Латвийское предприятие AMO Plant, принадлежащее московским властям: мы побывали там

Фото: Григорий Чемерис | компания AMO Plant

Открытие первого автозавода в новейшей истории Латвии осталось незамеченным в России, хотя он построен в основном на российские деньги и принадлежит... правительству Москвы! А называется предприятие AMO Plant. «Завод АМО»? Он имеет отношение к московскому заводу АМО ЗИЛ? Мы побывали там и попытались разобраться, что к чему.

Семь лет назад, в мае 2004 года, Латвия стала частью Евросоюза. Пересекаешь на автомобиле российско-латвийскую границу — и попадаешь в другой мир: стоит включить поворотник, и попутные автомобили мгновенно расступаются. Но дороги латаные-перелатанные, на них полно старых машин, и по всему видно, что экономика бедная.

А помните рафики — знаменитые микроавтобусики Рижской автомобильной фабрики? Еще лет пять назад я видел их в Риге, но на этот раз не встретил ни одного... Сам завод, расположенный в Елгаве, в 40 километрах от Риги, был закрыт в 1998 году — и постепенно превратился в декорации к фильмам о техногенных катастрофах.

И сейчас за длинным забором высятся мрачные корпуса с надписями «RAF», а в облупившемся торце одного из зданий принимают цветмет у потрепанных личностей. Но чуть дальше пейзаж неожиданно меняется: с другой стороны того же самого здания — современный офис с евроремонтом! Оказывается, на территории бывшего РАФа исландские инвесторы создали технопарк, где разместились разные организации — от местного телевидения до резиновой фабрики. Но автомобильных производств здесь уже нет.

Слева — старые корпуса РАФа, справа — обновленные здания, в которых разместился Елгавский технопарк. СССР и Европа!

Зато за перекрестком — завод по производству радиаторов немецкой фирмы AKG, а рядом — цель нашего рассказа, AMO Plant.

История его возникновения такова. В 2002 году мэр Москвы Юрий Лужков, озадаченный падением сбыта ЗИЛов, начал искать выход в Европу — и решил производить Бычки (но адаптированные и модернизированные) в Латвии, на территории бывшего РАФа. Нашелся и партнер — латвийская компания Ferrus с Алексеем Масловым во главе, которая собирала и продавала тракторы. Но вскоре стало ясно, что реконструкция корпусов РАФа обойдется дороже, чем постройка завода «в чистом поле».

Переговоры шли неторопливо — пока Лужков в 2004 году не предложил создать товарный образец «ЕвроБычка». Работа закипела: за пять месяцев машина получила новое стеклопластиковое оперение, двигатель Cummins, коробку передач ZF...

На переднем плане слева — завод радиаторов AKG, за ним — AMO Plant c собственной электростанцией. А справа — испытательный мини-полигон и вертолетные площадки!

На переднем плане слева — завод радиаторов AKG, за ним — AMO Plant c собственной электростанцией. А справа — испытательный мини-полигон и вертолетные площадки!

В начале мая в главном цехе (его площадь — 10 тысяч м2) было тихо и пусто. Сейчас здесь началась сборка второй партии автобусов VDL

Дебют «ЕвроБычка» состоялся на московском Мотор-шоу-2004. Вот что мы тогда писали о нем: «Футуристическая пластиковая «морда» с маленькими «глазками» Hella. Фирменные импортные агрегаты: 147-сильный двигатель Cummins Euro 3, сцепление Sachs и коробка передач ZF. Дисковые тормоза на всех колесах. В кабине — современная передняя панель с не менее современными приборами. Наконец, грузоподъемность — не три, как обычно, а 4,5 тонны! Планы таковы: в Елгаве будет создан завод, рассчитанный на тысячу Бычков ежегодно, а в 2006 году начнется сборка. При этом из России будут приходить только рама, мосты, элементы ходовой части и кабины, а все остальное латыши будут покупать у европейских и местных производителей».

Говорят, Лужков был очень доволен результатом. Осенью 2005 года «в целях продвижения продукции ЗИЛ на восточноевропейский рынок» было зарегистрировано акционерное общество c капиталом 36 тысяч евро (51% акций — Москва, 49% — Ferrus).

На дизайнерском эскизе — возможные варианты латвийского Бычка с новой кабиной
Тракторы Беларус собирают для Африки и Ближнего Востока
Так выглядела сборка первой партии автобусов VDL Ambassador
0 / 0

«ЕвроБычок» был создан в единственном экземпляре в 2004 году. На снимке он стоит у мэрии Риги

[slider="13120"]

На втором этапе планировалось увеличить капитал до 11 млн евро, и в 2006—2007 годах Москва перечислила несколько миллионов евро.

Но в 2008 году стало ясно, что ни в какие 11 миллионов затраты на строительство не уложатся, и была озвучена новая сумма — 30 миллионов евро! Тут как раз разразился кризис, но и это не помешало проекту. Финансирование продолжилось, причем в ноябре 2009 года в число акционеров вошел ЗИЛ с долей 1,4 млн евро (на эти деньги было закуплено оборудование). Удивительно, правда? ЗИЛ прямым ходом шел ко дну, а его руководство финансировало латышский филиал...

Итоговый капитал достиг впечатляющей суммы в 32 млн евро, а акции распределились так: Ferrus — 0,3%, Елгавская дума — 2,7%, АМО ЗИЛ — 4,4%, Департамент имущества правительства Москвы — 92,6%. Значит, AMO Plant принадлежит Москве!

