Антигрузотеррор: как остановить грузовик?
За последнее время в мире произошел ряд терактов с использованием грузовиков. Тяжелая машина в руках террориста — страшное оружие! Мы попытались разобраться, с помощью каких средств можно остановить эти тараны на колесах — и что после этого останется от самих грузовиков.
Сначала — краткая хроника происшествий. 14 июля 2016 года, Ницца, Франция. Во время массовых гуляний на набережной террорист родом из Туниса на грузовике врезался в толпу и проехал, делая зигзаги, около двух километров: 86 человек погибло, более 300 пострадало, водитель застрелен полицией. Любопытно, что во всех репортажах машина фигурирует со снятой передней облицовкой: ее убрали, чтобы никто не догадался, что это Renault Midlum!
19 декабря того же года. На площади в Берлине, где проходила рождественская ярмарка, в толпу врезалась фура с тягачом Scania R под управлением террориста опять же из Туниса, который предварительно застрелил дальнобойщика-поляка. Погибло 11 человек: от большего числа жертв спасла система аварийного торможения перед препятствием, которой был оборудован тягач. Террорист скрылся, но через несколько дней был убит в ходе перестрелки.
8 января 2017 года в Иерусалиме араб на стареньком грузовике Mercedes LK врезался в пассажиров, которые вышли из автобуса, — погибло четыре человека, террориста застрелили.
7 апреля того же года, Стокгольм, Швеция: Рахмат Акилов из Узбекистана прямо в центре города на пешеходной улице начал давить людей на угнанном грузовике Mercedes Actros и в итоге врезался в стену универмага. Погибло пятеро, Акилова позже арестовали.
3 июня 2017, Лондон. Террористы начали давить людей на фургоне Renault Master, затем выскочили с ножами. Погибло восемь человек, бандитов застрелили. До этого в Лондоне произошел аналогичный теракт на кроссовере Hyundai Tucson.
17 августа 2017-го на туристической улице Рамбла в Барселоне водитель фургона Fiat Taleno задавил 15 человек. Ему удалось скрыться, но позже полиция обнаружила и застрелила его. Также пятеро террористов попытались совершить подобное к югу от Барселоны, но и они были убиты полицией.
Наконец, 7 апреля, в немецком Мюнстере водитель, который страдал психическими отклонениями, врезался на микроавтобусе в столики уличного кафе, — трое погибло, 20 пострадало.
После теракта в Ницце и Берлине власти Москвы оградили станции метро и места массового скопления людей строительными блоками
Очень схожие сюжеты — и очень схожее оружие: тяжелой машиной можно натворить много бед. Понятно, что против лома нет приема: все улицы не оградишь бетонными блоками наподобие тех, что московские власти поставили вокруг станций метро. А как еще можно остановить грузовик или автобус?
Здесь надо вернуться на тридцать лет назад — в восьмидесятые, когда я охранял колонию строгого режима под Архангельском и последние месяцы службы работал часовым КПП. Наша зона была огромным мебельным предприятием: туда ежедневно заезжало до сотни грузовиков, и я занимался их досмотром в специальном шлюзе.
Чтобы зэки, даже угнав машину, не смогли вырваться на волю, на выезде, где находился шлюз, была устроена целая система заграждений. Сначала, если смотреть из зоны, — поворотные шлагбаумы со сварными треугольными шипами, которые должны были проткнуть радиатор грузовика. В самом шлюзе, помимо двух стальных ворот с электроприводом, натягивался толстый трос и еще надо было закатывать вручную стальной еж наподобие противотанковых. Правда, днем машины шли сплошным потоком и меры безопасности обычно ослаблялись: например, тяжеленный еж просто стоял в углу. Впрочем, за два года моей службы ни одной попытки прорыва через КПП не было.
Но всю страну в зону строгого режима не превратишь, да и лет со времен моей службы прошло немало — и потому появились новые противотаранные устройства.