Бодибилдеры: во что можно превратить Mercedes Sprinter?
В обычном понимании «бодибилдер» — это человек, который накачивает свое тело. А в автомобильной индустрии так называются компании-кузовостроители. Я побывал на выставке мерседесовских бодибилдеров — и вот что увидел.
Мы часто придираемся к российским компаниям-кузовщикам: то панели у них криво состыкованы, то герметик неровно лежит. Вот, мол, у иностранцев — другое дело... Так думал и я, когда летел в Германию на выставку переделок малотоннажников Mercedes. Шесть лет назад на аналогичном мероприятии побывал наш редактор Федор Лапшин — тогда в багажнике полицейского «каблучка» Citan он обнаружил макет пистолета-пулемета Heckler und Koch и сфотографировался с ним, вызвав у мерседесовцев неподдельный ужас (мол, мы мирная компания и не должны ассоциироваться с оружием!). Видимо, немцы запомнили тот случай: на сей раз одинокий полицейский Vito стоял запертым. А основная часть экспозиции была посвящена его старшему брату — Спринтеру.
Поскольку со сменой поколений в прошлом году Sprinter получил в придачу к заднему и полному приводу еще и передний, простор для творчества кузовостроителей расширился — в этом заинтересован сам Mercedes, выпускающий не только готовые автомобили, но и полуфабрикаты для дальнейшей переделки.
Еще одна заготовка под будущую переделку — «голова с колесиками»
Вот, например, «голова» переднеприводного Спринтера с силовым агрегатом и топливным баком, к которой временно прилажена тележка с маленькими колесиками. Эта заготовка в будущем может превратиться хоть в скорую помощь, хоть в почтовый фургон, хоть в кемпер.
Не менее забавно смотрится шасси и вовсе без кабины, с деревянным стульчиком вместо водительского кресла. На таких полуфабрикатах строят автодома, в которых зачастую даже невозможно узнать прародителя! Такие, как показанный кемпер Carthago: выглядит он роскошно, но и стоит как несколько обычных фургонов — от ста тысяч евро.
Еще больше, порядка 160 тысяч евро, придется отдать за скорую с модульным съемным кузовом из 40-миллиметровых сэндвич-панелей. Такие кузова очень просторны, однако нижегородский Самотлор в свое время отказался от подобного решения: машины получались слишком дорогими. А немцам — в самый раз! Кстати, немецким скорым разрешено развивать до 140 км/ч, поэтому их обычно строят на шасси с самыми мощными моторами.
Увидев белый почтовый фургон со сдвижными дверями, я вспомнил желтого «почтовика»-старичка Mercedes T1, который мы испытывали прошлой зимой. Кузов той машины делала фирма Kögel, а этой — другая компания, Spier. Выглядит новый фургон классно, но вот само исполнение...
Полностью стеклянные сдвижные двери — несомненный плюс, только почему они открываются туго, словно створки дешевого шкафа-купе, да еще и скрипят? О полки в грузовом отсеке легко оцарапаться, стеклопластиковый колпак над кабиной просвечивает изнутри. А пол из рифленого алюминия настелили прямо поверх стандартного резинового коврика. Кузов старичка Т1 сделан куда добротнее! И это при том, что одна переделка стоит 30 тысяч евро, а цена комплектной машины стремится к полтиннику.
Примерно этих же денег стоит скромный на вид «реф» литовской фирмы Carlsen Baltic. Его холодильная установка может работать автономно от литий-ионной батареи емкостью около 2 кВт·ч — этого хватает на день, а подзарядиться можно (загибайте пальцы) от двигателя, внешнего источника питания либо солнечных панелей на крыше. Сама же батарея установлена в кузове так, что не мешает европалетам на полу. Кстати, пара подобных машин, только на шасси других марок, работает в Санкт-Петербурге. Ну а раз зашла речь о России…
«Ах, эта свадьба пела и плясала» — и ехала на Спринтере, переделанном в России
Этот смотр в основном немецкий, и иностранных производителей тут можно пересчитать по пальцам. Тем удивительнее было встретить пару микроавтобусов Sprinter с надписью «автоматическая дверь» на русском. Ахтунг, наши в городе!
Оказалось, эти машины подготовил российский партнер Мерседеса по доработкам кузовов — ПКФ Луидор из Балахны под Нижним Новгородом. Луидоровцы превратили один Sprinter в туристический автобус, а другой — в свадебный трансфер, да так, что не придерешься. Пластиковая облицовка стен без стыков, вентиляционные каналы плавно поднимаются над задним рядом сидений, освещение полностью светодиодное, над удобными креслами — полки для вещей. Вдобавок здесь есть USB-порты для зарядки, четырехкиловаттная печка-автономка и 22-дюймовый телеэкран на перегородке. Правда, проход между креслами узковат — «Все потому, что кто-то слишком много ест»? На фоне этой красоты даже российская цена 4,7 млн рублей (в переводе это около 66 тысяч евро) не кажется чересчур высокой. Кстати, это не предел: Mercedes предлагает у нас аналогичные микроавтобусы, только с семью местами в салоне, почти по 5,5 млн. Но в Германию Луидор приехал не продавать, а себя показать: здесь и своих переделок хватает.
Вид с 25-метровой высоты из люльки на Спринтере-автовышке
Примечательно другое: еще несколько лет назад в России кто только не занимался переоборудованием малотоннажников! Микроавтобусы из разнокалиберных фургонов «пилили» чуть ли не в каждом гаражном кооперативе. Сейчас же на этом рынке остались в основном крупные игроки вроде того же Луидора, Самотлора-НН или Нижегородца, которые вынуждены держать планку качества — иначе можно лишиться статуса партнера иностранных производителей и заказов на круглые суммы. И такое рвение похвально — равно как и то, что можно заказать фирменный Mercedes, переделанный на нашей земле не хуже, а то и лучше немецких.
По ступенькам
В программе выставки значился тест-драйв Спринтера 4х4. Накануне шел дождик, и я переживал, что запачкаю ботинки в грязи. Зря боялся! Организаторы соорудили мини-трек с препятствиями прямо на газончике, а длина маршрута не превышала пары сотен метров.
Сам Sprinter нового поколения с полным приводом легко отличить от обычного по высоте: дорожный просвет увеличен до 23 см. Это улучшает геометрическую проходимость, но усложняет посадку: на ступеньку надо буквально запрыгивать. Из прочих ощутимых отличий от обычных версий — более заметный шум трансмиссии: здесь стоит умный полный привод, который в стандартном режиме распределяет крутящий момент между осями в соотношении «35% вперед, 65% назад». Но если колесо забуксует, система 4ETS, интегрированная в функционал ESP, перераспределит момент. Более того, она способна даже имитировать блокировки дифференциалов — правда, из-за этого в теории могут перегреться тормоза, да и износ колодок повысится. Дополнительно можно заказать понижающую передачу — для версий как с «механикой», так и с «автоматом». Стоит ли говорить, что такой Sprinter прошел предложенную «песочницу со ступеньками» играючи!
Но цена... Даже самый простой грузовой фургон Sprinter 4х4 с «механикой» у нас стоит примерно от 3,9 млн рублей против 2,6 млн за неполноприводный аналог, а цена варианта с большим кузовом, «автоматом» и прочими опциями легко переваливает за отметку 5 млн.