Как дальнобойщики протестуют против системы Платон: репортаж Федора Лапшина

Фото: Федор Лапшин

Пятнадцатого ноября жизнь дальнобойщиков (да и водителей других тяжелых грузовиков) в России изменилась: отныне за каждый километр проезда по федеральным трассам надо платить. За несколько дней до этого события, 11 ноября, дальнобойщики провели акции протеста по всей России, и я побывал на одной из них — которая прошла как раз возле памятника «Рубеж обороны Москвы»...

Напомним, о чем речь. Постановлением Правительства еще от 14 июня 2013 года было решено взимать плату на всех федеральных трассах «в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами, имеющими полную массу свыше 12 тонн». А это — все дальнобойные фуры и прочие тяжелые грузовики (самосвалы и т.д.), за исключением принадлежащих оперативным службам и военным.

Специально для сбора денег была придумана система оплаты Платон (от «плати за тонну», хотя правильнее «плати за километр»). Создание системы поручили инвесторам: 50% управляющей компании «РТ-Инвест Транспортные системы» принадлежит сыну миллиардера Аркадия Роттенберга, другие 50% — бизнесмену Андрею Шипелову и госкорпорации Ростех.

Был установлен единый тариф, 3,73 руб./км, а оплата проезда — либо авансом (по интернету, в офисах и через терминалы Платона), либо при помощи транспондера на лобовом стекле (деньги снимаются со счета владельца по сигналу спутниковой навигации). Сборы не производятся только при проезде платных участков наподобие тех, что есть на трассах М4 Дон и М11 Москва—Санкт-Петербург.

Перевозчики в шоке. Хотя бы потому, что «сквозной» оплаты проезда по всем шоссе нет ни в одной стране Европы. Да, за проезд по автобанам там надо платить, но, как правило, в зависимости от экологического класса машины (чем «зеленее» — тем дешевле) и числа осей. К тому же у нас многие федералки и дорогами-то можно назвать с большой натяжкой!

Показательно, что при этом транспортный налог никто не отменял, а тут еще заставляют платить и за возмещение вреда дорогам. Ведь одно дело — перегруженный автомобиль (а за перегруз сейчас штрафы такие, что мало не покажется), и другое — загруженный по всем правилам или даже пус­той. Они-то с какого перепугу наносят вред, если дороги строились в расчете на эту нагрузку, утвержденную всеми нормативами? В таком случае, легковушки вредят асфальту ничуть не меньше — да и пешеходы на халяву ходят по тротуарам, нанося им ущерб...

Больше всего шокирует размер штрафов за неуплату проезда: для водителей — 5000 рублей, для индивидуальных предпринимателей — 40 тысяч за первый раз и 50 тысяч при повторном нарушении, для юрлиц — 450 тысяч за первый раз, а за последующие — аж миллион. Откуда столь дикие расценки, сопоставимые с рыночной стоимостью тягачей (а зачастую и превышающие ее), которые работают на наших дорогах? А если штраф придет по ошибке?

Десятого ноября позвонил мой друг-перевозчик Дмитрий Силин: «Приезжай в Дмитров. С утра бастуют дальнобойщики всей страны, и мы тоже будем перекрывать трассу».

Гаишники собрались в немалом количестве, но не мешали забастовке

На перекресток, где должны были собраться дальнобойщики, первыми прибыли экипажи ГИБДД. Потом начали подтягиваться фуры. Гаишники забеспокоились — ездили с включенными мигалками туда-сюда, но никаких действий не предпринимали. Только когда водители собрались на обочине на «сходку», к ним послали капитана-переговорщика, который попытался остудить мужиков: мол, поговорили — и хватит. Другой инспектор раздал всем пустые бланки объяснительных: «Напишите, что вас не устраивает, а мы все это подошьем в папку!» Над ним, конечно, посмеялись. Но надо признать, что инспекторы были очень вежливыми: видно, им дали указание не нагнетать и без того накаленную обстановку.

В итоге колонна примерно из сорока грузовиков безо всяких препятствий выехала на узкий двухполосный учас­ток трассы (разумеется, федеральной!) от Дмитрова до Яхромы — и проползла по нему с гудками и включенными аварийками на скорости около 10 км/ч. Надо отдать должное другим водителям: они чинно ехали сзади, не пытаясь обогнать колонну справа. Но движение часика на три парализовалось...

После акции Силин в компании еще нескольких коллег решил съездить в ближайший офис Платона — чтобы зарегистрироваться там и получить обещанный бесплатный транспондер. Я поехал с ним. Того, что творилось в круглосуточном офисе в Химках, я не видел с конца девяностых, когда покупал первый мобильник. В крохотном коридоре — толпа, очередь — по записи на листочках. Последний номер — 147. Спрашиваю, сколько прошло сегодня. «Человек пятнадцать, только что вышла девушка, которая стояла с девяти утра».
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи