Сказки «Северного леса»: как в России стартовал Кубок мира по ралли-рейдам

Фото: Александра Адианова | Алексей Сергеев | Дмитрий Гальчун | Лина Арнаутова

Вот уже который год карельская баха «Россия — Северный лес» носит два статуса: этапа Кубка мира и этапа чемпионата России по ралли-рейдам. Но если для мировой серии снежная гонка в северном Приладожье выдалась просто хорошей, то для российского чемпионата «Северный лес» 2018 года стал настоящим откровением.

Прежде всего отмечу новое и фантастически удачное место старта в горном парке Рускеала, знаменитым своим мраморным карьером. Ну а морозы в преддверии и во время гонки помогли организаторам не только создать великолепную зимнюю трассу, но и сохранить ее до самого финиша. Спецучастки получились — просто сказка!

Если январское ралли Карелия фактически утонуло в грязи, то трасса бахи «Россия — Северный лес» была покрыты настолько крепким и смёрзшимся снежно-ледовым покрытием, что его не разбил даже КАМАЗ!

Весной прошлого года на презентацию маршрута ралли-марафона «Шёлковый путь» приехал обладатель Кубка мира Насер Аль-Аттия. Катарец тогда во всеуслышанье заявил, что после Дакара собирается приехать в Россию, чтобы впервые принять участие в ралли-рейде на снежно-ледовом покрытии. Однако российские соперники Насера усомнились в его словах: мол, Аль-Аттия дает это обещание уже не в первый раз и все никак не может выполнить его. Но в 2018 году катарец сдержал свое слово и приехал-таки в Сортавалу!

 

Программа гонки для Аль-Аттии была очень насыщенной — его персона привлекала к себе повышенное внимание. Впрочем, народ собирался не только вокруг улыбчивого араба. Своеобразным живым магнитом была и делегация команды КАМАЗ-мастер: в Карелию прибыли герои Дакара Владимир Чагин, Эдуард Николаев и Дмитрий Сотников.

За руль КАМАЗа на одном из замерзших озер впервые сели сразу два обладателя Кубка мира по ралли-рейдам — Насер Аль-Аттия и наш Владимир Васильев. И россиянин, и катарец получили от этого «тест-драйва» массу впечатлений — обоим очень понравилось

Челнинцы в Карелии были нарасхват. Помимо участия в тестах Аль-Аттии и Васильева в качестве инструктора, Эдуард Николаев во время пролога проехал в перерыве между международным и российским боевыми каналами на все том же газодизельном КАМАЗе. Затем он повторил заезд в воскресенье — гоночный грузовик отработал в качестве «нулевого» экипажа безопасности, открывая трассу перед прохождением основного пелотона.

В первый день участников ждал 19-километровый пролог и церемония торжественного старта. Ну а в субботу и воскресенье спортсмены соревновались на двух линейных спецучастках. Однако короткий пролог сразу же показал расстановку сил — причем не в пользу хозяев трассы, что стало неприятным сюрпризом для россиян. Лучшим из наших гонщиков в «разминочный» день стал Владимир Васильев. Выступающий под флагом G-Energy Team гонщик показал четвертый результат — но только в минуте позади победителя, поляка Арона Домзалы. Впрочем, как показывает практика, лучшее время на прологе «Северного леса» может стать «черной меткой» для гонщиков!

Год назад победитель пролога Андрей Рудской перевернул свой прототип G-Force BARS на первом же спецучастке, а в этом сезоне Арон Домзала перевернулся в субботу дважды! В воскресенье поляк продолжил отчаянно атаковать и в итоге сошел по технике

Два основных дня гонки разделили канал участников на несколько групп. С одной стороны — Насер Аль-Аттия, финн Тапио Лауронен, знающий в окрестностях Вяртсиля каждую дорожку, быстрый и смелый Мартин Прокоп, а также участники мировой серии Якуб Пшигоньски и Арон Домзала. С другой — россияне Владимир Васильев, Борис Гадасин и Андрей Рудской. Эти гонщики за три дня соревнований устроили интереснейшее сражение — скучно не было ни секунды!

В субботу машина Бориса Гадасина не смогла проехать и шести километров — из-под капота полыхнуло пламя. Но в воскресенье пилот команды Suprotec Racing показал пятое время среди участников мировой серии и в итоге увидел финишную арку — впервые за все время участия в карельской бахе

Но фавориты полностью оправдали выданные им авансы — Аль-Аттия мчал запредельно быстро, Лауронен подарил своим болельщикам очень зрелищную езду даже на «немолодом» прототипе Mitsubishi, а Васильев, хоть и был чуть медленнее этой пары, также демонстрировал высокую скорость.

Владимир Васильев стал лучшим из российских участников, став третьим в зачете этапа Кубка мира и одержав победу на первом этапе отечественного первенства

В воскресенье основной задачей для лидеров этапа мировой серии стало довести гонку до финиша — градус борьбы явно снизился. Однако призовой расклад все же поменялся — технический сход Тапио Лауронена позволил взять серебро в международном зачете Мартину Прокопу, а бронзу — Владимиру Васильеву.

