Гастрономический выезд Сорокина: кроссовер DFSK ix7, Медвежьегорск, «Любовь и голуби»

Фото: архив автора | Дмитрий Питерский

Это наша вторая кулинарно-краеведческая вылазка, и на этот раз мы выбрали карельский город Медвежьегорск. Именно там кинорежиссер Владимир Меньшов снимал полюбившийся народу фильм «Любовь и голуби», причем часть съемочного антуража все еще можно увидеть своими глазами. План был отличный: приедем в город, осмотрим достопримечательности, разобьем лагерь на берегу Онежского озера, разожжем костер, поставим казан… Вот только с погодой не угадали: несмотря на начало мая, раннюю весну и всероссийское половодье, Карелия встретила нас настоящей зимой с минусовыми температурами!

По правде говоря, угадать с погодой в этих местах сложно. Туриста в Карелии подстерегают и внезапные холода, и дожди с порывистым ветром, и другие сюрпризы. А в климатически спокойный сезон атакуют агрессивные клещи или мошка с комарами. Край для подготовленных путешественников! Но как же тут красиво. Северная природа начинает радовать глаз уже от границы Ленинградской области, и чем дальше едешь на север, тем интереснее пейзаж.

В этот раз мы путешествуем с комфортом — на большом и вместительном кроссовере, в котором легко поместилось все лагерное снаряжение, личные вещи и аппаратура для фото- и видео­съемки. Даже второй ряд сидений складывать не пришлось! На родине, в Китае, эта машина называется Fengon ix7, и так же записано в российских регист­рационных документах. Но дистрибьютор, компания Моторинвест, вывела этот автомобиль на наш рынок под аббревиатурой DFSK ix7, делая акцент на том, что родился кроссовер в техническом альянсе компаний Dongfeng и Sokon. Ох уж этот китайский символизм! Лично у меня такая аббревиатура ассоциируется с наз­ванием какого-то строительного треста или с химической формулой, но никак не с автомобилем.

Большие 20-дюймовые колеса пятимет­ровому кроссоверу подходят идеально

Впрочем, если абстрагироваться от лингвистики, я вынужден признать, что с потребительской точки зрения DFSK ix7 шикарен. Почти пять метров в длину, 200 мм просвета под «пузом», полноприводная трансмиссия и семь посадочных мест! Причем сиденья третьего ряда так интеллигентно и компактно складываются в задней части кузова, что практически не ограничивают багажник по высоте. Большой белый пароход — мечта туриста! Только в мелочах проколы. Например, в перчаточном ящике, в задней части салона и в багажнике отсутствует подсветка — как в темноте искать вещи?

Третий ряд в сложенном виде образует единую поверхность с полом багажника

На водительском месте я испытал культурный шок. Аналоговая комбинация приборов с настоящими круглыми шкалами и живыми стрелками спидометра и тахометра! Между ними — монохромный дисплей с невероятно конт­растной индикацией. И словно удар током — традиционный фиксируемый селектор коробки передач, окруженный россыпью физических кнопок управления трансмиссией и настоящими джойстиками медиасистемы. Вместо размашистого «домашнего кинотеатра» в центр передней панели аккуратно вписан монитор стандартной автомобильной конфигурации, а под левой рукой водителя и на спицах рулевого колеса тоже царство кнопочного «реала».

Вытерев слезы водительского счастья, я вдруг вспомнил, что эту машину китайцы собирались выводить на рынок Германии, поэтому неудивительно, что многие интерьерные решения сделаны с явной оглядкой на немецкие автомобили десятилетней давности. Отсутствие пестроты в отделке салона — лишнее тому подтверждение. Да, с точки зрения современной гаджетной архитектуры это каменный век, но лично я вижу в этом долгожданный ренессанс. В общем, по пути в Карелию я пребывал в эргономическом восторге.

