Экспедиция на Алтай: трубопровод и WWF
Экологи - не экстремисты: мы не против выгоды для России, но мы должны заботиться о том, чтобы сохранилась и первозданность Укока. Если газопровод экономически оправдан, то почему бы не обойти плато, которое защищено не только российским законом об особо охраняемых природных территориях, но и Конвенцией об охране всемирного культурного и природного наследия, протянув трубу, например, дальше - вдоль Чуйского тракта через Монголию? Геополитики уверяют, что при поставках энергоносителей нужно избегать транзита через третьи страны, но нет ли еще более серьезных геополитических рисков и в самом проекте газопровода Алтай?
Сомнения рождены двумя ключевыми факторами. Во-первых, после катастрофы в Японии решение о сворачивании АЭС уже приняли Германия и Швейцария. Это значит, что в Европе спрос на газ вырастет, а Россия продает его в Европу дороже, чем в Китай. С другой стороны, европейцы давно заинтересованы в альтернативе российским поставкам - и одной из них станет, к примеру, газопровод Набукко с более дешевым газом из Туркмении. Но ведь Туркмения уже поставляет газ и в Западный Китай. И если газпровод Алтай потеснит ее на рынке Поднебесной, то наверняка Ашхабад попробует отыграться, увеличив поставки в Европу. Будет ли такой «размен» выгоден России?
Второй спорный фактор обусловлен проектом еще одного газопровода - из Восточной Сибири в развитые регионы Восточного Китая, ведь Москва и Пекин договорились, что газ в Китай пойдет сразу по двум трубам. Между тем наше голубое золото рационально продавать в Китай именно из удаленных от Европы огромных новых месторождений - Чаяндинского и Ковыктинского, а не из западносибирских, питающих и европейские системы, и, в будущем, грядущий газопровод Алтай. К тому же потребление Китаем импортного газа - с учетом того, что в 2015 году там начнется добыча собственного сланцевого газа - вряд ли сильно вырастет в ближайшие годы. И даже плановые 30 млрд кубометров в год, которые планируется пустить по газопроводу Алтай, могут привести к тому, что у Китая не останется потребности в дополнительной, «восточной» трубе из России! А ведь эту трубу, в отличие от газпровода Алтай, можно провести с наименьшим экологическим уроном - в одном коридоре с уже существующим нефтепроводом Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО).
Но, судя по тому, что на Укоке уже начались инженерно-изыскательские работы, решение по газопроводу Алтай уже принято. А значит, нам, экологам, придется еще громче заявлять о своих аргументах - и искать новые способы убедить строителей газопровода в необходимости направить его маршрут, минуя плато Укок.
Под знаком панды
Вместе с нами в пробег по Алтаю мы позвали экологов из Всемирного фонда дикой природы, который во всем мире известен по аббревиатуре WWF - World Wildlife Fund - и эмблеме с пандой.
WWF - это независимая организация со штаб-квартирой в Швейцарии и филиалами более чем в 80 странах. Фонд был создан ровно 50 лет назад - в 1961 году, в нашей стране WWF работает с 1988 года, а в 2004 году российский филиал стал самостоятельной организацией - WWF России.
Общий язык с природозащитниками мы нашли быстро. Костяк экспертов российского WWF - выходцы из студенческих дружин охраны природы (ДОП), которые были чуть ли не в каждом советском вузе.
Основные усилия - и львиная доля бюджета фонда - направлены на сохранение животных, растений и рыб, находящихся под угрозой уничтожения: снежного барса, амурского тигра, дальневосточного леопарда, белого медведя, аргали, кита, осетра… Средства идут на мониторинг и сохранение этих видов, борьбу с браконьерством, организацию природоохранных территорий.
Российский WWF, как гласит его устав, это некоммерческая организация, то есть существует всецело за счет добровольных взносов. В прошлом году их набралось 9,2 млн евро. Правда, почти 80% из них - перечисления из филиалов в других странах, например, из Голландии, где люди охотно жертвуют деньги на охрану природы: на собственной территории объектов, требующих охраны, немного. Остальные 20% - взносы российских граждан и организаций, которые в WWF именуются «корпоративными донорами».
В отличие от более радикальных природозащитников, WWF поддерживает сотрудничество с компаниями, оказывающими особое воздействие на экологию. Например - с мебельной фирмой IKEA и корпорацией Coca-Cola, «источником» значительной части всех выброшенных пластиковых бутылок. Эти компании финансово поддерживают проекты WWF.
Конечно, просто перечислить деньги, чтобы называться другом WWF или ставить значок панды на свою продукцию, недостаточно - в пул «доноров» отбирают компании, действительно вставшие на путь «озеленения».
Кстати, к приглашению от Авторевю экологи тоже отнеслись с осторожностью, но свою роль сыграло то, что в пробег мы отправились на автомобилях с современными дизелями.