«Шелковый путь» по-российски: короче, но сложнее!

Фото: silkwayrally.com | Вадим Ардашев

Три пожара, «крыши» и уложенные на бок машины, закопанные в грязь грузовики, сумасшедшая жара и ливни, борьба до самого финиша — ралли-рейд «Шелковый путь» 2018 года только перед стартом казался более простой версией своих предшественников. По факту же марафонская гонка оказалась чуть ли не самой сложной и интересной за всю свою историю!


Поначалу многие считали, что гонка обречена на провал: сокращение дистанции более чем в два раза за счет вынужденного отказа от китайской части маршрута и переноса ее на осень сказалось на интересе гонщиков к ралли-рейду. Мнение же приехавших на старт в Астрахань иностранных участников сводилось к одному: «Ну да, степь. Но это же не Сахара или Гоби. Так что ничего страшного». Однако после первого же этапа добравшиеся до бивуака гонщики пребывали в шоке: «Что это было?» И после этого каждый день марафон преподносил участникам все новые и новые сюрпризы.

Сокращение дистанции международной гонки с девяти до 3,5 тысячи километров привело к снижению числа участников, но качественный состав не просто сохранился, а приумножился. Насер Аль-Аттия, Язид Аль-Раджи, Нани Рома, Матье Серрадори, Гарри Хант — такому составу пилотов может позавидовать большинство этапов Кубка мира.

В грузовом зачете также все было нарядно — и здесь надо сказать спасибо организаторам Дакара. Пересмотренные технические требования вынудили команды строить для южноамериканской гонки автомобили с 13-литровыми двигателями, и в Астрахани сразу три команды решили протестировать новинки. Камазовцы привезли капотник для Эдуарда Николаева, три грузовика традиционной компоновки для Дмитрия Сотникова, Андрея Каргинова и Айрата Мардеева, а также газодизельную машину для Сергея Куприянова. Мазовцы собрали прототип для своего лидера Сергея Вязовича, а японец Терухито Сугавара пилотировал новый Hino.

Интересно, что в качестве быстрой технички в составе команды КАМАЗ-мастер в этот раз выступал Антон Шибалов. В его распоряжении был грузовик предыдущего поколения, который нес на борту фактически ремонтную базу для остальных пяти экипажей, — там даже был сварочный аппарат, который во время марафонского этапа буквально спас от схода экипаж Сергея Шалыгина с Дальнего Востока.

На «промежуточном» финише марафонского этапа в Элисте Сергей Шалыгин едва не оформил сход: ему нужен был сварочный аппарат, тогда как сервис возможен только силами экипажа. Но помощь подоспела от камазовцев!

А в последний момент список экипажей пополнился еще одним именитым дуэтом: Владимир Васильев и Константин Жильцов решили попробовать проехать подряд две гонки, испанский этап Кубка мира и «Шелковый путь». Однако из-за наложения дат петербуржцу пришлось сократить свое участие в ралли-марафоне только до трех заключительных дней, когда к пелотону международников присоединился канал участников этапа чемпионата России. Впрочем, не будем забегать вперед. 

Первый же день принес весьма впечатляющий список происшествий: пробитые Язидом Аль-Раджи и Гарри Хантом колеса, «обсохшая» багги действующего победителя ралли-марафона Africa Eco Race Матье Серрадори, сходы фаворитов абсолюта и «серийного» зачета Т2 — Нани Ромы и Акиры Миуры соответственно… 

Но на этом приключения первого дня не завершились. Серрадори взял на буксир Андрей Рудской — таким образом гонщик Suprotec Racing вернул должок пилоту команды SRT за помощь во время Африки. Тогда Матье поделился с петербуржцем топливом, а теперь уже Рудской тащил багги француза. Однако и сам буксир не дотянул до своих механиков: на въезде на бивуак G-Force BARS заглох из-за того, что у него… закончился бензин! 