Неудивительно, что на торжественном открытии завода (25 августа прошлого года) присутствовал Лужков. А еще раньше директор рижского Мотормузея преподнес в подарок заводчанам колесо от автомобиля Руссо-Балт — в знак продолжения автомобильных традиций Латвии.

И что в итоге? Через месяц после открытия завода Лужков лишился своего поста. Недавно он попытался было получить латвийское гражданство, уповая на свой вклад в экономику Латвии, но ему отказали...

ЗИЛ, оставшись без покровителей (прежнего директора Константина Лаптева тоже уволили), совсем захирел: по статистике АСМ-холдинга, за первый квартал 2011 года здесь не собрано ни одного автомобиля. Какие уж тут «ЕвроБычки»!

А что же AMO Plant? В одном из корпусов по-прежнему собирают минские тракторы Беларус — в основном для Африки и Ближнего Востока (например, для Египта устанавливают крылья задних колес, на которых можно перевозить людей). В сорокафутовом контейнере помещается три трактора, цена одного Беларуса в «африканской» комплектации с доставкой — 16 тысяч долларов.

Кроме того, здесь еще до официального открытия начали понемногу собирать городские автобусы голландской марки VDL — той самой, с которой сотрудничает и российский НефАЗ. Первый VDL был готов через месяц после открытия завода, а пока здесь сделано десять экземпляров — все для Елгавы, модели Ambassador.

Первый VDL Ambassador елгавской сборки прошел уже 33 тысячи км: во время нашего визита он приехал на завод для очередного техобслуживания

Ambassador — «полунизкопольник» (в задней части пол поднят) с агрегатами разных марок. Двигатель — Cummins ISBe (впрыск common rail, мощность 224 л.с.), коробка передач — «автомат» Voith, мосты — Dana, тормоза — Knorr, пневмоподвеска — ContiTech. И цена типично европейская — 200 тысяч евро за машину длиной 10,6 м.

Прошедшая зима уже выявила ряд недостатков: например, не хватает предпускового подогревателя и подогрева мочевины, которая впрыскивается в нейтрализатор. Всем этим планирется оснастить следующую партию из 15 автобусов: ее сборка уже началась.

Теоретически AMO Plant способен выпускать 250 автобусов в год при односменном производстве, 500 — при двухсменном и 750 — при трехсменном. А для выхода на окупаемость достаточно ста экземпляров в год. Вот только реально латвийские перевозчики ежегодно способны покупать не больше 20—50 автобусов: на обновление парка нет денег! Для соседней же России VDL — хоть голландские, хоть латвийские — слишком дороги.

Впрочем, на заводе хотят наладить сборку автобусов и другой марки, MAN. А еще здесь не оставляют надежд выпускать ЗИЛы — даже в том случае, если сам ЗИЛ прекратит их производство! Официально объявлено о разработке новой кабины, а начало выпуска грузовиков намечено на 2012 год.

Тем временем новое правительство Москвы заявило, что прибалтийский завод ему не нужен — и оно готово продать свои акции. Интересно, кто их купит?

Школьная «вахтовка» VDL на базе грузовика DAF LF в Риге — пока эксперимент

Проект школьного автобуса на базе Бычка


Пожарные раритеты

Давно отслуживший свое пожарный ЗИЛ до сих пор стоит около пожарной части городка Цесис, что к северу от Риги. А рядом с ним — не менее древний пожарный Magirus...

На чем же ездят на вызовы местные пожарные? На таких же ЗИЛах, только еще «живых»! А еще — на ДАФе 1974 года выпуска (средний снимок). Он неплохо себя чувствует, только лишился лебедки на переднем бампере: подшипник вышел из строя, а такого же нового не нашлось. Еще одна старинная «пожарка», уже «демобилизованная», марки Volvo, обнаружилась в центре Риги: она служит экспонатом уличного кафе (снимок справа).

0 / 0

Rigas Motormuzejs


Руссо-Балт

Как известно, в Риге находился знаменитый автомобильный завод Руссо-Балт: первый автомобиль этой марки был выпущен в 1909 году, а на одном из последних ездил Михаил Калинин.

Остались ли в Риге следы Руссо-Балта? Разумеется! В местном Мотормузее хранится восстановленная пожарная машина, а на улице Валмиерас сохранилось заводское здание. На его фасаде видны надпись «Русско-Балтiйскiй вагонный заводъ» и дата — 1913 год.

При этом на территории завода существует фирма Russo-Balt, которая производит легкие прицепы. Есть даже фирменный магазин Russo-Balt!

Пожарный Руссо-Балт из Мотормузея

Vairogs

До Второй мировой войны в Латвийской республике существовала еще одна автомобильная марка, Vairogs — почти не известная за пределами самой Латвии. Производство находилось на Рижском вагоностроительном заводе (РВЗ): в 1937 г. здесь был собран первый грузовик Ford-Vairogs V8. Позже Vairogs собирал легковушки Ford, немецкие грузовики Henschel, Krupp и автобусы Saurer. Всего до 1940 г. здесь сделали тысячу грузовиков, 332 легковых машины и 200 автобусов. А после войны РВЗ возобновил выпуск профильной продукции — вагонов, а затем и трамваев.

Рекомендованные статьи