Пятикратный. Как Себастьен Ожье выиграл ралли Великобритания и оживил интригу в WRC

Пятикратный. Как Себастьен Ожье выиграл ралли Великобритания и оживил интригу в WRC
Автоспорт | 8 октября 2018
Фото: Red Bull | команды-участницы

В минувшие выходные действующий чемпион мира по ралли оставил теплую компанию Ханну Микколы и Петтера Сольберга и стал абсолютным рекордсменом по числу побед на британском этапе серии. Чтобы добиться такого результата, Себастьену Ожье пришлось перебороть непростые погодные условия, технические неисправности своей Фиесты WRC и тех соперников, что не допустили ошибок.

Десять лет назад Себ дебютировал в Уэльсе за рулем автомобиля WRC, сходу выиграв первый из состоявшихся спецучастков. Впоследствии француз четырежды поднимался на первую ступеньку подиума британской гонки, и сейчас как-то не хотелось верить, что француз упустит последний шанс остаться в борьбе за чемпионский титул 2018 года с Тьерри Невиллем и Оттом Тянаком.

В 2018-м организаторы вернули в маршрут гонки живописный спецучасток на мысе Грейт-Орм, который в итоге и решил судьбу золота!

Однако поначалу все для Ожье складывалось не слишком здорово. Впервые в этом году команда M-Sport получила возможность задействовать модернизированный двигатель для своей Фиесты WRC, однако в последний момент британский коллектив был вынужден отказаться от этой затеи. Отказ новинки на тестах не позволил набрать километраж, необходимый для получения всех данных и признания агрегата надежным. В результате Себастьен отправился на спецучастки в Уэльсе с проверенным старым мотором. Ну а в пятницу чемпиона мира подвела коробка передач: на СУ4, в самый разгар борьбы за лидерство, Себ проскочил один из поворотов, слишком грубо переключился «вниз», услышал неприятный хруст, а через пару минут остался без двух первых передач. К концу секции Ожье провалился на восьмую позицию и возобновить атаку смог лишь после ремонта на дневном сервисе.

К слову, если год назад команде M-Sport повезло абсолютно во всем (подопечные Малкольма Уилсона, напомним, взяли мировые титулы в личном и командном зачетах, а заодно выиграли домашнее ралли), то в этот раз именно на британский коллектив свалились все возможные неприятности — и пришлись они на первый день гонки. Из-за перебоев в работе двигателя (надежного, проверенного, сразу после дневного сервиса!) остановился по пути на седьмой спецучасток Элфин Эванс, до этого момента занимавший в гонке второе место. Под вечер пятницы выбыл из борьбы и впервые выступавший в Уэльсе за рулем WRC Теему Сунинен: финн вылетел с трассы и замял каркас безопасности, завершив на этом гонку. Отстаивать честь команды Ожье пришлось в одиночку.

Элфин Эванс имел шансы побороться за вторую подряд победу в домашней гонке, однако эти надежды перечеркнул отказ техники

Тем временем, главной звездой первого дня ралли Великобритания стал Отт Тянак. Неудачно выступив на шейкдауне в четверг (там пилот Тойоты вылетел с трассы на торможении, пробив радиатор), эстонец полностью реабилитировался в пятницу. На первом протяженном спецучастке Отт перехватил лидерство из рук победителя пролога Эсапекки Лаппи, после чего первенствовал на пяти из восьми допах дня! При этом сказать, что лидерство далось Тянаку легко, не получится: судя по его комментариям, каждый спецучасток — если не поворот! — становился для него откровением, не позволяя атаковать так, как хочется. Правда, и этого оказалось более чем достаточно: пятницу Отт завершил с почти полуминутным преимуществом над Тьерри Невиллем.

Эсапекка Лаппи провел весьма ровную гонку — если не считать лишивший его лидерства разворот на СУ2

В свою очередь, бельгиец никак не мог поспорить в скорости с Тянаком, да и автомобиль неожиданно подбросил проблем: на скользких валлийских дорожках i20 Coupe WRC Невилля вел себя, как ему заблагорассудится, вынуждая лидера чемпионата ошибаться и терять время. В результате бороться Тьерри мог разве что с претендентами на второе место, каковых в пятницу набралось не менее четырех: Лаппи, Яри-Матти Латвала, Крейг Брин и все тот же Ожье расположились за Невиллем в пределах двадцати секунд.

