Как продаются в России мотоциклы с учетом спада на автомобильном рынке?
Российский автомобильный рынок даже с учетом спада остается третьим по величине в Европе. А как продаются в России мотоциклы?
На фоне автомобильного рынка результаты сбыта мотоциклов нужно рассматривать в микроскоп: за прошлый год в России продано всего около 12 тысяч единиц двухколесной (или трехколесной) техники. Почти в 250 раз меньше по сравнению с автомобилями! В США ежегодно продается в 40 раз больше мотоциклов и скутеров, а в Италии, к примеру, — в 15 раз больше.
Но если авторынок России за все годы его существования с начала перестройки и до наших дней переживал и взлеты, и падения, то продажи подобной техники у нас пока что только растут. Первым официальным импортером двухколесных иномарок в России стала компания Панавто — в 1992 году она начала продажи мотоциклов Yamaha. Спустя четыре года, в 1996 году, «в белую» начали продавать мотоциклы BMW, а сейчас в России официально представлены почти все мировые производители мототехники. Некоторые марки, например, Triumph и Ducati, по-прежнему представляют у нас небольшие частные компании. Если Yamaha имеет более 120 салонов в России, то мотоциклы BMW продают всего 16 дилеров в 8 городах России, мотоциклы Ducati также можно купить лишь в 8 городах.
К сожалению, точные данные о продажах мототехники получить крайне непросто. Даже информация из ГИБДД помогает не всегда: не все мотоциклы ставятся на учет, особенно спортивные. Но нам удалось получить цельную картину, где учтены продажи всей техники, подпадающей под российское определение мотоцикла, то есть с двигателями рабочим объемом свыше 50 см3. А это не только дорожные мотоциклы, но и скутеры, и внедорожные двухколесные аппараты.
Лидером продаж в России была и остается Yamaha: в 2013 году реализовано около 4000 мотоциклов. Правда, более половины из них — мотоциклы начального уровня YBR125 ценой менее 90000 руб. Второе место уверенно занимает Kawasaki — около 2000 мотоциклов, из которых более 800 составили малокубатурные аппараты с двигателями объемом менее 300 см3. На третьей позиции — BMW: 1725 штук. Поскольку вся двухколесная техника BMW оснащается двигателями рабочим объемом более 600 см3, по продажам крупнокубатурных аппаратов баварцы лидируют. Обычный ценник за BMW с двумя колесами немногим меньше, чем средняя цена купленного в России автомобиля — около 700 тысяч рублей.
Доли сегментов рынка новых мотоциклов в 2013 году
Honda немного отстает от тройки лидеров: в прошлом году было продано 1540 мотоциклов, из которых малокубатурных лишь чуть более сотни. Активно захватывают рынок австрийские мотоциклы КТМ: за три года объем их продаж вырос с около 200 до более чем 900! Не отстает и «американская легенда»: если в 2010 году в России продали около двух с половиной сотен мотоциклов Harley-Davidson, то в 2013 их было почти 900. Из оптимистичного ряда выбивается только Suzuki: за весь 2013 год — менее 250 мотоциклов при том, что в 2009 году было реализовано вчетверо больше.
В целом, за минувшие пять лет мотоциклетный рынок России вырос более чем вдвое. А десять лет назад «белых» мотоциклов продавалось почти в пять раз меньше.
За первую половину нынешнего года положительная динамика сохранилась, но стала скромнее: рост продаж — 12% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Лидером в общем зачете по-прежнему остается Yamaha (около 2800 мотоциклов), на второе место вырвалась марка BMW (1425 мотоциклов, +10%). Продажи у Kawasaki просели с 1420 до 846 единиц: поставки этих мотоциклов ведутся через страны Европы и жестко «привязаны» к курсу евро. На освободившееся третье место вышла Honda: почти тысяча проданных мотоциклов и, увы, нулевой рост. А самая пассионарная марка на рынке — KTM: продажи «оранжевых» выросли на 44% (654 мотоцикла).
