Требуешь — едем: по Новой Москве на умной маршрутке

Фото: Петр Грибачев

Еще в 2018 году мы рассказывали об автобусах Chariot в Нью-Йорке и Лондоне: у них нет фиксированных маршрутов, вызываются они исключительно через приложение, а путь выстраивают согласно потребностям пассажиров. Это казалось чем-то далеким, но в 2021 году подобный сервис под названием «По пути» появился в Новой Москве. И я не стал отказываться от возможности проверить его лично.

Автобус Ford Transit системы Chariot в Лондоне (фото — фирма производитель)

Столичный транспорт в последнее время двигается вперед огромными шагами. Сочетая разные его виды, попасть из одной точки города в другую теперь можно двумя-тремя разными способами. Но отлаженная система действует в основном в пределах МКАД, а жителям присоединенных к Москве отдаленных территорий часто приходится проводить немало времени на автобусных остановках, чтобы добраться до того же метро.

Для них и был разработан новый сервис. В качестве пилотного проекта был выбран ТиНАО — объединение Троицкого и Новомосковского округов столицы. Маршрутная сеть не может полностью охватить разрозненные поселки — и поэтому новое транспортное решение отрабатывается именно тут.

Обычные городские маршруты в Рязановском тоже есть — но ходят они не часто

С начала осени сервис «По пути» работает в пилотном режиме. На первом этапе он связал станцию метро «Прокшино» с поселениями Филимонковское, Сосенское, Десёновское и Воскресенское. А с ноября к нему подключили и еще один район — Рязановское, со станцией МЦД «Силикатная». Туда-то я и отправился, чтобы рассказать о принципе работы на собственном примере.

Яркие указатели нового сервиса установлены сразу на ограждении платформы

Практически первое, что бросается в глаза при выходе из электрички, — яркие баннеры сервиса «По пути»: с описанием его работы и расположением ближайшей остановки. Направляюсь туда и попутно открываю на телефоне приложение «Московский транспорт» — геолокация определяет меня в ТиНАО, и сама предлагает воспользоваться новым сервисом.

От станции до остановки идти несколько минут — автобусы можно заказывать еще из электрички

Для этого сперва нужно привязать к приложению банковскую карту (как в такси или в каршеринге) — с нее будет списываться плата за проезд. Указываем на карте (не то, чтобы очень подробной) точку отправления, а затем — конечную точку. В качестве таковой я выбрал местную усадьбу Остафьево, но в целом это может быть любой пункт на обозначенной территории. И вот уже приложение подбирает нужный автобус: на экране появляется его номер и время до прибытия (до 20 минут). Оплачиваю поездку онлайн — и вперед к точке посадки.

Яркие маршрутки контрастируют с унылым осенним окрестным пейзажем

И тут — сюрприз. В сервисе «По пути» работают не обычные синие столичные маршрутки вроде Транзитов, а ярко-желтые автобусы Mercedes Sprinter последнего поколения: в дорогой комплектации, с климат-контролем, кучей ассистентов и автоматической коробкой — мечта любого водителя!

Дверь и ступенька на входе — с электроприводом

На остановке стояло два таких Спринтера: смотрю в телефон и подхожу к автобусу с нужным номером — и это не номер маршрута, а именно опознавательный знак для меня и других пользователей. Дверь открывается автоматически, выдвигается ступенька. Захожу внутрь, и на экране смартфона появляется сканер — его навожу на один из QR-кодов в салоне, чтобы подтвердить поездку.

Первым делом после входа необходимо отсканировать QR-код

Поскольку я ехал не ранним утром, других пассажиров-попутчиков не оказалось — автобус сразу тронулся с места и без остановок направился к конечной точке маршрута, отображающегося на экране планшета на передней панели. По словам водителей, по утрам и вечерам иногда набивается и полный салон. В таком случае электронная система группирует пассажиров по автобусам таким образом, чтобы все ехали примерно в одну сторону, — и на маршруте появляется несколько остановок. Причем, это могут быть как официальные остановки общественного транспорта, так и зашитые в систему точки, где просто можно высадить пассажиров.

