Шинный вопрос в зеленом аду: внезапные проколы перевернули ход немецкого этапа WTCC
Уже второй год вместе с 24-часовым марафоном на Северной петле Нюрбургринга проходит этап мирового чемпионата по кузовным гонкам, WTCC.
Суточная гонка привлекает более двух сотен тысяч болельщиков и такое внимание национальной прессы, что организаторы WTCC готовы мириться с тем, что их чемпионат находится здесь на вторых ролях.
Из-за проведения в один уик-энд этапа WTCC, европейского первенства ETCC и 24-часовой гонки расписание уик-энда приняло непривычный вид. Квалификацию проводили не в три захода, а в один, причем во время часовой сессии на трассе находились одновременно и машин участников WTCC, и более медленные автомобили из ETCC. По джентльменскому соглашению гонщики ETCC обязались провести свои заезды за полчаса, чтобы оставить вторую половину целиком для участников WTCC. При этом квалификацию провели в пятницу, а обе гонки — в субботу, чтобы успеть до старта суточного марафона.
Первые звоночки о будущих неприятностях прозвучали уже на тренировках: у гонщиков разных команд шины лопались семь раз! Например, дважды это произошло на машинах команды Volvo, два раза такое случилось и с Ладами. И если Ники Катсбургу еще повезло — шина разрушилась в «удачном» месте трассы, так что аварии не последовало, то у француза Юго Валента правое переднее колесо спустило в ходовой дуге — и его Лада Веста получила сильный удар правой стороной в отбойник. Когда в похожую, и более серьезную аварию попал хондовец Роб Хафф, сессию остановили красными флагами... Правда, хондовская команда сослалась на поломку рулевой тяги, но выглядело это не слишком убедительно.
Моношина Yokohama, которую привезли на Нюрбургринг, не отличались от покрышек, использовавшихся на других этапах. Более того: по словам организаторов, конструкция шин не менялась с прошлого года. По мнению шефа вазовской команды Виктора Шаповалова, «спусковым крючком» для этой проблемы стало сочетание очень высоких скоростей, подбросов, высоких поребриков и скоростных «нырков», когда ходовой спуск сменяется подъемом: пока шина не выходила на рабочее давление, ее каркас в плечевой зоне успевал получить повреждения, которые потом приводили к разрушению покрышки. Шаповалов считает, что для этапа WTCC на Северной петле нужна отдельная, усиленная шина.
В квалификации Юго Валента вновь подвела покрышка. После этого вазовской команде пришлось срочно приступать к ремонту сильно поврежденной машины, а на гонку всем троим пилотам ставить заведомо компромиссные настройки, повысив давление в шинах и уменьшив развал колес.
Лучшее время в квалификации показал двукратный чемпион WTCC, ситроеновский пилот Хосе-Мария Лопес. Аргентинец аж на 3,5 секунды опередил своего партнера Ивана Мюллера! Все это — несмотря на 80 килограммов балласта, которые продолжают нести Ситроены. Лучший из пилотов команды Lada Sport, Ники Катсбург, квалифицировался шестым. Голландец переживал: «Круг, на котором вылетел Валент, складывался для меня прекрасно! Но из-за желтых флагов пришлось на мгновение сброситься». Если бы не это происшествие, Катсбург вполне мог бы претендовать на третье-четвертое место на старте второй гонки.
В первой гонке уик-энда хорошими шансами на победу располагал представитель Хонды Тьяго Монтейро — по правилу реверсивной решетки он должен был стартовать с первой позиции. Победа бы очень пригодилась Хонде, находящейся сейчас под сильнейшим прессингом...
Судьи все-таки признали незаконным новый, утяжеленный вариант аэродинамического днища, и аннулировали результаты, показанные пилотами на Хондах в Венгрии и Марокко! Напомним, что установка полов с утяжеленной передней частью позволила улучшить поведение машины на выходе из поворотов.
Поясним: правила подразумевают, что масса самого автомобиля по ходу сезона постоянна — в зависимости от скорости машины меняется лишь количество балласта. Его устанавливают на место пассажирского сиденья, где он не влияет на баланс шасси. Схема логичная — практически вся конструкция машины омологирована и, следовательно, масса составляющих ее компонентов меняться не может. Итальянская команда JAS Racing Honda воспользовалась тем, что в омологации не прописан вес полов — и подготовила несколько вариантов деталей, формально идентичных и одинаковых внешне, но различающихся по массе. Таким образом, при установке тяжелого пола необходимость в балласте отпадает, а передние ведущие колеса получают дополнительную загрузку. После этапа в Венгрии у технической комиссии уже возникали претензии к полам на Хондах, но тогда их признали законными. Позже техкомиссары обследовали детали на рентгеновской установке, обнаружив внутри композитного пола металлические вставки. Это уже явно нарушает букву правил, и команду наказали, аннулировав результаты двух гонок. Итальянцы подали апелляцию, но ее успех крайне маловероятен. Поэтому на Нюрбургринге все Хонды ехали с обыкновенными, легкими панелями пола и 40 килограммами балласта.
