на левую часть дороги, где в поле виднелись плотные следы. По ним и поехали. Как оказалось потом, эти следы принадлежали легкой «кибитке», а наш Бегемотик был слишком тяжел и через пару сотен метров тщетной борьбы увяз всеми четырьмя лапами. Около 40 минут мы с Олегом копали, подкладывали под колеса трапы и пытались выехать. Но как только Бегемотик съезжал на грунт, то тут же опять проваливался под своим весом. Во время очередной попытки выехать по трапам к нам подъехала Маша Опарина на багги. Я поделилась с ней чистыми очками, а Маша помогла продернуть Бегемота на более плотный кусок грунта, за что ей вселенское спасибо. После мы выстроили дорожку из трапиков перед передними колесами, Олег сел за руль и ходом влетел на относительно сухой холм. В тот момент я, если честно, побоялась испортить наши долгие старания, поэтому доверила процесс своему более опытному штурману.

После я снова села за руль — и через полтора километра мы на четвертой пониженной передаче, виляя то одним боком, то другим, вкатились в ворота КП. Там судья нас обрадовал, что на этом сегодняшняя гонка закончена, — и мы направились в бивуак по асфальту, периодически попадая в жуткий ливень. Итог дня — потерянные 40 минут на раскопки и понимание, что в дождь в этих краях лучше ехать по дороге, как бы ужасно она ни выглядела. А еще, несмотря ни на что, мы сохранили лидерство в зачете Т2!

День шестой: прорыв

В меню на сегодня — 366 километров по астраханским степям. С самого старта взяла хороший темп по извилистым и кочкастым песчаным дорожкам. Пришлось очень активно работать рулем, педалями и коробкой, так что уже через несколько минут с меня ручьем начал стекать пот. Поняла, что мне нравятся и неплохо удаются медленные, разбитые, техничные куски, а вот на ходовых дорожках я пока немного проигрываю. Механики поставили новую грязевую резину BFGoodrich, и с первых же метров я почувствовала, что на ней едется гораздо уверенней. Несмотря на это, мы решили не рисковать и спустить колеса перед выездом в пески «Большого брата» (это самый большой астраханский бархан) с двух атмосфер до 1,2. На то, чтобы сдуться и накачаться после, ушло пять—семь минут, и в целом, как потом показало состояние песка, это было не так уж и необходимо. Однако тактика есть тактика, и мы решили ее придерживаться.

Заключительная треть СУ была ходовая и интересная, но я почувствовала странную реакцию задней подвески и немного сбавила темп перед финишем. Потом оказалось, что на одной из жестких кочек мы оторвали один задний амортизатор. В итоге приехали с неплохим временем и немного увеличили разрыв от второго в Т2. Завтра нас ждет длинный СУ в 444 км до Волгограда. Надеюсь, что на нем обойдется без болот.

День седьмой: что-то пошло не так

На первых 150 километрах после старта были мои любимые песчаные кочкарные тропы, где я держала неплохой темп. Бодро перемахнули через непростую песочницу, где застрял японец Акира Миура — победитель Дакара в зачете Т2. На появившихся после этого скоростных дорогах пришлось немного сбавить ход из-за того, что вместо вчерашнего спортивного амортизатора механикам пришлось поставить стандартный: Бегемотика существенно разматывало на кочках и в поворотах. За счет этого нас нагнал стартовавший прямо за нами китайский экипаж. Мы пропустили своих главных соперников в Т2 вперед и так за ними и ехали, не упуская из виду. На одном из непростых навигационных кусков стали обгонять медленные багги и в пыли не заметили развилку, на которой надо было уйди правее. Когда поняли свою ошибку, то было уже поздно. Так как я тоже отчасти штурман в своей мотоциклетной жизни, то тут решали ребус совместно с Олегом, и это было очень увлекательно. В итоге вернулись в канал через 20 минут, и я принялась нагонять потерянное время.

Темп был очень неплохой, но за 50 километров до финиша я вдруг почувствовала странное поведение переднего левого колеса. Показалось, что оно подспустило — и поэтому неприятно рыскает. Остановившись, мы с ужасом обнаружили, что три из пяти шпилек колеса сорваны — и оно еле держится на оставшихся двух! Благодаря профессиональным действиям Олега ремонт занял небольшое время, но ехать дальше в боевом режиме на двух шпильках мы уже не могли: до финиша докатывались со скоростью не больше 50 км/ч…

Как потом выяснили механики, причины были две — и одна дополняла другую. Во-первых, на ступице с внешней стороны были обнаружены еле заметные точки от сварки в местах крепления шпилек, которые явно были сделаны ранее. В связи с этим между ступицей и тормозным диском не было плотного равномерного прилегания. А во-вторых, сегодня скоростные куски регулярно прерывались огромными лужами, и от резкой разницы температур также происходило ослабление гаек. Одним словом, такое спрогнозировать не мог никто. В итоге мы проиграли уйму времени и скатились на второе место в зачете, но это ралли-рейд — тут каждый день что-то происходит. Главное, что мы сами, на своих четырех колесах, смогли добраться до финиша, а это уже маленькая победа! До финиша еще два СУ, и я буду биться до последних метров.

День восьмой: пришла беда откуда не ждали

Как я писала в самом начале, перед «Шелковым путем» нам пришлось отдать родные «мозги» Бегемота на перепрошивку, после которой у нас, к сожалению, не было времени их как следует протестировать. С первого дня стало ясно, что машинка работает не совсем корректно по оборотам и в каждой песочнице температура предательски поднимается. Но так как перепрограммировать «мозги» в полевых условиях не представлялось возможным, то мы ехали так, как ехалось. Сегодня утром с первых метров мне сразу не понравилось поведение мотора: он явно не тянул. А когда въехали в песочницу, двигатель мгновенно нагрелся, а из-под капота полился антифриз. Мы подождали около 20 минут, долили воды, завели мотор и проехали еще немного, после чего он замолк насовсем.

Олег выбежал посмотреть, что там случилось под капотом. Его выражение лица я запомню на всю жизнь: эта немая сцена напоминала кадры из фильма, когда врач хочет сообщить близким родственникам, что его пациент умер. Мне даже показалось, что на несколько секунд мой внутренний моторчик тоже остановился, к горлу подступил ком — и слезы предательски покатились по щекам. Вот и со мной это случилось — первый в карьере сход в большой гонке…

Сказать, что я была расстроена, — это ничего не сказать. Вся команда сделала максимум, чтобы Бегемотик добрался до финиша, но есть вещи, которые зависят не только от нас. Я не знаю, когда у меня еще будет возможность принять участие в ралли-рейде на четырех колесах, но что я теперь знаю точно, так это то, что автогонки меня зацепили!

Эпилог

Сейчас, когда страсти улеглись и эмоции утихли, мы с командой провели анализ произошедшего. Как это ни странно, я с полной ответственностью могу сказать, что Toyota Land Cruiser 200 — очень выносливый автомобиль. Несмотря на свой возраст, уставший мотор и кривую топливную карту, он вынес пять полноценных гоночных дней, лидируя в своем классе и занимая седьмую позицию в общем зачете внедорожников. В ближайшее время механики обновят сердце Бегемотика, подлатают его боевые раны, и мы с ним снова выйдем на старт — для того, чтобы обязательно добраться до финиша и показать все, на что мы способны! 

Рекомендованные статьи