Жаль только, что ориентация на ­орднунг не заставила китайских разработчиков убрать с центрального тоннеля блестящий пластик, дающий один сплошной блик, и переделать блок управления микроклиматом. Сам по себе он неплох, даром что на виртуальных кнопках, да и работает вполне адекватно. Но при ярком свете и включенных фарах его панель становится совершенно слепой, а любой предмет, касающийся экрана (разъем зарядника, телефон, бумажник), норовит что-нибудь включить или выключить. Раздражает!

О дефиците места на втором ряду речи нет. Даже места для ступней с запасом

Под капотом белого парохода установлен бензиновый двигатель «большого» китайского калибра — объемом два литра, на 220 л.с. и 355 Нм. А коробка передач — так любимый у нас гидромеханический «автомат», лицензионный PowerTech южнокорейской компании Hyundai, только в китайском исполнении. Полный привод реализован с помощью муфты BorgWarner, которая подключает заднюю ось. Эту муфту можно как полностью заневолить (режим 4WD Lock), так и полностью разневолить (клавиша 2WD).

Предполагается, что принудительный переход на передний привод должен снизить расход топлива, но разницы с автоматическим режимом я не почувствовал. Кроссовер снаряженной массой чуть более двух тонн расходовал на трассе около 11 литров «девяносто второго» бензина на 100 км, а при максимально быстрой езде с интенсивными обгонами расход увеличивался до 15 л/100 км. И это вне зависимости от того, в каком режиме пребывала трансмиссия. Вполне терпимо! И порадовал адаптивный круиз-контроль, которым мы пользовались на всем протяжении пути. Единственная заноза в его настройках — это вялый набор скорости до установленного лимита при освобождении полосы.

А вот к настройкам акселератора есть вопросы: у ix7 неоправданно резкий начальный отклик на нажатие педали — машина трогается с места рывком, как при «очень спортивных» настройках. Для комфортного управления педаль газа надо бы программно «распустить». И муфта здесь со странностями: при трогании с места в режиме полного привода в трансмиссии чувствуется толчок, будто выбирается какой-то зазор. Особенно это заметно на сыпучих грунтах.

Повороты ix7 проходит очень породисто, даже на большой скорости отлично держится за дугу и абсолютно адекватно управляется. Но на прямой белый пароход без конца рыскает из стороны в сторону, как при шторме, требуя постоянных подруливаний. Полагаю, беда с углами установки колес.

На промежуточный ночлег мы остановились неподалеку от Петрозаводска, в сказочном гостевом доме поселка ­Матросы, и еле-еле заставили себя ехать дальше — уж больно там было хорошо и умиротворенно. Люди невероятно гостеприимные. Но сам Петрозаводск стал той самой линией, за которой начались типичные карельские климатические приколы. Погоду Русского Севера она разделила на уже наступившую полновод­ную весну и на все никак не сдающуюся зиму. То солнце, то снежный заряд. То ясно, то град со снегом. На последних 160 км пути погода менялась раз пять и барометр в моих часах рисовал какие-то невероятные синусоиды.

До чего же странно ведут себя местные водители. То ли у людей какой-то особенно неторопливый образ жизни, то ли панический страх перед штрафами, но практически весь поток здесь едет в строгом соответствии с установленным ограничением скорости или даже медленнее. Причем частенько «регион 10» занимает весь левый ряд, не смотрит в зеркала и даже не думает уходить на правую полосу, чтобы пропустить попутную машину. Коли дело так пойдет дальше, сотрудники дорожной полиции в ­Карелии вымрут как класс.

Милый провинциальный город Медвежьегорск встретил нас настоящей зимой. Упрямой, не желающей сдаваться, с высокими плотными сугробами, минусовой температурой и сильными ветрами. Какие уж тут голуби! Но отыскать памятные места мы все же попытались.

Кинематографическая «лав-стори» была разыграна в Медвежьегорске в позднее советское время: съемки фильма «Любовь и голуби» велись в 1984 году. Актерский состав подобрался звездный: Александр Михайлов, Нина ­Дорошина, Людмила Гурченко, Наталья Тенякова, Сергей Юрский, а их игра настолько точно попадала в фактуру фильма, что всю картину мигом растащили на цитаты, а герой Юрского дядя Митя стал народным любимцем, про которого слагали стихи. Наверное, потому, что миллионы простых деревенских мужиков в СССР, как и он, постоянно воевали со своими женами.

