Mazda МХ-5: десять лет и 100 тысяч километров
Друзья неизменно удивляются: десять лет и всего 62 с половиной тысячи на одометре? Только не километров, а миль — тут же поправляю я. В километрах это ровно сто тысяч, в течение которых моя «американка» Mazda MX-5 доставила минимум хлопот. Хотя на ее счету победный гоночный сезон-2014 в российском монокубке и три выезда в Европу (Италия, Австрия, Германия, Хорватия, Черногория). При этом владение подержанным японским родстером обходится мне не дороже содержания новенькой Фабии!
Так долго у меня не задерживался еще ни один автомобиль. Тем более купленный спонтанно: подруга невзначай обронила, что в Америке есть надежный человек, и двухлетняя МХ-5 в свежем на тот момент кузове NC обойдется не дороже 16 тысяч долларов. В июне 2008 года при курсе 23,5 рубля за доллар это было всего 376 тысяч — подержанный Focus стоил дороже. Красная, два литра, «механика»? Беру не глядя!
Банковские переводы, мучительное ожидание доставки, кризис-2008, год езды на белорусских номерах в ожидании трехлетнего возраста, резкое подорожание растаможки… В итоге Mazda мне обошлась почти в 780 тысяч рублей, но я ни о чем не жалею.
Не смущает даже американская спецификация, хотя в московском офисе Мазды меня предупредили, что автомобили для США не подвергаются столь тщательной антикоррозионной обработке, как для Японии и Европы. Дополнительный антикор я сделал по прибытии машины в Россию в сервис-центре компании Nova, а спустя три года повторил обработку внутренних полостей собственноручно.
В результате сейчас у десятилетней машины нет и намека на ржавчину. Хотя я не могу отнести себя к везучим и аккуратным водителям: в общей сложности в кузовном ремонте МХ-5 оказывалась четырежды, и сегодня заводской краской могут похвастать разве что алюминиевые капот и крышка багажника, а также заднее левое крыло.
Особо стоит отметить боковое правое зеркало. Из-за неважного чувства габаритов и особенностей расположения (зеркало торчит сильнее, чем у многих других автомобилей) это фактически расходник у МХ-5 третьего поколения (кузов NC). Я сам ломал его дважды — и среди обладателей NC это далеко не рекорд.
Недостаточная жесткость открытого кузова — причина трещин на лобовом стекле у середины левой стойки. Любопытно, что трескаются преимущественно оригинальные стекла. Мою МХ-5 также не минула чаша сия — в первый же год! А вот установленное восемь лет назад недорогое стекло китайской фирмы Fuyao держится до сих пор, несмотря на пару здоровенных сколов от камней.
• Конвейерные колеса я положил в гараж на сохранение. А переход с оригинальной размерности 205/50 R16 на 205/55 R16 был безболезненным: немного пострадала динамика и стал подвирать спидометр, зато чуть снизился расход топлива. У шин Michelin Pilot Sport 3 (на фото) протектор, хранящий следы горячих тренировок в Мячково, спустя 32 тысячи километров имеет высоту 4 мм, тогда как более жесткая и шумная Yokohama C.Drive A01 за аналогичный пробег превратилась в слики
Еще одна типично кабриолетная беда, особенно сильно досаждающая на дорестайлинговых МХ-5 с мягким верхом, — забивающийся грязью дренаж крыши. Бассейн в салоне после сильного дождя у меня образовывался регулярно, несмотря на чистку сливов раз в три месяца. Неудачную конструкцию Mazda впоследствии модернизировала, а я поступил проще: удалил из водосливов все резиновые клапаны. С закрытой крышей теперь отлично слышно дорогу, ибо дренаж превратился в самые настоящие слуховые трубы. Зато сухо.
У машин с жестким верхом потоп из-за забитых водосливов тоже случается, но куда реже. А еще вода может проникать в салон через крепеж пластиковой облицовки под лобовым стеклом. Его обязательно надо герметизировать, иначе рискуете заиметь не только болото в ногах, но и ржавчину на неокрашенной стальной арматуре передней панели (вода капает прямиком на нее).
