Только КАМАЗ выставил на своем стенде 54 единицы техники — притом что вся «большая семерка» европейских производителей показала 56 машин! Возможно, в перспективе на Комтрансе будет награждаться победитель международного конкурса Truck of the Year, тем более что выставка уже стала местом мировых дебютов: именно здесь впервые были показаны сверхмощный 750-сильный Volvo FH и обновленный IVECO Daily. С них и начнем.
Гонка вооружений... то есть мощностей набирает обороты: не успела Scania объявить свою 730-сильную модель «самым мощным серийным тягачом в мире», как конкуренты из Volvo подготовили ответ. Под кабиной четырехосного тягача-тяжеловоза FH16 — уже 750 сил! И крутящий момент чуть выше, чем у Скании, 3550 Нм против 3500 Нм. Зачем? Видимо, чтобы показать, кто самый крутой на рынке. Но сколько еще шведские производители будут мериться силой? Ведь теоретически моторы можно «разогнать» и до 1000 «лошадей», и выше!
После Комтранса показанная машина (судя по всему, она существует в единственном экземпляре) ушла обратно в Швецию, но ее цена в России уже известна: в таком исполнении, с трехосной задней тележкой Tridem, — около 170 тысяч евро.
На Комтрансе впервые были показаны сразу два КАМАЗА с новыми кабинами — оба с индексом «5490».
Хотя IVECO Daily обновлялся совсем недавно (АР №23, 2009), его вновь модернизировали — и показали в России раньше, чем в остальных странах Европы. Теперь Daily спереди похож на унылую рыбу... Но кузова остались прежними, интерьер — тоже, и турбодизели все те же (2.3 и 3.0). Изменения — в «нанодозах»: например, планка мощности поднялась до 205 л.с., рулевая колонка наконец-то стала регулируемой, а в серийную комплектацию входит ESP нового поколения. Серийное производство таких Daily начнется со следующего января — видимо, тогда же начнутся и их продажи в России. Цена нового Daily по сравнению с нынешними вырастет ориентировочно на 5%. Кстати, сразу после выставки показанный фургон отправился на фирму Нижегородец для переделки в микроавтобус.
У коричневой машины — кабина, которую специально для камазовцев разработала с нуля (а не позаимствовала у какой-либо модели!) корейская компания DMEC. Двигатель — привычный КАМАЗ-740 (V8), но 440-сильный и в исполнении Euro 4 с мочевинным нейтрализатором, коробка передач — автоматизированная ZF AS-Tronic с джойстиком, ведущий мост — Mercedes.
Интерьер кабины Axor — точь-в-точь мерседесовский, только с другой эмблемой на руле
Интерьер «корейско-камазовской» кабины спорный: панель выдается внутрь острым углом, «ручник» — на моторном тоннеле
У белого экземпляра кабина — от модели Mercedes Axor, двигатель (рядная «шестерка» 428 л.с.) тоже от Аксора, коробка передач — ZF, но с рычагом, ведущий мост — опять же Mercedes.
На переднем плане — тягач с кабиной, разработанной при помощи корейской компании DMEC, на заднем — с кабиной Mercedes Axor. Оба носят индекс КАМАЗ-5490
Любопытно. Только зачем держать в гамме модели с разными двигателями и кабинами? Судя по тому, что удалось узнать, кабина от Аксора — «быстрорастворимое» решение, тем более что Daimler уже активно сотрудничает с КАМАЗом. Однако камазовский мотор V8 под этой кабиной явно не поместится, сама она недостаточно просторна, и количество ее исполнений невелико. Почему же камазовцы не взяли более крупную кабину от модели Actros? По словам генрального директора КАМАЗа Сергея Когогина, она обошлась бы намного дороже и не унифицирована с кабиной Axor.
• Кабина Axor: от моторного тоннеля до потолка — 164 см, ширина нижней кровати — 66 см, ее длина — 207 см • Кабина DMEC-КАМАЗ: от тоннеля до потолка 198 см, ширина нижней кровати 66 см, ее длина — 212 см
Поэтому КАМАЗ продолжает вести работы по гамме «корейских» (в смысле — собственных) кабин разной ширины и высоты, из которых показанная на Комтрансе — сама просторная. Другое дело, что на освоение новых кабин нужно 6 млрд рублей. Но, как говорит Когогин, «скоро мы уже не сможем остановиться»...
Окошко в задней стенке кабины коричневого тягача явно лишнее
Субьективные впечатления таковы. Интерьер кабины Axor — точно такой же, как у Мерседесов, только с другой эмблемой на руле. А вот с камазовским вариантом все не так просто. С одной стороны, кабина выше мерседесовской, но кажется тесноватой и недостаточно продуманной. Ширина кроватей — как и у Аксора, всего 66 см (это мало по сравнению с европейскими флагманами), передняя панель сильно выдается в кабину, на моторном тоннеле — большой короб с джойстиком и «ручником». И зачем нужно окно в задней стенке кабины — источник холода?
