Берегись велосипеда: Daimler продемонстрировал все новые системы безопасности
Производители коммерческих автомобилей внедряют все новые «ассистенты водителя» и системы безопасности, и Daimler решил продемонстрировать их разом — на семинаре, который прошел под Берлином. Получилось эффектно! Но пока проблема — в покупателях...
Больше всего я ждал встречи с беспилотным «грузовиком будущего» Mercedes Future Truck, который демонстрировался прошлой осенью на выставке IAA-2014 в Ганновере: ведь, судя по рекламному ролику, водитель на ходу может вообще отвлечься от управления, а фура будет ехать сама по себе, контролируя пространство вокруг при помощи радаров. Новое слово в безопасности движения? Только не в эргономике: залезая в кабину, я та-ак приложился головой о видеоэкран на стойке, заменяющий зеркало заднего вида... Да и демонстрации возможностей «грузовика будущего» не было, поскольку сразу после официальной части мероприятия его убрали с глаз долой: мол, опытный образец.
А что умеют серийные машины? Например, тормозить «в пол» без участия водителя: сорокатонная фура с тягачом Actros летит прямо на стоящие посреди дороги легковушки — и останавливается сама по себе. Впрочем, система, названная ABA (Active Brake Assist), известна давно, и даже в России Mercedes демонстрировал ее еще несколько лет назад. Можем лишь добавить, что, судя по данным мерседесовцев, запас кинетической энергии автопоезда на скорости 80 км/ч можно сравнить с таковым у легкового автомобиля на скорости свыше 400 км/ч.
Другая «дальнобойная» система, на этот раз новая и пока опытная, «видит» велосипедиста, пешехода или просто столб, оказавшийся в слепой зоне зеркал. Стоит водителю грузовика лишь слегка повернуть руль в сторону, с которой находится помеха, как в кабине раздается звуковой сигнал, а на стойке лобового стекла загорается сигнализатор. Но тут уж водителю придется нажимать на тормоз самому: автоматика только предупреждает.
В более легком классе фургонов — свои «ассистенты»: например, ESP последнего поколения теперь работает даже на мини-автопоезде из Спринтера с прицепом (разумеется, оснащенным своей собственной ESP). Прямо на фаркопе расположены датчики, передающие данные об угловых скоростях колес прицепа, и при выполнении «лосиного теста» электроника притормаживает прицеп, не давая ему «размотаться» по дороге и опрокинуться.
Из легкового сегмента пришла система Pre-Safe: стоит пустить фургончик Vito в занос, как он, почуяв опасность, начинает жить своей жизнью. Ремень безопасности подтягивается, приоткрытое окно поднимается, а спинка сиденья становится в положение, близкое к вертикальному (правда, медленно). Случись в этот момент ДТП, электроника бы еще поднимала спинку...
Зато тот же Vito умеет сам парковаться — даже к педалям прикасаться не надо. Знай себе переключай селектор автоматической коробки передач из «D» в «R». Автопарковщик — штука знатная, но психологически непривычная: я с трудом заставлял себя не нажимать на тормоз.
А в целом, показанные системы можно описать несколькими словами: «безопасно», «удобно», «комфортно». Но есть еще одно слово: «дорого».
Скажем, ESP для моделей Citan, Vito и Sprinter является стандартным оборудованием, однако установка фаркопа, совместимого с ESP прицепа, стоит у российских дилеров около 40 тысяч рублей. За волшебный автопарковщик придется доплатить примерно 65 тысяч, причем вдобавок необходимо заказать и мультимедиа с большим дисплеем (для камеры заднего вида) за 24 тысячи рублей.
А для тягачей цены возрастают в разы! Пакет опций Safety Pack Top для тягача Actros MP4, куда входят ретардер и несколько систем безопасности, включая автоматическое торможение перед препятствием, стоит в Германии примерно 11,5 тысячи евро. Сравните с другими пакетами: «комфортный» (климат-контроль, добротная аудиосистема и т.д.) — примерно 5000 евро, «экономичный» (комплект обтекателей, контроль за давлением в шинах) — около 4000 евро. Что выберет в первую очередь владелец среднестатистической транспортной компании? Правильно, экономию топлива. А частник-владелец тягача — «комфортные» опции.
И если в Германии два из трех грузовиков Mercedes заказывают с «безопасными» системами, то в других странах Евросоюза — лишь один из 16 экземпляров. А про нашу страну и говорить нечего, тем более что Actros MP4 у нас вообще не продается. Да и в целом понятие об активной безопасности коммерческих автомобилей у нас в зачаточном состоянии: для грузовой Газели Next даже АБС — и та является опцией.
Зато в Евросоюзе с ноября 2015 года вступит в силу правило, согласно которому все новые магистральные грузовики полной массой свыше 8 т должны оборудоваться системой автоматического торможения перед препятствием (правда, не обязательно до полной остановки), а все грузовики полной массой свыше 3,5 т — системой контроля полосы.
Дело в том, что на первом месте среди аварий с фурами в Европе — наезд на впередиидущий транспорт (причем в 40% случаев — без торможения, когда водитель засыпает). Следом — сход с дороги (видимо, в основном по той же причине). А на третьем месте — наезд на пешеходов и велосипедистов на перекрестках. Так что — берегись велосипеда! И будем надеяться, что «грузовые» системы безопасности будут переходить из числа опций в разряд серийных.