Механизмы крыши? До сих пор работают безупречно, хотя я частенько пренебрегаю ежегодной чисткой и смазкой, проводя эту процедуру в три—четыре раза реже. На автомобилях с жестким верхом еще периодически необходимо делать регулировку шестеренчатого электропривода.
Винил тента (у меня базовая модификация, на остальных версиях ткань) мне пришлось заменить на девятом году эксплуатации. Все от того, что я с самых первых дней задвинул на требование инструкции не опускать крышу при температуре ниже +5°С. В открытой Мазде тепло даже в мороз! А вот винил теряет эластичность при низких температурах и со временем трескается… Оригинальный матерчатый верх в Германии обошелся в 736 евро, немногим дороже неоригинального.
И пока это самая дорогая покупка для Мазды!
Двухлитровый 160-сильный двигатель серии LF (от тех, что устанавливаются на Мазды 3, 6 и Форды Фокусы, он отличается лишь наличием фазовращателя на впускном распредвалу), кроме чистки узла дроссельной заслонки раз в 60—70 тысяч, не требует к себе никакого внимания. Свечи были превентивно заменены перед гоночным сезоном на 83-й тысяче и, судя по девственному виду, отходили бы еще столько же. Мотор безропотно сносит все издевательства, включая пару перекрутов до 9000 об/мин, когда я на торможении слишком рано понижал передачу. Контакт клапанов с поршнями исключен конструктивно, и к тому же в приводе ГРМ надежная цепь. А масляный аппетит у двигателя появляется только во время гонок. При гражданской езде, даже в трассовых режимах, расход на угар нулевой.
Вот трансмиссия — не самая сильная сторона МХ-5. Сцепление крепкое, у аккуратного водителя может отходить до 150 тысяч. У меня оно продержалось больше восьмидесяти и было прикончено только во время спортивных тренировок. Но в механизме есть слабое звено: выжимной подшипник не выдерживает порой и 70 тысяч километров.
Та же история и с коробками. Моя пятиступка достаточно надежна, хотя пару раз взбрыкивал механизм выбора передач: отказывалась включаться задняя. А вот на большинстве российских МХ-5 стоит более капризная шестиступенчатая «механика»: до рестайлинга для нее характерен ранний (иногда уже на 70—80 тысячах!) износ вилок и синхронизаторов второй и третьей передач.
Карданный вал и приводы хлопот не доставляют. Внимание стоит обращать на сальники заднего редуктора и менять их сразу, как только заметите намеки на течь. Кроме того, желательно втрое чаще предписанного, хотя бы раз в 30 тысяч, менять масло в редукторе — сторицей отплатит за это самоблокирующийся дифференциал, устанавливаемый в комплектации Sport (для гонок мне пришлось его покупать отдельно, и это не учтено в общих расходах).
На ходовую Мазды мне жаловаться грех. Ухабы по пути в Питер и Нижний Новгород, прыжки по поребрикам гоночных трасс — подвеска все терпит безропотно. Даже стойки и втулки стабилизаторов до сих пор родные! Возможно, все оттого, что по некоторым компонентам шасси МХ-5 унифицировано с более тяжелым купе RX-8. Вдобавок моя машина почти не видела собянинско-лужковских кальций-хлорных коктейлей: зимой я стараюсь не ездить. У особо ретивых ездоков, гоняющих круглогодично, амортизаторы сдаются всего за 40—50 тысяч километров, а стойки и втулки стабилизатора и того раньше.
Единственное, что в шасси мне пришлось заменить, это передние ступичные подшипники, павшие в гонках жертвами цепких шин и высоких поребриков. Они синхронно умерли аккурат на финише последней гонки, когда пробег перевалил за 90 тысяч километров. При замене, кстати, очень пригодилось знание об унификации: на МХ-5 можно поставить более мощные и надежные ступицы от RX-8, чем я не преминул воспользоваться.