Но самый киношный сюжет разыгрался, когда на трассу вышли грузовики. Renault Мартина ван ден Бринка из-за течи стал терять солярку и по ходу дистанции «обсох» окончательно. Сход? А вот и нет: рядом с печальными голландцами остановился Соболь 4х4 нашего Александра Русанова. «Топливо кончилось? А сколько надо? 50 литров? Да забирайте!» Экипаж на Renault двинулся дальше, но через 15 километров ван ден Бринк оторвал передний мост — и на этом его выступление в первый день закончилось… 

Экипаж ван ден Бринков (слева) стал одним из ньюсмейкеров еще до старта: в качестве «играющего» механика на «Шелковый путь» приехал 16-летний сын пилота Митчел. Семейному дуэту противостояла аналогичная пара, только вот отцу Йошимасе Сугаваре исполнилось уже 77 лет! Они с сыном Терухито (справа) пилотировали два грузовика Hino и тоже добрались до финиша

Такое начало «Шелкового пути» задало тон всей остальной гонке. Простое перечисление всех инцидентов и технических проблем превысит размеры дозволенного для данной статьи. Поэтому поговорим о борьбе. Если посмотреть на итоги гонки, то они не очень-то впечатляют: победу одержал Язид Аль-Раджи, чей турбодизельный прототип Mini ни разу не показал лучшего времени на спецучастках. Пилот из Саудовской Аравии не был самым быстрым, зато стал самым стабильным и аккуратным — и это оказалось куда главнее чистой скорости!

Когда скорость не главное. Язид Аль-Раджи может гордиться собой, даже несмотря на отсутствие побед на этапах!

Насер Аль-Аттия стал обладателем наибольшего количества побед на этапах: триумфатор Дакара и обладатель Кубка мира показал лучшее время на трех из семи спецучастков. Но катарец оказался и главным неудачником гонки: его прототип Toyota Hilux постоянно ломался! По слухам, проблема крылась в усовершенствованном перед «Шелковым путем» масляном насосе, чья некорректная работа выводила из строя задний дифференциал. И все же, несмотря на то, что почти половину гонки пикап Насера был переднеприводным, на финише Аль-Аттия был вторым! 

Насер Аль-Аттия начал гонку за здравие — катарец выиграл первый и второй этапы, но приехал в Элисту с разрушенным задним дифференциалом. И эта напасть преследовала его почти всю оставшуюся дистанцию марафона…

Тройку призеров международной гонки замкнул Матье Серрадори на заднеприводной багги. Титулованный француз отметился одной победой на этапе, но закончившийся в первый день бензин, а также поломка стеклоочистителей и другие технические проблемы привели к значительным потерям времени…

Матье Серрадори, конечно же, хотел добавить к призу за победу на Африке награду за первое место в «Шелковом пути». Но пока что — не судьба…

Многочисленные проблемы у участников на прототипах привели к тому, что в первой пятерке оказались сразу два экипажа, выступавшие на легких багги зачета Т3, — причем российские. Однако на предстартовой техкомиссии Сергея Карякина и еще троих наших пилотов не допустили в международный зачет: расположение бензобаков на их мотовездеходах Can-Am Maverick не соответствовало требованиям FIA. Поэтому все они сражались в классе Open 4, где Карякин и одержал победу, попутно заняв четвертое место в общей классификации.

После аварии на Дакаре этого года, в которой Сергей Карякин сломал обе руки, он заявил о смене своего транспортного средства — с квадроциклами покончено, и отныне екатеринбуржец будет выступать на SSV

Мария Опарина и Таисия Штанева отличились не только тем, что они оказались единственным женским экипажем в гонке: второй год подряд блондинки из команды Suprotec Racing одержали победу в самом легком зачете Т3. Наши пилотессы вели борьбу с Николя Дюкло и Петаром Ченковым, однако француз перевернулся, а у болгарина начала сыпаться техника. Российские же гонщицы ехали быстро и без поломок — и вот вам результат!

Каким образом Марии Опариной удалось сохранить свой Maverick в целости и сохранности — знает только она сама. Другие пилоты на мотовездеходах по ходу гонки только и делали, что меняли полуоси и чинили подвески. А Маша ехала словно заговоренная!

Настоящая спортивная трагедия произошла в зачете грузовиков. Лидировавший на протяжении всей гонки Дмитрий Сотников остановился в предпоследний день: сломался первичный вал коробки передач новейшего КАМАЗа. В итоге победу отпраздновал его основной преследователь и товарищ по команде Андрей Каргинов.

