Платон в России: что изменилось за семь лет?

Система оплаты проезда по федеральным трассам под названием Платон для тяжелых грузовиков в России была введена в строй в конце 2015 года. Тогда ее запуск встретили, мягко говоря, холодно: дальнобойщики бастовали по всей стране. И не только из-за введения платы — раздражали недоработки, из-за которых система откровенно глючила. Изменилось ли что-то в ее работе за прошедшие годы?
По официальным данным, за девять месяцев года в России автомобильным транспортом было перевезено чуть больше четырех миллиардов тонн грузов. Это примерно на 20 миллионов тонн больше, чем за тот же период 2021 года, но меньше (на 30 млн тонн), чем за те же месяцы пандемийного 2020-го. Реальная же ситуация на рынке грузоперевозок сейчас близка к плачевной. По данным портала СтатИмЭкс, с февраля тарифы на перевозку просто обрушились. Из-за проблем с пересечением границ многие перевозчики переключились на внутренний рынок, создав конкуренцию. В среднем ставки снизились на 30—35%, а, например, на популярном маршруте из Петербурга в Москву и вовсе упали на 40—50%. При этом цены на обслуживание техники и запчасти, наоборот, поднялись.
В качестве помощи перевозчикам фактически разрешили ездить с перегрузом: если раньше нештрафуемый порог превышения максимальной массы составлял 2%, то с весны его подняли до 10%. Ходили слухи и о временной отмене сборов по Платону — но они так и остались слухами. С 1 февраля 2022 года ставку как раз подняли с 2,34 до 2,54 рубля за километр пробега — и просто заморозили.