Ресурс тормозов у МХ-5 «на гражданке» огромен: передние колодки я заменил лишь после 66 тысяч километров. А задние ходили бы до сих пор, если бы не надо было подстраховаться перед соревнованиями. Что характерно, в гонках горят только передние тормоза, стандартных колодок хватало всего на семь—восемь заездов. А задние бережет АБС: фрикционные накладки износились лишь наполовину за целый сезон!
Электрика отказывает редко — перегорающие раз в два—три года лампы ближнего света не в счет. В основном глючат исполнительные механизмы центрального замка, но на моей машине просто нет этой опции. У тех, кто балуется тюнинговыми жесткими опорами силового агрегата (каюсь, был грешок), есть риск «попасть» на ремонт или замену жгута к индивидуальным катушкам зажигания. Из-за повышенных вибраций двигателя жилы проводов переламываются, хотя внешне изоляция остается целой, и понять, отчего затроил двигатель, непросто.
Итоговые расходы я разделил по структуре затрат на несколько таблиц. Из которых видно, что при всех недочетах и дороговизне оригинальных запчастей (неоригинал зачастую ненамного дешевле) Mazda MX-5 при ее кажущейся неприспособленности к российским реалиям оказывается необременительной машиной.
Во-первых, скромный для «горячего» автомобиля расход топлива. Даже с учетом соревнований, где потребление бензина вырастало до 20—25 л/100 км, средний расход АИ-95 не превысил 10 л/100 км. А затраты на топливо — самая значимая статья расходов на Мазду после потери послепродажной стоимости.
• Передняя подвеска надежна, хотя оба недешевых рычага алюминиевые. Сдающиеся первыми стойки стабилизатора легко подобрать неоригинальные. Амортизаторы с пружинами можно поискать и б/у — фактически каждый четвертый-пятый владелец ставит тюнинговые, и «вкусных» предложений на малопоношенные детали хватает
Во-вторых, рациональный подход к страхованию. ОСАГО плюс Каско по формуле «угон+тотал» с ремонтом мелких повреждений за свой счет куда выгоднее, чем полное Каско. В сумме у меня выходит чуть больше 3,6 руб./км (с учетом кузовного ремонта), тогда как, например, полное страхование новенькой Фабии вынимает из кармана по пять рублей на каждый километр, а в какие астрономические суммы обходилось бы для МХ-5 Каско без франшизы и ограничений, даже страшно подумать.
В-третьих, машина простая, и ТО можно делать самостоятельно. Я этим не брезгую.
А главное, несмотря на все перечисленные недочеты, МХ-5 — машина крепкая и надежная. Расходы на ремонт и ТО составили меньше 2,5 руб./км. Для десятилетнего автомобиля, тем более поучаствовавшего в гонках, она взбрыкивает удивительно редко. Поэтому подготовка к очередному путешествию в Европу свелась лишь к проверке давления в шинах. А собрался я на ней в Альпы. Если интересно, расскажу.
Общая структура расходов на эксплуатацию | ||
---|---|---|
Статья расходов | Сумма, руб. | руб./км |
ТО и ремонт | 163090 | 2.43 |
Кузовной ремонт | 102700 | 1.53 |
Расходы на бензин | 214945 | 3.20 |
Расходы на страховку | 139629 | 02.08 |
Налоги и госсборы | 49341 | 0.73 |
Колеса и шины | 58229 | 0.87 |
Потеря послепродажной стоимости | 350000 | 5.21 |