Прочие недостатки, включая плохо закрывающиеся ящики над лобовым стеклом и «травящую» пневмосистему, мы готовы списать на опытный образец, но один момент удивил. На обоих тягачах конструкторы расположили топливный фильтр-«сепар» так, что нужно заползти под тягач по-пластунски, чтобы слить воду из фильтра! А если на дороге, в слякоть?
Это старый MAN F2000 или «китаец» Shaanxi с лицензионной мановской кабиной? Ни то ни другое, а новый КрАЗ Н23.2М с кабиной из Китая! Теперь кразовцы будут предлагать бескапотные модели с тремя разными кабинами: собственной со стеклопластиковыми панелями, французской Renault Keraх и «китайско-мановской»: жаль только, на выставочном образце интерьер еще «дореформенный», старого образца (сейчас китайцы уже обновили его). Под кабиной — рядная ярославская «шестерка» ЯМЗ-6501 (лицензионный Renault) и китайская коробка передач Shaanxi
МАЗ-5440В9 Простор и МАЗ-6501W6
МАЗ продолжает модернизировать тягачи: теперь они получили имя Простор. У показанной на выставке модели 5440В9 — рядная «шестерка» ЯМЗ-651 (лицензионный Renault), отвечающая нормам Euro 4 при помощи рециркуляции, в кабине — новая передняя панель полукругом и климат-контроль с новым управлением. Еще здесь стоит новейшая белорусская «диспетчерская» система MAZ OnLine, которую по заказу будут устанавливать на заводе. Система, разработанная фирмой Технотон, аналогична тем, что устанавливаются на европейские тягачи (Volvo Dynafleet и т.д.): через интернет можно отслеживать местонахождение машины, расход топлива, даже проводить дистанционную диагностику и «стирать» ошибки. Установка системы на машину обходится примерно в 0, ежемесячная плата — от —3 в месяц. Кроме того, мазовцы показали самосвал 6501W6 в новой комплектации, с двигателем Cummins Euro 4 (уже мочевинным) и кузовом типа «полутруба», причем без подогрева.
Очередной «китаец»? Но почему на его кабине написано «Гуран»? Оказывается, гураны — название кореных жителей Забайкалья, а грузовичок собран из компонентов Dongfeng на военном заводе «88 ЦАРЗ» в Чите. Военные уже сделали 200 экземпляров, и, по их словам, если до конца года удастся продать 300 машин, китайцы обещают открыть в Чите линию по сварке и окраске кабин. Планируется и локализация — рама, проводка, шины. Бортовой Гуран стоит 590 тысяч рублей, этот, с «будкой» из Нижнего Новгорода, на 120 тысяч рублей дороже. Интересная деталь: Гураны везут в европейскую часть страны теми же автовозами, которые доставляют за Байкал газовские грузовички
У обновленной турецкой модели Ford Cargo — больше ста изменений, в том числе более крупные фары, 380-сильный двигатель и «пакет для холодного климата»
Носатый International Prostar+, в отличие от «американцев» на других стендах, — новый, с иголочки! Он прибыл в нашу страну впервые, но пока не продается: машину привезла питерская фирма Гудвил Холдинг для изучения спроса. До кризиса Гудвил собрал партию бескапотных «Интеров», а теперь планирует возобновить сборку уже новой модели
Зачем на шасси «газона»-вездехода поставили надстройку знаменитого американского производителя пожарных машин AmericanLaFrance — ума не приложим. Газовцы обещают «уложиться в три с половиной миллиона рублей», но можете представить лесхоз, который купит машину за такие деньги? Зато кузов наверняка переживет пару-тройку «газонов»
Этот самосвал Scania — карьерный: выставочная машина уже побывала в Новокузнецке, Кемерове, Абакане и Красноярске. Ее грузоподъемность — 34—36 т, кузов сделан из шведской стали Hardox (толщина бортов — 8 мм, днища — 15 мм)
Что здесь делает ЗИЛ? Он же прекратил выпуск грузовиков! Оказывается, уже возобновил: в августе конвейер вновь заработал, и до конца года должно быть сделано три тысячи «больших» ЗИЛов модели 4331. Но ни о Бычках, ни о когда-то перспективных моделях с китайскими кабинами нет и речи, хотя они стояли на выставке. Сейчас к ЗИЛу присматривается КАМАЗ...