На экране планшета — индивидуальный маршрут моей поездки

Кстати, пока сервис работает только по принципу куста — проехать на желтом Спринтере просто по району не получится: начальной или конечной точкой обязательно должна быть станция МЦД (либо, как в соседних районах, метро). В дальнейшем обещают, что такая возможность появится, а сам сервис расширится еще на несколько территорий — включая, к примеру, аэропорт Внуково.

Но это будет потом — а пока я еду до своей остановки и осматриваюсь в салоне. Для городского автобуса здесь прямо-таки царство роскоши. Комплектация — туристическая. В салоне 15 мягких кресел с кожаной обивкой и символикой Мосгортранса. У каждого пассажира — откидной столик и USB-разъем, над сиденьями — багажные полки. Кабина водителя отгорожена аккуратным пластиковым разделителем, в верхней части — большой экран, на который транслируется реклама сервиса. При этом с карты списалось 46 рублей — как за поездку в обычном транспорте…

На перегородке закреплен большой экран

В общем, вышел я из Спринтера в недоумении — зачем столько роскоши обычной маршрутке? Да, работает она по новому и интересному принципу, но пассажиры-то от этого не поменялись. Долго ли вся эта красота проживет в своем первозданном виде? Да и зачем такие траты?

На сайте кузовостроителя ПКФ Луидор, который, собственно, и занимался переделкой этих бусов, за 5,45 млн рублей продается аналогичный Sprinter, но в более простой комплектации — с механической коробкой и без множества опций. Московские Спринтеры точно дороже, а ведь на маршрутах сервиса сейчас их 30 штук. Очень дорого!

На остановках также размещена информация о сервисе

Но не все так просто. «По пути» — это пока пилотный проект со множеством юридических нюансов. В свое время мы рассказывали про частного перевозчика Элпасс в Москве, который работал по принципу заказных электронных перевозок. А новый столичный сервис — его более продвинутый аналог. Логично: транспорт, у которого нет определенных маршрутов, маршрутным считаться не может.

И поскольку формально перевозки тут именно заказные, то и отвечает за них не сам Мосгортранс, а подразделение заказных перевозок. В его парке есть большие туристические автобусы MAN и Setra, а в 2019 году он также пополнился сотней автобусов малой вместимости — таких вот Спринтеров в разных комплектациях. По данным с сайта госзакупок, сумма того контракта составила 614 с небольшим миллионов рублей. И поскольку других аналогичных закупок у этой организации нет, то, вероятно, некоторые машины из той партии и превратились в автобусы для сервиса «По пути».

Впрочем, использовав уже и так приобретенные машины, сэкономить сильно все равно не получилось. Ведь на разработку нового сервиса, поддержание работоспособности всей системы и ее дальнейшее развитие выделено без малого 270 миллионов рублей. Причем — внезапно! — за всю проработку отвечает подразделение КАМАЗа, ООО «Цифровая платформа КАМАЗ». Ее специалисты в том числе и переоборудовали автобусы, оснастив их всем необходимым, включая планшеты на панели.

И получилось-то классно! Но заказные перевозки — не городские. Они накладывают ряд ограничений. К примеру, в таком автобусе нельзя ехать стоя — и все пассажиры должны быть пристегнуты. Более того — детей до семи лет можно перевозить только в детском кресле — которого на борту, естественно, нет. Многие пассажиры об этом не подозревают, и водителям (а их сюда набрали самых опытных, с большим стажем) приходится им это объяснять — или брать на себя ненужный риск.

Но если пилотный проект будет признан успешным — вполне возможно, в транспортное законодательство будут внесены соответствующие изменения. И тогда удобный сервис, который и сейчас работает отлично, сможет развиваться без ограничений — и уже не со столь дорогими автобусами.

Рекомендованные статьи