Три новых КАМАЗа были собраны в последний момент — и это было заметно. Несмотря на победу новинки, ее надежность пока далека от идеала: остановок машин из-за тех или иных поломок было многовато…

Количество претендентов на звание главного неудачника «Шелкового пути» оказалось как никогда много. Тут тебе и потерявший победу из-за поломок Аль-Аттия, и заболевший Нани Рома, и быстрый британец Гарри Хант, и россиянин Андрей Рудской, дружно проведшие гонку под девизом «Ни этапа без приключений»…

Нани Рома сошел в первый день из-за пищевого отравления. Получив положенный за пропуск этапа многочасовой штраф, испанец продолжил гонку и постепенно наращивал темп, одержав победу на одном из спецучастков

Но все эти участники хотя бы доехали до финиша «Шелкового пути». Поэтому самыми-самыми среди всех тех, кого фортуна обошла своим вниманием, стали, пожалуй, перевернувшиеся Денис Кротов и Владимир Васильев, сошедшая из-за поломки мотора Анастасия Нифонтова, которая лидировала до этого в зачете Т2, и дважды тушивший свою багги Жан Бессон.

Едва ли не самым быстрым участником «Шелкового пути» оказался Гарри Хант. Британец пилотировал машину-победительницу марафона двух последних лет — экс-заводскую багги Peugeot 3008 DKR Maxi. Но британцу отчаянно не везло: прокол колеса, потерянная запаска, две поломки подвески, проблемы с коробкой передач и двигателем… И все же две победы на этапах Хант завоевал!

Владимир Васильев в этом списке оказался не просто так. Заявившийся лишь в зачете этапа чемпионата России петербуржец сразу же наделал шума: на первом совместном этапе (пятом по счету для международников) он стал третьим! Но на следующий день его Mini перевернулась и превратилась в груду металлолома. Экипаж не пострадал, но о возвращении в гонку речь, конечно же, не шла…


Включение ралли «Шелковый путь» в программу чемпионата России по ралли-рейдам стало неожиданностью для многих. Увеличенная в сравнении с обычными этапами серии протяженность гонки, намного более сложная логистика (старт в Астрахани, затем бивуаки в Волгограде и Липецке, а финиш и вовсе в Москве) — все это могло смутить постоянных участников серии. Но вместо этого возможность скрестить шпаги с легендами мировых ралли-рейдов — пусть и условная, ведь единого зачета у «Шелкового пути» не было, — вдохновляла участников российского чемпионата.

А еще сход Васильева и технические проблемы Андрея Рудского позволили выйти на первые роли в абсолюте быстрым пилотам, выступающим на национальной технике зачета Рейд-Спорт. Во второй день этапа чемпионата России лидерство захватил Евгений Суховенко на турбодизельной Газели Next. Шедший до этого впереди нивавод Дмитрий Воронов взял на буксир своего коллегу по команде Suprotec Racing Андрея Рудского и из-за этого отстал от ростовчанина. И хотя на последнем этапе Воронов предпринял решительную атаку и отыграл сразу несколько минут, этого оказалось недостаточно — Суховенко так и остался первым.

Раллист Евгений Суховенко вошел в историю как первый гонщик из класса Рейд-Спорт, которому удалось победить на этапе чемпионата России по ралли-рейдам в абсолютном зачете

В зачете Т2 чемпионата России столичный дебютант Александр Горьков (Toyota Land Cruiser 200) неожиданно оставил позади пятерых куда более опытных соперников. В Т3 Мария Опарина сумела опередить прошлогоднего чемпиона Игоря Хмельницкого и упрочила свое лидерство в серии. Ну а в грузовом зачете отличился Эдуард Николаев на капотном КАМАЗе, который взял реванш за поражение в международной классификации.

Финиш на Красной площади — «Шелковый путь — 2018» завершен? А вот и нет! Организаторы ралли-марафона полны решимости провести его вторую часть осенью в Китае. Что это будет за гонка? Кто будет участвовать в ней? Надеемся узнать совсем скоро!

 

Рекомендованные статьи