Чемпион России по ралли в «моноприводе» Дмитрий Воронов дебютировал в ралли-рейдах за рулем Нивы Супротек. И дебют этот получился золотым — петербуржец и его штурман Анна Завершинская победили в зачете Рейд-Спорт! Кстати, обратите внимание на стекла — Воронов всю гонку сражался с запотевающей «лобовухой»

В зачете чемпионата России основное внимание притягивал к себе национальный зачет Рейд-Спорт, в котором дебютировали сразу три быстрых раллиста. Они в итоге и заняли весь подиум: пилот команды Suprotec Racing Дмитрий Воронов привел свою супер-Ниву с мотором от BMW к финишу первой, а ростовчанин Евгений Суховенко и челябинец Алексей Игнатов, выступавшие на Газелях Next, дополнили пьедестал почета.

В дебютной гонке на Газели Next машина то и дело испытывала уральца Алексея Игнатова на прочность. На первом же километре утреннего субботнего спецучастка куда-то исчез тосол. Экипаж набрал воды из ближайшего колодца и продолжил гонку, но технические проблемы продолжались до самого финиша. Тем не менее — бронза в зачете Рейд-Спорт!

Дуэт Вячеслава Папуцкого и Кирилла Чапаева стал лучшим среди экипажей на турбированных мотовездеходах Т3+ и, что удивило соперников, пятым в абсолюте чемпионата России. Его машина даже на трех колесах ехала куда быстрее соперников! В субботу же Папуцкий подпортил себе карму тем, что долго не пропускал — и в итоге так и не пропустил — догнавшего его лидера зачета Т2 Богдана Вавренюка. На финише этапа, где «кибитка» и УАЗ встретились, было довольно «горячо»…

Впрочем, при всем уважении к победителю «серийного» зачета Т2 Богдану Вавренюку и другим участникам, значительную долю внимания перетянула на себя известная мотогонщица Анастасия Нифонтова. Москвичка впервые стартовала за рулем внедорожника Toyota Land Cruiser и благополучно преодолела всю трассу.

Четвертое место в зачете Т2 этапа чемпионата России — неплохой результат для первого раза, но сама Анастасия Нифонтова считает, что если бы не собственные ошибки, то она могла бы быть и в призах

Однако некоторые переходы из одной гоночной дисциплины в другую прошли не так гладко — к примеру, бывший кольцевик Иван Самарин попал в достаточно серьезную аварию. Но после ремонта москвич сумел продолжить гонку и даже добрался до финиша.

Так выглядел автомобиль Ивана Самарина после субботних спецучастков

Баха «Россия — Северный лес» 2018 года задала высокую планку для других отечественных международных гонок — топовый состав, острая борьба, сложная трасса и неожиданные итоги в некоторых зачетах. Ну а чемпионат России по ралли-рейдам — особенно в зачете Рейд-Спорт — может стать одной из самых интересных арен борьбы в нашей стране. Продолжение «банкета» ждет нас в начале апреля, когда представители классического ралли и покорители бездорожья вновь скрестят свои шпаги на астраханской гонке «Золото кагана»

Баха "Россия - Северный лес"
Кубок мира по ралли-рейдам, 1-й этап
Чемпионат России по ралли-рейдам, 1-й этап
Сортавала - Вяртсиля (Карелия), 16-18 февраля
Неофициальная совместная итоговая классификация:

Место Экипаж Страна Автомобиль Зачет Результат
1 Н.Аль-Аттия/М.Бомель Катар/Франция Toyota Hilux T1 5:14.07
2 М.Прокоп/Я.Томанек Чехия Ford F-150 Evo T1 +5.55
3 В.Васильев/К.Жильцов Россия Mini One T1 +11.25
4 Я.Пжигонски/Т.Колсуль Польша/Бельгия Mini John Cooper Works Rally T1 +22.20
5 Я.Сейдан/А.Кузьмич Саудовская Аравия/Россия Toyota Hilux T1 +27.02
6 А.Рудской/Е.Загороднюк Россия G-Force BARS T1 +46.49
7 Ф.Альварес/Х.-П.Монастероло Аргентина Volkswagen Amarok T1 +56.22
8 Д.Воронов/А.Завершинская Россия ВАЗ Нива Супротек R +1:02.20
9 Е.Суховенко/Е.Павлов Россия Газель Next R +1:04.35
10 В.Папуцкий/К.Чапаев Россия Yamaha YXZ 1000 R T3+ +1:18.16
11 Б.Вавренюк/Р.Мосолов Россия УАЗ Карго T2 +1:29.23
         
17 Д.Пономаренко/К.Шубин Россия Polaris RZR 900 T3+ +2:03.54

Рекомендованные статьи