Итого | 727935 | 16.05 |
Расходы на колеса и шины | |||
---|---|---|---|
Дата | Пробег, км | Статья расходов | Сумма, руб. |
05/11/2008 | 33920 | Шиномонтаж, грузики, вентили | 825 |
05/11/2008 | 33920 | Колеса оригинальные | 24144 |
05/11/2008 | 33920 | Yokohama C.Drive A01 | 12760 |
16/07/2011 | 65760 | Шиномонтаж, грузики | 500 |
16/07/2011 | 65760 | Балансировка | 500 |
16/07/2011 | 65760 | Шины Michelin Pilot Sport 3 | 19500 |
Итого | 58229 |
Расходы на кузовной ремонт | |||||
---|---|---|---|---|---|
Дата | Перечень работ | Стоимость работ, руб. | Перечень запчастей | Стоимость запчастей, руб. | Общая стоимость, руб. |
21/05/2010 | Замена лобового стекла | 1800 | Стекло лобовое Fyuao | 5300 | 7100 |
12/06/2011 | Окраска левой двери, пер. лев. крыла и обоих зеркал | 16000 | 0 | 16000 | |
07/08/2012 | Окраска правого зеркала | 1500 | 0 | 1500 | |
03/08/2013 | Замена правого зеркала | 0 | Правое зеркало | 6100 | 6100 |
25/10/2014 | Окраска переднего бампера, левой двери, правого порога и правого переднего крыла | 20000 | 0 | 20000 | |
07/11/2014 | Окраска правой двери и правого заднего крыла | 14000 | 0 | 14000 | |
20/06/2016 | Рихтовка и окраска всего правого борта (дверь и оба крыла), окраска накладки правого порога и заднего бампера | 38000 | 0 | 38000 | |
Итого | 102700 |
Расходы на налоги и госсборы | ||
---|---|---|
Дата | Наименование | Сумма, руб. |
15/07/2009 | Техосмотр | 3615 |
07/07/2010 | Дорожный налог | 6460 |
07/07/2011 | Дорожный налог | 6460 |
28/08/2011 | Техосмотр | 1010 |
08/09/2012 | Дорожный налог | 7353 |
14/07/2013 | Дорожный налог | 7353 |
01/05/2014 | Техосмотр | 500 |
14/07/2014 | Дорожный налог | 7353 |
01/05/2015 | Техосмотр | 500 |
10/08/2015 | Дорожный налог | 8037 |
03/07/2016 | Техосмотр | 700 |
Итого | 49341 |
Расходы на страхование | ||
---|---|---|
Дата | Наименование | Сумма, руб. |
07/07/2009 | ОСАГО | 5385 |
23/05/2010 | КАСКО | 10859 |
07/07/2010 | ОСАГО | 5200 |
07/07/2010 | Гринкарта | 1500 |
23/05/2011 | КАСКО | 7418 |
06/07/2011 | ОСАГО | 5000 |
10/05/2012 | КАСКО | 8320 |
06/07/2012 | ОСАГО | 4900 |
06/07/2012 | Гринкарта | 2700 |
16/05/2013 | КАСКО | 10660 |
05/07/2013 | ОСАГО | 4310 |
16/05/2014 | КАСКО | 15343 |
05/07/2014 | ОСАГО | 5000 |
06/05/2015 | КАСКО | 15343 |
07/07/2015 | ОСАГО | 9200 |
07/07/2015 | Гринкарта | 2320 |
29/04/2016 | КАСКО | 15124 |
04/07/2016 | ОСАГО | 8728 |
04/07/2016 | Гринкарта | 2320 |
Итого | 139629 |
Расходы на ремонт и техническое обслуживание | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Дата | Пробег | Перечень работ | Стоимость работ, руб. | Перечень запчастей | Стоимость запчастей, руб. | Общая стоимость, руб. |
22/11/2008 | 34880 | Замена масла | 0 | Фильтр масляный, моторное масло 4 л | 1350 | 1350 |
07/07/2009 | 46400 | Замена щеток стеклоочистителя | 0 | Щетки Champion | 420 | 420 |
23/07/2009 | 47200 | Замена масла, в двигателе и заднем редукторе, замена воздушного фильтра | 0 | Фильтр масляный, моторное масло 4 л, трансмиссионое масло 1 л, воздушный фильтр | 2850 | 2850 |
23/07/2009 | 47200 | Антикорозионная обработка | 7000 | 7000 | 7000 | |