В Уэльсе Крейг Брин ухитрился провести гонку без поломок и технических проблем

Самым отчаянным из этой четверки оказался Ожье: впечатляющее выступление на первом проходе по субботнему СУ Myherin вывело француза на третью позицию, в 2,2 секундах позади Невилля. Пилот Hyundai был вынужден отвечать, и уже на следующем спецучастке вылетел с трассы в придорожную канаву! Подоспевшие на выручку местные зрители вызволили бельгийский экипаж, однако Тьерри потерял на этом почти минуту и провалился на восьмое место, которое вскоре стало девятым — когда на СУ13 его обошел Андреас Миккельсен.

Угнаться за Тянаком было уже невозможно — его преимущество к тому моменту составляло 43 секунды — так что Ожье сосредоточился на борьбе за вторую позицию с насевшими на него тойотовцами Латвалой и Лаппи. Однако тут, словно почувствовав, что все внимание оттянула на себя потасовка за вторую ступеньку подиума, Отт напомнил о себе самым неприятным образом. На повторном прохождении по СУ Sweet Lamb Yaris WRC Тянака получил крепкий удар, который оставил машину без защиты картера и с пробитым второй раз за уик-энд радиатором. Эстонец сошел с дистанции, а Ожье неожиданно обнаружил себя в эпицентре борьбы за победу.

До Уэльса Отту Тянаку нужно было отыгрывать 13 очков, а теперь его отставание от первого места в чемпионате выросло до 21 балла

Заключительный день обещал стать ареной захватывающего противостояния между бывшими партнерами по команде Volkswagen, демонстрировавшими примерно равную скорость. «Яри-Матти будет бороться до конца, — заявил перед воскресеным утром Себ. — Он давно не выигрывал, и ему нужна эта победа. Правда, мне она нужнее».

Через несколько часов после этого комментария лидер M-Sport лишился первой позиции: Яри-Матти уверенно выиграл два спецучастка подряд — включая перенесенный на второй доп дня Power Stage — и оказался впереди с преимуществом в 3,6 секунды. Однако «мне нужнее» Себа оказалось сильней: на асфальтовом СУ Great Orme (том самом, где в 2011-м Ожье допустил ошибку и повредил подвеску своего DS3 WRC) француз сократил отставание до 0,2 секунды, еще доп спустя вырвался вперед, а при повторном проходе по побережью мыса Грейт-Орм «добил» Латвалу, привезя ему 7,5 секунды. Третье место по итогам гонки досталось Эсапекке Лаппи.

Яри-Матти Латвала не выигрывал на этапах WRC более полутора лет. Не смог финн прервать беспобедную серию и в Уэльсе

Не остался без очков и Тьерри Невилль: проведя большую часть воскресного дня за Хэйденом Пэддоном на восьмом месте, бельгиец мог рассчитывать на то, что коллектив Hyundai Motorsport прибегнет к командным установкам, притормозив ради него остальных пилотов. Андреас Миккельсен к тому моменту находился на пятой позиции, опережая Мадса Остберга, однако за один спецучасток до финиша все разрешилось для Тьерри наилучшим образом: на СУ22 лидер Hyundai опередил и Пэддона, и Миккельсена, и даже развернувшего свой C3 WRC Остберга. В итоге на финише Невилль оказался пятым.

Несмотря на «непослушный» автомобиль, в Великобритании Тьерри Невилль все равно оказался быстрейшим из пилотов команды Hyundai

Четвертое место по итогам ралли Великобритании досталось Крейгу Брину. Пилот Ситроена, по его собственным заверениям, уже располагающий контрактом на следующий сезон, провел неплохую гонку, наконец-то избежав фирменного «проклятья первого дня». Ирландец до последнего боролся за подиум, с мыслями о котором расстался лишь после СУ20, где Брин развернул машину. Что же до Остберга, то Мадс на высокий результат не претендовал, однако отметился победой на СУ11, рядом результатов в первой тройке и курьезным инцидентом на СУ14, где норвежец привез с собой на финиш рекламный баннер...