А ну-ка, вспоминайте, куда смотрят герои фильма? (Фото: кадр из фильма «Любовь и голуби»)

Любопытно, что изначально ­«Любовь и голуби» хотели снимать в городе ­Черемхово Иркутской области, на родине автора сценария фильма Владимира Гуркина. Тем более что там жили реальные прототипы главных героев — семья Кузякиных, глава которой вляпался в классическую историю с курортным романом. Но Меньшов, случайно оказавшийся в Медвежьегорске, влюбился в северную натуру и решил, что действие его фильма будет разворачиваться именно здесь.

Фильм получился любимым и ­по-настоящему народным. Но если бы вы знали, сколько гадостей про его режиссера писали ретивые советские кинокритики! Стиль картины называли фарсовым, говорили, что Меньшову после фильма «Москва слезам не верит» изменило чувство меры, бестактно указывали на отсутствие вкуса, обилие алкоголя, табака и околоалкогольного юмора в кадре, на безвольных мужчин, крикливых жен и на то, что голубей в фильме действительно много, а вот любви — кот наплакал. Но время и зрительские симпатии расставили все по своим местам.

Снимали картину на участке №12 по Нижней улице Медвежьегорска, на берегу реки Кумсы. Во дворе сделали настил из досок (так принято в Иркутской области) и специально для фильма возвели настоящую голубятню. Но пять лет назад тот дом сгорел, на его месте построили новый, а участок купил житель Медвежьегорска и подлинный фанат меньшовской картины Евгений Шульга. Он кропотливо восстанавливает антураж съемочной площадки, подыскивает знакомый по фильму и узнаваемый реквизит и вообще коллекционирует все, что связано с картиной. Так что дом по улице Нижней в Медвежьегорске в скором времени может стать народным музеем фильма «Любовь и голуби».

Посмотрели — теперь поедим. Лес для пикника мы нашли сказочный, но вот о ночевке на берегу не могло быть и речи, иначе мы бы просто примерзли к палаткам. Онежское озеро до самого горизонта покрыто льдом, причем льдом плотным, без следов торошения, и это значит, что растает он не скоро. Зато окружающие ландшафты ­точь-в-точь как на снимках Сергея ­Прокудина-Горского — пионера русской цветной фотографии! Прошло более века, а тут почти ничего не изменилось, и даже панорама порта, которая открывается со смотровой площадки на горе Лысуха, прекрасно узнается по старой картинке. И место в излучине реки Кумсы, где раньше стоял деревообрабатывающий завод, тоже словно заморожено во времени.

Северный берег Онежского озера, начало мая. Весной еще даже не пахнет…

Ужин мы героически готовили на берегу, и это, пожалуй, была моя самая экстремальная кулинарная история! Я напялил на себя всю одежду, которая была в сумке, еле-еле завязал за спиной фартук, грел руки над казаном, замерз так, что с трудом говорил на камеру, насквозь пропах дымом, но за финал этого кулинарного шоу мне перед коллегами не стыдно (об этом чуть ниже). Съели всё!

Если соберетесь в Карелию, проложите свой путь через Медвежьегорск и запланируйте здесь ночевку — лучше прямо на берегу Онежского озера. Походите по городу, полазьте по пещерам, поднимитесь на смотровую площадку и вообще вдохните в себя атмосферу провинциальной неторопливости. Это того стоит! Мы точно еще приедем на берег Онеги, потому что рассказать о здешних местах за одну поездку очень непросто.

В этом месте мы, пожалуй, устроим нашему проекту карельскую резиденцию

Кроссовер DFSK ix7, на котором мы отмахали две с половиной тысячи километров, показал себя классным туристическим автомобилем. Комфортным при движении на высоких скоростях и с очень прилично работающей подвеской. Он позволяет быстро ехать по трассе и пробираться туда, где мы любим оборудовать лагерь, — в этой поездке дорогу к ужину пришлось пробивать через заснеженный лес. Но главное — размер. Такая машина позволяет брать на борт троих пассажиров и кучу снаряжения. В общем, экспедиционному автомобилю — палец вверх! 

