110 лет Интера: вспоминаем историю марки International

Фото: Максим Чернявский

В этом году почтенный юбилей празднуют грузовики International, хорошо известные и у нас. Причем именно грузовики — в 1907 году появилось первое коммерческое шасси этой марки. Сама же фирма старше лет этак на семьдесят: она производила веялки-жатки еще с 1831 года и к тому времени была большим концерном. Отсюда и первоначальное название — International Harvester с аббревиатурой IH.

Первый грузовик был типичным для той поры: открытая повозка на огромных деревянных колесах с цепной передачей в приводе. Название соответствовало конструкции — Auto Buggy. Двухцилиндровый бензиновый мотор развивал 20 л.с., чего хватало для перевозки пары человек и трехсот килограммов груза.

Название первого грузовика соответствовало конструкции: Auto Buggy означает «авто-тележка»

Начиная с тех времен разработка продукции шла «в ногу со временем»: увеличивались мощность и грузоподъемность, расширялась программа, росли цифры выпуска. Так что уже к началу Второй мировой был выпущен миллионный Интер, а программа включала более сорока моделей грузоподъемностью от 500 кг до 20 тонн.

В гамме International 1930-х были и седельные тягачи серии W

Самым массовым семейством послевоенной эпохи было К/КВ, разработанное еще до войны и включавшее широкую гамму от полутонной КВ-1 до тяжелой КВ-14. Именно эта серия считается прототипом нашего ЗиС-150. Но это не совсем верно: стоит говорить лишь о следовании общей стилистике, единой для всех грузовиков той поры.

Машины серии К действительно очень похожи на наш ЗиС-150

Начало 1960-х ознаменовалось полной перекройкой всей огромной программы. Именно тогда фирма начала использовать звучные имена собственные в названиях семейств, оканчивавшиеся на «star». Так появились развозные бескапотные Cargostar и капотные Loadstar, работяги Fleetstar и магистральники Transtar. При этом фирма производила собственные кабины, рамы и двигатели, а прочие агрегаты, как это принято в США до сих пор, закупались у специализированных поставщиков.

Среди поисковых решений 1960-х были и необычные внешне тягачи Sightliner c дополнительными окнами

А в 1973 году появился будущий бестселлер компании, который впервые после войны поставлялся и в СССР. Это был тяжелый трехосный самосвал Paystar с огромной для тех лет полной массой 33 тонны. Он оснащался тремя двигателями на выбор, в том числе 330-сильным Cummins NTA-270, 13-ступенчатыми механическими коробками передач, рессорными подвесками и барабанными тормозами. По результатам испытаний в нашем НАМИ к нему появились только два замечания: большая нагрузка на переднюю ось и жесткая подвеска. И в итоге была закуплена большая партия самосвалов и бетономешалок для работы в Средней Азии.

В конце 1970-х началась широкая экспансия Интера на внешние рынки. Компания выкупила в собственность испанскую грузовую группу Enasa (марки Pegaso и Ebro), английский Seddon Atkinson, треть голландского ДАФа. Планировалось резкое увеличение продаж на всех континентах.

Однако вместо ожидавшегося взлета это привело к глубокому кризису. Причем продажи резко просели именно дома, в США. В результате пришлось отказаться от всех зарубежных «дочек», а в самих Штатах продать сельхоз- и строительное отделения и на год даже приостановить производство грузовиков. После реорганизации в 1986 году появилось новое официальное имя компании, Navistar International, ведь комбайнов и жаток фирма теперь не производила.

Бескапотный Transtar II был снят с производства в 1981 году, но и поныне встречается на дорогах мира, как этот иранский тягач

Тогда же началось и обновление программы. Она сильно сократилась, и грузовики получили цифровые обозначения вместо звучных названий. Шасси для развозных фургонов стали серией 1000, простые строительные грузовики — 2000, городские — 4000. Магистральные тягачи начинались с серий 8000 (для «короткого плеча») и 9000. Кстати, именно «девятитысячные» машины и появились в России в начале 1990-х в виде бэушки.

Один из самых популярных у нас Интеров — бескапотник 9700.

Революционным прорывом следует считать инициативу российской фирмы Goodwill, которая, будучи дилером марки, в 2008 году организовала в Пушкине под Питером сборку бескапотников серии 9800i. К той поре в США они уже не выпускались, и кабины приходили из Бразилии. Сами кабины были не самыми глубокими (225 см) и низкими (пластиковый «колпак» сверху разработали на самом Гудвиле). На такие тягачи устанавливался 11-литровый дизель Cummins ISM-370 и 13‑ступенчатая «механика» Fuller RTLO. Позже там же собрали партию капотников 7600, но через некоторое время тема закрылась по инициативе американской стороны.

Сейчас программа International, который, кстати, остается единственным независимым производителем тяжелых машин в Штатах, снова расширяется, начиная с тяжелых пикапов Terrastar до новейшего семейства магистральников LT (фирма снова переходит от имен к аббревиатурам). Navistar также активен в военной отрасли: отделение Navistar Defence производит широкую гамму тактических автомобилей, в том числе бронированных. Кроме того, СП с немецким концерном MAN выпускает линейку двигателей MaxxPro.

Самым эффектным тягачом США считается International Lonestar c необычным дизайном капота. По начинке же он ничем не отличается от других тяжелых серий

Рекомендованные статьи