Баумашинен: что показали на выставке Bauma

Фото: Максим Чернявский

Название немецкой выставки Bauma расшифровывается как Baumaschinen — «строительная техника». Этот крупнейший смотр вновь прошел в Мюнхене, и там, разумеется, были любопытные грузовики.

Как все-таки удобен знаменитый немецкий Ordnung («порядок»)! Я не был на Бауме шесть лет, а ощущение — будто вышел оттуда вчера. С той же остановки в ­аэропорту отходит такой же автобус, у выставки — те же семь входов. И стенды компаний на прежних местах, что очень удобно при жестком цейтноте. Разве что народу в этот раз стало еще больше: если в 2013 году на выставке побывало 535 тысяч посетителей, то теперь — 620 тысяч.

Тут леса кранов, поля экскаваторов, целые города асфальтобетонных заводов... Вот только традиционные грузовики не на первых и даже не на вторых ролях. Ведь клиентов интересуют в основном строительные технологии, а на чем установлен бетононасос или подъемник — не так важно.

Локомотивом прогресса на этот раз выступал концерн Volvo: его строительное подразделение VCE, Volvo Construction Equipment, привезло новинки. Это, к примеру, собственный карьерный самосвал, причем с двигателем Cummins, а не Volvo, как у прочей строительной техники этой марки. Причина тому — «наследие предков»: такие самосвалы производит бывшая американская компания Unit Rig, которую шведы выкупили пару лет назад.

Еще один любопытный экспонат на вольвовском стенде — нечто вроде тракторного прицепа, только без дышла. Оказывается, это прототип автономного электросамосвала HX02, разработанный в кооперации со строительным гигантом Skanska и двумя шведскими университетами. Электродвигатель развивает 200 кВт (268 л.с.), и несколько таких «тележек» уже возят руду в шведском карьере. А пока вольвовцы предлагают линейку традиционных с виду экскаваторов и колесных погрузчиков с электроприводом.

Еще один прототип Volvo — гибридный погрузчик LX 01

Scania, в свою очередь, делает ставку на альтернативное топливо: двигатели сканиевских грузовиков могут работать на девяти его видах, включая биоэтанол и гидрированное растительное масло. А машина с газовым мотором и электробетоносмесителем CIFA с подзарядкой от сети — само воплощение экологичности.

Заявлено, что подзарядки в течение часа должно хватить на четыре рабочих цикла. Кстати, электрические бетономешалки в моде: их показывали не только CIFA, но не менее именитые Stetter и Liebherr (последний выкатил даже полуприцепы с таким приводом барабана). Логично: на стройке электричества хватает.

Главное нововведение Мерседеса — уже знакомые по прошлогодней выставке IAA ­видеокамеры заднего вида вместо зеркал. Но если на тягачах их внедрение оправдывается лучшей аэродинамикой, то зачем покупать с ними бетономешалку или самосвал — не очень ясно.

А самым интересным среди мерседесовских «строителей» стал капотный Zetros, однако не с полным приводом, как обычно, а с колесной формулой 6х4. Возможно, это поможет поднять продажи модели хотя бы до мелкосерийных, но, конечно, не в Европе: Zetros был показан в виде экспортного самосвала для Арабских Эмиратов.

У конкурентов из компании MAN основной упор на снижение веса. Разработаны ­гипоидные облегченные мосты, а еще в этом году появится новый девятилитровый двигатель D15 в трех исполнениях (330, 360 и 400 л.с.): он легче предшественников на 230 кг. Все это позволит снизить вес четырехосной бетономешалки на 410 кг.

Ну а больше экспозиций известных грузовых марок, если не считать пары итальянских машин IVECO и Astra (на стенде братского подразделения Case), одинокого турецкого Форда и чешской Татры, которую показывал местный дилер, и не было.

Мало того, в Бауме перестали участвовать производители штучных грузовиков: сюда не приехали немецкие ателье Paul и Maurer, голландские Estepe, GINAF и Terberg, бельгийский Mol и французский Nicolas. За коллег по цеху отдувался только голландский BAS, который притащил очередного рудовозного монстра на шасси Volvo.

Кстати, маркой GINAF с 2011 года владеет китайский концерн CHTC (сам он выпускает легкие грузовички). Два старейших производителя бетономешалок и бетононасосов теперь тоже «плавают под китайским флагом»: немецкий Putzmeister принадлежит компании SANY, итальянская CIFA — марке Zoomlion. Такова тенденция: китайцы активно скупают именитых европейских производителей строительной техники и уже проводят собственную выставку bauma China, которая едва ли не больше немецкой. Потому и китайских машин на немецкой Бауме почти не было — в отличие от запчастей, которые занимали целый павильон.

Создатели турецкого гиганта MPG называют его самым большим складывающимся ­краном Европы: высота подъема стрелы — 60 м, масса — 74 т, колесная формула длиннющего 730-сильного шасси Scania — 14х4

А были ли на выставке российские марки? Как минимум две: к примеру, Кургандормаш, который показал мини-погрузчик Termit 1000. Цифра означает грузоподъемность в килограммах, а при цене 29 тысяч евро Termit почти в два раза дешевле европейских аналогов. Еще был автопоезд с двумя полуприцепами Тонар — такой может брать на борт по сто тонн гравия сразу, и десяток подобных сцепок при помощи голландской фирмы Mitra уже отправлены в Африку и на Ближний Восток.

Автопоезд с двумя полуприцепами Тонар

Следующая Bauma пройдет через три года, в апреле 2022 года. «На том же месте, в тот же час!»

Рекомендованные статьи