Паспортные данные
Автомобиль DFSK ix7
Тип кузова пятидверный универсал
Число мест 7
Размеры, мм длина 4930
ширина 1935
высота 1765
колесная база 2810
колея передняя/задняя 1635/1630
Дорожный просвет, мм 200
Объем багажника, л 450—1893*
Снаряженная масса, кг 2070
Полная масса, кг 2595
Двигатель бензиновый, с непосредственным впрыском и турбонаддувом
Расположение спереди, поперечно
Число и расположение цилиндров 4, в ряд
Рабочий объем, см³ 1967
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин 220/162/5500
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин 355/4000
Коробка передач автоматическая, 6-ступенчатая
Привод полный, с многодисковой муфтой в приводе задних колес
Передняя подвеска независимая, пружинная, McPherson
Задняя подвеска независимая, пружинная, многорычажная
Передние тормоза дисковые, вентилируемые
Задние тормоза дисковые
Размерность шин 245/50 R20
Максимальная скорость, км/ч 200
Время разгона 0—100 км/ч, с 9,1
Расход топлива, л/100 км, смешанный цикл 8,1
Емкость топливного бака, л 70
Топливo бензин АИ-92—95
* Со сложенными сиденьями второго и третьего ряда

Ребра с овощами

1 кг свежих свиных ребер
4 баклажана
2 болгарских перца
2 большие луковицы
3 помидора
0,5 л подсолнечного масла
1—2 стручка острого перца
3 зубчика чеснока
Cоль

На берегу Онежского озера я готовил тушеные свиные ребра с овощами. Рецепт очень простой и совершенно беспроигрышный — если вы умеете жарить яичницу, то легко справитесь и с этим блюдом.

В казан заливаем подсолнечное масло и хорошо нагреваем на огне. Тем временем нарезаем свиные ребра парами. Кладем их в казан и закрываем крышкой. Обжариваем в масле около десяти минут, периодически перемешивая, после чего туда же высыпаем лук, нарезанный полукольцами, вновь мешаем и опять накрываем крышкой. Тушим ребра с луком еще около 15 минут.

Ребра обжариваем до вот такого состояния

Затем нарезаем баклажаны и болгарские перцы. Режем их крупно, вдоль, на четыре части и укладываем сверху в казан. Накрываем крышкой и оставляем томиться.

Ингредиенты нарезаем крупно!

Пока процесс идет, нарезаем помидоры — поперек, крупно, толстыми кусками — и еще через 15 минут укладываем сверху. На этом этапе добавляем острый перец, соль и чеснок. Еще через 10 минут аккуратно перемешиваем — и блюдо готово.

Последний этап — добавление соли и чеснока

Важно! Нарезая овощи, нельзя мельчить и держать казан слишком долго на огне, иначе тушеные продукты разварятся и превратятся в кашу. Это не испортит вкус, но заметно ухудшит внешний вид блюда. Приятного аппетита!

Полезный попутчик

В эту поездку мы взяли с собой устройство iBOX F5 Pro 4K, совмещающее в себе видеорегистратор и радар-детектор. Прибор крупный, но размеры задает рупорная антенна, которую нельзя делать меньше, иначе пострадает эффективность приема сигналов новейших маломощных радаров. Все доплеровские измерители скорости он распознает по индивидуальному почерку излучения — сигнатурам, образцы которых содержатся в его памяти. Причем распознает буквально, называя тип радара. Есть и лазерный приемник для обнаружения радаров типа Полискана.

За время нашей поездки прибор выдал минимум ложных сигналов, но утомил обилием звуковых оповещений и подсказок. Даже после того, как я включил самые лаконичные голосовые сигналы и задал минимальную дистанцию до радаров. Разумеется, у прибора есть ­ГЛОНАСС/GPS-модуль, который знает места установки безрадарных стационарных камер (на сегодняшний день это массив из 150 тысяч точек в России и СНГ). В заводской прошивке база уже не самая актуальная (несколько раз в нашей поездке приборчик ошибался), но ее можно обновлять через мобильное приложение (есть встроенный Wi-Fi-модуль) или через карту памяти.