Тьяго Монтейро, стартовавший в первой гонке с поул-позиции, удержал лидерство, и к последнему кругу сохранял небольшой отрыв от шедшего вторым Ивана Мюллера из Citroen Racing. Мюллер и его партнер Лопес прекрасно стартовали и уверенно шли «в призах». При этом на руку Монтейро играла небольшая ошибка Хосе-Марии Лопеса — аргентинец сохранял третью позицию, но уже не мог непосредственно прессинговать лидера. Но на последнем, третьем круге пробитая покрышка вывела из борьбы шедшего пятым голландца Тома Коронеля, а буквально через минуту из-за прокола в скоростной дуге вылетел в отбойник лидер гонки! Неуправляемая Хонда захватила с собой еще и Citroen Ивана Мюллера — так что победа буквально упала в руки Хосе-Марии Лопеса.
Также нельзя не отметить героический прорыв Роба Хаффа из хвоста пелотона на четвертое итоговое место — из-за аварии в тренировке команде пришлось менять поврежденный двигатель, и англичанин был вынужден стартовать последним.
Стоявший на второй линии стартового поля гонщик Лады Ники Катсбург стартовал плохо, откатившись далеко назад — так что даже после схода лидеров голландец финишировал лишь девятым. А его партнеры по коллективу Lada Sport Юго Валент и Габриэле Тарквини пересекли финишную линию на шестой и седьмой позиции соответственно.
После таких происшествий число участников следующего заезда сократилось до беспрецендентно малой отметки — 14 пилотов! Поэтому во второй гонке все старались не рисковать. «В проблеме не видно закономерности — проколы случались на машинах трех разных марок. Но невозможно атаковать, когда ты не уверен в шинах — особенно на такой скоростной и опасной трассе, как Нордшляйфе» — высказался Габриэле Тарквини.
На старте заезда хондовец Норберт Михелиз очень хорошо тронулся и успешно атаковал лидера, но Хосе-Мария Лопес смог вернуть позицию еще до выезда на Северную петлю. Занимавший третью позицию Том Чилтон на Ситроене оказался под атаками Роба Хаффа — но в извилистой части Нордшляйфе обгонять было практически невозможно, а на длиннющем прямике Döttinger Höhe ситроеновский мотор всякий раз позволял Чилтону оторваться от преследователя.
Вновь не слишком удачно стартовал Ники Катсбург, уходивший в гонку с четвертой позиции. Однако вскоре голландец немного исправил ситуацию, прорвавшись на шестую позицию, на которой он и закончил гонку. А вот его коллег по команде — Габриэле Тарквини и Юго Валента — опередили гонщики заводской команды Volvo.
На прямиках было заметно, что Лады уступают шведским конкурентам «по мотору». Причина — в выхлопной системе неудачной конструкции, которую установили для этапа на Нюрбургринге. Дело в том, что на Северной Петле действуют более суровые, чем обычно, ограничения по шумности — но оказалось, что более тихий выхлоп, сделанный еще для прошлогодней гонки на Нордшляйфе, слишком сильно «душит» мотор.
Следующий этап WTCC состоится уже через две недели у нас в России, на подмосковном автодроме Moscow Raceway. Можно надеться, что на домашнем этапе Лады будут выглядеть более конкурентоспособно. По словам Виктора Шаповалова, в Германии команда опробовала на машине Катсбурга новые удачные настройки шасси, да и выхлопную систему вернут стандартную, которая лучше подходит этому двигателю.
Положение в личном зачете WTCC после пяти этапов
Место | Гонщик | Страна | Автомобиль | Очки |
---|---|---|---|---|
1 | Хосе-Мария Лопес | Аргентина | Citroën C-Elysée WTCC | 193 |
2 | Тьяго Монтейро | Португалия | Honda Civic WTCC | 124 |
3 | Роб Хафф | Великобритания | Honda Civic WTCC | 122 |
4 | Норберт Михелиз | Венгрия | Honda Civic WTCC | 120 |
5 | Мехди Беннани | Марокко | Citroën C-Elysée WTCC | 103 |
6 | Иван Мюллер | Франция | Citroën C-Elysée WTCC | 83 |
7 | Том Чилтон | Великобритания | Citroën C-Elysée WTCC | 78 |
8 | Ники Катсбург | Нидерланды | Lada Vesta TC1 | 62 |
9 | Том Коронель | Нидерланды | Chevrolet Cruze TC1 | 44 |
10 | Габриэле Тарквини | Италия | Lada Vesta TC1 | 44 |
11 | Юго Валент | Франция | Lada Vesta TC1 | 41 |