В зачете WRC 2 в Уэльсе доминировал Калле Рованпера. Финский юниор команды Skoda Motorsport легко уехал от своего «одноклубника» Понтуса Тидеманда. Третье место занял британец Гас Гринсмит (Ford Fiesta R5): он уступил лидеру более двух минут.

Дебютировав в Уэльсе год назад, Калле Рованпера добрался до финиша лишь 15-м в своем зачете по системе Rally 2. Теперь же 18-летний финн выглядел недосягаемым для соперников

Британский успех Ожье позволил французу вернуться на вторую позицию в личном зачете чемпионата, оттеснив Тянака на третью строчку. Теперь Себастьен отстает от Невилля всего на семь очков, а борьба за титул продолжится на ралли Испания, которое пройдет с 25 по 28 октября. Там Невилль будет открывать гонку в ее первый гравийный день, а концентрация чемпионов мира в абсолютном зачете достигнет трех: компанию Ожье составят Себастьен Лёб на Ситроене C3 WRC и Петтер Сольберг на маленьком, но грозном Фольксвагене Polo GTI R5.

Себастьен Ожье сравнялся по числу побед за сезон с Оттом Тянаком — у француза и эстонца их теперь по четыре

Dayinsure Wales Rally GB
Чемпионат мира, 11-й этап
Дисайд (Великобритания), 4-7 октября
Общая длина трассы - 1083,34 км, состоялись 23 СУ - 318,34 км
Стартовало 57 экипажей, классифицировано 48
Абсолютный зачет:

Место Экипаж Страна Автомобиль Время
1 С.Ожье/Ж.Инграссиа Франция Ford Fiesta WRC 3:06.12,5
2 Я.-М.Латвала/М.Анттила Финляндия Toyota Yaris WRC +10,6
3 Э.Лаппи/Я.Ферм Финляндия Toyota Yaris WRC +35,1
4 К.Брин/С.Мартин Ирландия/Великобритания Citroën C3 WRC +1.10,4
5 Т.Невилль/Н.Жильсуль Бельгия Hyundai i20 Coupe WRC +1.14,4
6 А.Миккельсен/А.Егер Норвегия Hyundai i20 Coupe WRC +1.15,9
7 Х.Пэддон/С.Маршалл Новая Зеландия/Великобритания Hyundai i20 Coupe WRC +1.18,4
8 М.Остберг/Т.Эриксен Норвегия Citroën C3 WRC +1.21,6
9 К.Рованпера/Й.Халттунен Финляндия Škoda Fabia R5 +9.14,7
10 П.Тидеманд/Й.Андерссон Швеция Škoda Fabia R5 +10.48,9

Положение в чемпионате мира среди пилотов

Место Пилот Страна Автомобиль Очки
1 Тьерри Невилль Бельгия Hyundai i20 Coupe WRC 189
2 Себастьен Ожье Франция Ford Fiesta WRC 182
3 Отт Тянак Эстония Toyota Yaris WRC 168
4 Эсапекка Лаппи Финляндия Toyota Yaris WRC 104
5 Яри-Матти Латвала Финляндия Toyota Yaris WRC 98
6 Андреас Миккельсен Норвегия Hyundai i20 Coupe WRC 83
7 Дани Сордо Испания Hyundai i20 Coupe WRC 60
8 Крейг Брин Ирландия Citroën C3 WRC 59
9 Хэйден Пэддон Новая Зеландия Hyundai i20 Coupe WRC 55
10 Теему Сунинен Финляндия Ford Fiesta WRC 54

Положение в чемпионате мира среди команд

Место Команда Очки
1 Toyota GAZOO Racing World Rally Team 317
2 Hyundai Shell Mobis World Rally Team 297
3 M-Sport Ford World Rally Team 273
4 Citroën Total Abu Dhabi World Rally Team 187

Рекомендованные статьи