Видеорегистратор снимает в формате 4K, благодаря конденсаторному электропитанию iBOX очень быстро запускается и ему не страшна деградация аккумулятора. Записи можно просматривать как на встроенном дисплее, так и на экране смартфона (опять же через Wi-Fi).

«Комбик» iBOX F5 Pro 4K стоит 25 тысяч рублей, и мне, как горожанину, он точно не нужен. А вот для загородных вояжей устройство может оказаться полезным, причем ценность прибора возрастает в дальних поездках по незнакомым дорогам, где часто прячутся машины с передвижными измерителями скорости на борту.

Маша и медведь

Медвежьегорск? До 1938 года такого топонима на советских географических картах и даже на картах Российской империи не было в помине, а поселок на северном берегу Онежского озера в устье речки Кумсы был известен под названием Захарьевский — по имени местных промышленников Захарьевых. Они занимались промыслом зверя, рыболовством, лесозаготовками, владели несколькими предприятиями по деревообработке и вообще были очень уважаемыми людьми. По социальному влиянию эта семья была похожа на уральцев Демидовых или московских Морозовых. В каждом своем поколении Захарьевы оставались социально ответственными людьми — открывали сельские школы, земские больницы, строили церкви. Словом, вели себя так, как было положено состоятельным людям того времени.

Когда Российская империя вступила в Первую мировую войну, через Захарьевский начали прокладывать Мурманку — стратегически важную железную дорогу. Она должна была связать Санкт-Петербург с Романовом-на-Мурмане, как тогда назывался нынешний Мурманск. Материалы, металл и все необходимые ресурсы завозили по воде, для чего в устье Кумсы построили грузовую пристань. С ее появлением поселок Захарьевский сначала превратился в грузовой порт, а потом и в узловую железнодорожную станцию.

Последним в знаменитом промышленном роду стал Федор Петрович Захарьев — купец первой гильдии и законный владелец лесозаготовительного завода на Кумсе. Параллельно с основным делом он занимался торговлей самыми различными бытовыми товарами, за которыми периодически ездил в Санкт-Петербург. И именно в Северной столице карельский богач-купец Федя вляпался в любовную историю, которая перевернула его жизнь. В одном из публичных домов Санкт-Петербурга он встретил девушку Машу, в которую влюбился как мальчишка, и ничего не смог поделать со своей страстью. Федор привез ее домой, не стал задавать никаких вопросов и сделал законной женой.

Федор Петрович Захарьев 

Брачный союз богатого человека и девушки с пониженной социальной ответственностью даже в наши дни служит хорошим поводом для сплетен, а с точки зрения патриархальных устоев России начала XX века он прямо-таки вызывающий. Но это был Поступок! Причем далеко не самый экстравагантный. Федора Петровича Захарьева еще угораздило стать первым в истории Карелии автовладельцем. Произошло это после того, как в Петрозаводск за рулем собственного автомобиля Talbot прикатил богатый военный из Петербурга — полковник Сергей Муяки, карел по национальности. И произвел настоящий фурор! Захарьев решил, что он ничуть не хуже питерского пижона, и заказал себе во Франции De Dion-Bouton.

Talbot 25/28 HP Сергея Муяки в Петрозаводске (Фото из архива Станислава Кирильца)

В браке с Марией они жили вполне себе счастливо. Правда, молодая жена, очевидно в силу своего прошлого, не могла иметь детей. А поскольку для продолжения рода промышленнику Федору Захарьеву был нужен наследник, семья взяла на воспитание мальчишку. Приемный сын рос смышленым, усердно учился и даже проявлял определенные художественные таланты. Вот только отношения с мачехой у него не ладились. Возможно, потому, что больше всего в жизни Мария Никитична — теперь уже законная жена купца первой гильдии Захарьева — любила животных: кошек, собак и особенно медвежонка, которого ее муж как-то принес с охоты и в котором она не чаяла души. Зверь рос, взрослел, смелел и однажды во время кормления серьезно прихватил руку приемному сыну Захарьевых, разорвав парню сухожилие. Врачи спасли мальчика, но глава семейства был так взбешен покушением на своего наследника, что в сердцах распорядился пристрелить зверюгу.