Подает признаки жизни и Suzuki: покупателей нашли 250 мотоциклов, это на 70 больше, чем за аналогичный период прошлого года. Правда, в основном это «залежалые» аппараты, продающиеся по сниженным ценам.
Продажи мотоциклов в 2013 году в процентах от годового объема
Кстати, сезонность в продажах мотоциклов выражена очень ярко: в период с марта по июнь расходится около двух третей продаваемых за год мотоциклов. Причем в силу специфики российского рынка многие дистрибьюторы не торопятся ввозить технику нового модельного года зимой. Дело в том, что в мотоциклетном VIN-номере не «зашиты» данные о годе выпуска, и таможенники руководствуются простым правилом: вся техника, пришедшая на границу ранее марта, записывается как «прошлогодняя».
А какая двухколесная техника популярнее?
Около десяти лет назад лидерами продаж в России были круизеры, чуть позже пришла мода на скорость и спортбайки, но в результате российский моторынок приблизился к европейским стандартам. Основной объем продаж — практически треть — приходится на дорожные мотоциклы разного калибра. Набирают популярность туристические эндуро (около 20%) и недорогая малокубатурная техника. Постоянно растет доля макси-скутеров — на сегодня это менее 10% от общего объема продаж. Не снижается популярность «асфальтовых» туристических аппаратов — их продажи стабильно держатся на уровне 15%. А вот доля некогда популярных спортбайков сейчас составляет лишь около 10% от общего объема. Продажи всех японских круизеров не дотягивают и до 5%, но Harley-Davidson в 2013 году захватил 8% от суммарного объема продаж мотоциклов. Вообще, доля дорогих аппаратов марок BMW, Ducati, Harley-Davidson и KTM на рынке растет быстрее, чем у японских компаний. Вдобавок на российский рынок вышли новые североамериканские производители мотоциклов Indian и Victory, чьи ценники на мотоциклы обычно удивляют семизначными числами.
То есть мотоцикл в России все чаще становится предметом роскоши, а не средством передвижения. Так что рост рынка двухколесной техники на фоне падения продаж массовых автомобилей можно объяснить еще и этим, ведь так называемого премиум-сегмента кризис коснется в последнюю очередь.
Отечественные производители?
Некогда популярнейшие мотоциклы Иж не выпускают с прошлого века, Ирбитский завод производит около 1500 мотоциклов Урал в год, причем подавляющая часть идет на экспорт: Уралы очень ценят в США как «винтажную» технику. Ковровский ЗиД более не проектирует мотоциклы, а собирает их из китайских машинокомплектов. Но появились и новые имена. Калининградская компания Baltmotors наладила крупноузловую сборку нескольких моделей мотоциклов и успешно продает их через собственную дилерскую сеть. Еще дальше пошли в компании Веломоторс, изначально известной велосипедами Stels: на заводе в Брянской области производится много двухколесной техники и квадроциклов по полному циклу производства. В выкупленный Жуковский велосипедный завод вдохнули вторую жизнь, теперь это современное производство с качественным оборудованием. Работает и Минский мотовелозавод в Беларуси: в его производственной программе сегодня насчитывается полтора десятка моделей мотоциклов и скутеров. Правда, и здесь большая часть техники имеет азиатское происхождение.
Новый или подержанный?
Ввоз как нового, так и подержанного мотоцикла в Россию обходится «в копеечку»: помимо затрат на доставку и страховку техники, оплаты брокерских услуг и склада временного хранения импортер уплачивает таможенную пошлину в размере 20% от стоимости ввозимой техники и НДС в размере 18% от общей суммы. В результате ценник на мотоцикл в России практически вдвое выше, чем в США. Физические лица, ввозящие мотоцикл, находятся в более выгодном положении: для них таможенная ставка составляет 30%.
Сейчас без учета безымянных китайских аппаратов в Россию ежегодно ввозится примерно 30 тысяч единиц подержанной двухколесной техники, то есть объем импорта «б/у» в полтора раза выше по сравнению с новыми мотоциклами. Но ввоз подержанной техники стабилен, а продажи новых мотоциклов ежегодно растут на 15—20%, так что скоро ситуация может измениться.