10/12/2009 | 55200 | Замена тормозной жидкости | 0 | Тормозная жидкость, 1 л. | 360 | 360 |
21/05/2010 | 56800 | Подкраска сколов и царапин | 0 | Карандаш подкрасочный | 150 | 150 |
01/08/2010 | 60300 | Замена масла в двигателе | 0 | Масляный фильтр, масло 4 л | 3310 | 3310 |
21/08/2010 | 60800 | Замена воздушного фильтра | 0 | Воздушный фильтр | 700 | 700 |
28/08/2011 | 66480 | Регулировка фар | 500 | 0 | 500 | |
28/08/2011 | 66480 | Замена передних тормозных колодок | 0 | Передние тормозные колодки ATE | 2500 | 2500 |
28/10/2011 | 66480 | Антикоррозионная обработка | 0 | Мовиль, антикоррозионный грунт | 860 | 860 |
19/04/2012 | 68160 | Замена масла, замена ламп ближнего света | 0 | Фильтр масляный, моторное масло 4 л, лампы H7 | 1518 | 1518 |
06/07/2012 | 70240 | Перезаправка кондиционера | 1960 | 0 | 1960 | |
06/08/2012 | 77760 | Замена масла, щеток стеклоочистителя | 0 | Масло 4 л, щетки Champion (336) | 1162 | 1162 |
29/07/2013 | 82032 | Замена тормозной жидкости | 0 | Тормозная жидкость, 1 л | 360 | 360 |
29/07/2013 | 82032 | Замена масла в заднем редукторе | 0 | Трансмиссионное масло, 1 л | 450 | 450 |
14/09/2013 | 83200 | Замена сцепления и свечей зажигания | 4000 | Сцепление, свечи зажигания | 14000 | 18000 |
01/10/2013 | 84480 | Замена масла | 0 | Масляный фильтр, масло 4 л | 1212 | 1212 |
01/05/2014 | 86080 | Регулировка фар | 600 | 0 | 600 | |
31/05/2014 | 87200 | Замена воздущного фильтра | 0 | Воздушный фильтр | 800 | 800 |
11/06/2014 | 87200 | Замена ламп ближнего света | 0 | Лампы H7 | 349 | 349 |
05/08/2014 | 89760 | Замена лампы левого заднего габарита | 0 | Лампа левого заднего габарита | 90 | 90 |
06/09/2014 | 91200 | Ремонт проводки к катушке второго цилиндра | 2000 | 0 | 2000 | |
14/10/2014 | 93600 | Сход-развал | 1500 | 0 | 1500 | |
25/10/2014 | 93600 | Замена передних ступичных подшипников | 3000 | Ступицы передние, 2 шт. | 17934 | 20934 |
25/10/2014 | 93600 | Замена масла | 0 | Масляный фильтр, масло 4 л | 1212 | 1212 |
25/10/2014 | 93600 | Замена щеток стеклоочистителя | 0 | Щетки Phantom | 548 | 548 |
01/07/2015 | 94400 | Модернизация дренажа крыши, замена топливного фильтра | 6000 | 0 | 6000 | |
05/08/2015 | 96400 | Замена крыши | 8000 | Крыша, правый подкрылок | 51208 | 59208 |
06/08/2015 | 96560 | Обработка крыши, монтаж креплений планшета | 0 | Пропитка крыши, крепеж планшета | 2270 | 2270 |
04/11/2015 | 97400 | Замена масла | 0 | Масло 4 л | 972 | 972 |
31/03/2016 | 97460 | Замена аккумулятора | 0 | Аккумулятор Optima 38Ah | 12500 | 12500 |
29/04/2016 | 97500 | Полировка кузова, пропитка крыши | 0 | Полироль кузова, пропитка крыши | 2500 | 2500 |
29/04/2016 | 98170 | Замена тормозной жидкости, замена свечи во втором цилиндре на б/у | 2000 | 0 | 2000 | |
29/04/2016 | 98170 | Замена ветрозащитного экрана | 0 | Ветрозащитный экран б/у | 1500 | 1500 |
29/04/2016 | 98170 | Замена щеток стеклоочистителя | 0 | Щетки Champion | 445 | 445 |
29/05/2016 | 99600 | Перезаправка кондиционера | 2000 | 0 | 2000 | |
01/06/2016 | 99800 | Ремонт проводки катушки 2-го цилиндра | 1000 | 0 | 1000 | |
Итого | 163090 |