Японцы пробуют освоить российский рынок самосвалов при помощи модели Hino 700 с 16-кубовым кузовом московской фирмы Интерпайпван. Цена пока не называется: идет сертификация
Совместное предприятие Mercedes-Benz Trucks Vostok теперь может выпускать в Набережных Челнах и вездеходы Unimog: первый экземпляр собран в июле
Европейские производители осторожно продвигают на наш рынок модные в Европе «экономичные» версии тягачей — такие как MAN TGX Efficient Line. У него полный комплект спойлеров, шины с пониженным сопротивлением качению, нет солнцезащитного козырька, стоят автоматический выключатель компрессора, система контроля за давлением в шинах, автоматический круиз-контроль и т.д. Заявлено, что тягач в такой комплектации экономит до 3 л на 100 км. Первые три машины будут проходить опытную эксплуатацию в сети магазинов Магнит, цена Efficient Line в России — 114—115 тысяч евро
Самый необычный автобус выставки — Lisa (Лиса, а не Лиза!) на шасси IVECO Daily. Он создан нижегородской компанией «Инновационные технологии», но не с нуля: еще в 2008 году был показан экспериментальный автобусик Перспектива, а Lisa построена на той же базе и с использованием тех же элементов кузова. Панели выклеены из стеклопластика, длина автобуса — 8650 мм, в салоне — 30 пассажирских сидений. Предполагаемая цена — 2 млн рублей
НефАЗ-5299Н оснащен гибридным дизель-электрическим приводом: его установила компания Voith по заказу Объединения КАМАЗ, куда входит НефАЗ. На машине стоят 250-cильный дизель Cummins, отвечающий нормам Euro 5, асинхронный электродвигатель-генератор, коробка-«автомат» Voith DIWA и суперконденсаторы Maxwell. Как заявляют камазовцы, такой автобус экономичнее дизельного на 14—25%
Автобусный завод Волжанин намеревается начать выпуск таких машин — как на чешском шасси Avia с двигателем Cummins (на снимке), так и на индийском Ashok Leyland (этой фирме принадлежит марка Avia). Для выпуска автобусов уже строится новый корпус с мощностью 3000 экземпляров в год. Предполагаемая цена — от 1 млн 650 тысяч рублей на шасси Ashok и от 2 млн рублей на шасси Avia
• Среди нововведений в интерьере — ящички со шторкой-«жалюзи» в кабине водителя • Проход в задней части автобуса похож на лабиринт и слишком узкий
До конца года Москва должна получить 2070 новеньких низкопольных автобусов ЛиАЗ — и одиночных, и «гармошек». Все они оснащены двигателями MAN, причем часть отвечает нормам Euro 4, часть — Euro 5 (500 экземпляров с новым салоном) а еще часть — даже еще более чистым нормам EEV (70 «газовых» машин). У показанного ЛиАЗа-5292 — как раз салон нового образца: его элементы делает фирма Кора из Набережных Челнов. Цена такого автобуса с турникетом, видеокамерами и навигацией ГЛОНАСС — 8 млн рублей
Volkswagen Crafter слегка обновлен: главное отличие — в уменьшении рабочего объема турбодизелей (1968 см3 вместо 2461 см3). Такой фургон стоит от 1 млн 254 тысячи рублей, грузопассажирский вариант на снимке — 1 млн 487 тысяч рублей
Гомельский авторемонтный завод из Белоруссии одно время пытался собирать китайские грузовички. Но тот проект не удался, а теперь белорусы привезли на выставку собственный автобус Радзiмiч с двигателем Deutz и мостами Raba
Бразильский автобусный концерн Marcopolo уже известен в России: недавно его продукция производилась при помощи объединения «Русские автобусы» на ГолАЗе и ПАЗе. Но тот проект не удался, и теперь бразильцы нашли другого партнера, КАМАЗ. Новое совместное предприятие будет производить автобусы на НефАЗе, причем в перспективе конструкцию планируется локализовать на 80%. У показанного автобуса кузов — Marcopolo, шасси — КАМАЗ (двигатель Cummins, коробка передач ZF, мосты Mercedes). Предполагаемое начало продаж — второй квартал 2012 года. В следующем году НеФАЗ собирается выпустить 250 Marcopolo, в 2014-м — 750, а начиная с 2016-го — по 3000 машин ежегодно
Scania празднует 100-летие своих автобусов и по этому поводу привезла музейную модель 1932 года по прозвищу Bulldog. До тех пор сканиевские автобусы базировались на грузовых шасси с капотами, а Bulldog стал первой моделью фирмы с привычной нам вагонной компоновкой. Кстати, кузова для Бульдогов строила не сама Scania-Vabis, а фирма Svenska Maskinverken. При длине 8,45 м автобус был рассчитан на 44 пассажира, карбюраторный мотор развивал 100 л.с. Обратите внимание на расположение руля: движение в Швеции до 1968 года было левосторонним!