Спорить с главой семьи было бесполезно, а закатывать женские истерики в те времена было вообще не принято. Единственное, о чем попросила Мария, чтобы убитого медведя не выбрасывали в канаву, а похоронили «по-человечески» — у подножия Дивьей горы. А когда через пару лет в семейном доме Захарьевых остановились инженеры, проектировавшие Мурманку — ту самую железную дорогу, Мария рассказала им свою слезливую историю, и начальник изыскательской партии так ей проникся, что пометил место на карте как «Медвежья Гора». Название прижилось и укрепилось. Сначала Захарьевский стал рабочим поселением Медвежья Гора, потом железнодорожной станцией, а в 1938 году превратился в город Медвежьегорск.

Не лесом единым живет Медвежьегорск сегодня, но еще и железной дорогой. Медвежья Гора — это крупная узловая станция с мощной инфраструктурой

Красивая история, согласитесь! Пожалуй, даже слишком красивая, чтобы быть правдой. И каково же было мое удивление, когда, найдя на городском кладбище могилу Марии Никитичны Захарьевой, я очистил ее от снега и прочитал надпись на надгробной плите: «С благодарностью человеку, подарившему имя нашему городу»!

Последние годы своей жизни Мария Захарьева провела в одиночестве, в своем бывшем доме, правда, занимала в нем лишь пару комнат в людской — прежнем помещении для прислуги, поскольку купеческую обитель новая власть превратила в общежитие-коммуналку. И до конца своих дней обожала животных! Ее последним любимцем был одомашненный волк по кличке Сеппо, которого она держала прямо в своем скромном жилище. А на чердаке и в подвале обитали прирученные ей коты и кошки. Работая сторожем на местном мясокомбинате, Мария приносила домой обрезки мяса и каждый раз после смены угощала своих питомцев.

Судьба ее мужа Федора Петровича Захарьева оказалась типичной для «бывших». После революции все предприятия, которыми он владел, были национализированы, однако самого Захарьева не тронули и даже великодушно разрешили работать на своем бывшем заводе бухгалтером. Умер он «удачно» — перед самым началом сталинских репрессий. Потому что человек с его биографией вряд ли пережил бы 1937 год. Бывшего купца первой гильдии отправили бы строить Беломорканал или просто расстреляли как врага народа. Похоронили Федора Петровича возле храма, который строили его предки. Но в советское время церковь и само кладбище сровняли с землей.

От Балтики до Белого моря

Строительство Беломорско-Балтийского канала, соединявшего Белое море с Онежским озером, стало самой первой грандиозной стройкой раннего СССР. И первым проектом, в котором использовался труд заключенных. Задача была в том, чтобы создать стратегический путь, по которому можно было бы перебрасывать корабли и подводные лодки с Балтики в Белое море для защиты северных рубежей страны.

Канал протяженностью 227 км и 19 шлюзов построили менее чем за два года! И советская пропаганда называла его одной из наиболее блестящих побед коллективно организованной энергии людей над стихиями суровой природы Севера. Но об истинной цене этой победы сегодня напоминают мемориалы, установленные на северном берегу Онежского озера: только по официальным данным, при строительстве Беломорканала погибло 12300 заключенных ГУЛАГа.

А кто не знает советские папиросы Беломорканал? Выпускать их начали в 1932 году на фабрике им. Урицкого в Ленинграде, а потом стали делать едва ли не во всех республиках СССР, кое-где их выпускают до сих пор. По первоначальной рецептуре набивка Беломора представляла собой смесь молдавских и азербайджанских табаков, которую придумал технолог Василий Иоаниди, причем их пропорции держались в строгом секрете. А «обложку» папирос нарисовал ленинградский художник Андрей Тараканов.

Рекомендованные статьи